Формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе детей дошкольного возраста.
статья по теме

Митрушина Ольга Борисовна

Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому много, но основная в том, что взрослые в наше время стараются развить интеллектуальную сферу ребенка, забывая об эмоциональной сфере. Взрослые забывают о том, что обедненная слабо развитая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, определяют в конечном итоге, всю жизнь человека и его место в социуме.

Для ребенка распознание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы можем передать эмоции и выражением лица, и определенной позой, жестом, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. По моим наблюдениям, даже старшие дошкольники недостаточно четко понимают эмоциональные внутренние состояния человека и их проявления.

Необходимо с раннего детства изучать эмоции, что даст возможность, в дальнейшем стать хозяевами своей дальнейшей жизни и не позволит эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами и, самое главное, искажать общение с другими людьми.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Нельзя подавлять и искоренять эмоции, а желательно направлять их в нужное русло.

Необходимо знакомить детей с собственными эмоциональными переживаниями, с проблемами, поступками, эмоциональными состояниями людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе детей дошкольного возраста.

Во многих детских садах особое внимание уделяется физическому здоровью детей, но, к сожалению, забывают о психическом здоровье и эмоциональном благополучии детей. В детском саду ребенок проводит целый день, контактирует со взрослыми (воспитателями, специалистами), со сверстниками и друзьями, испытывает большие психические нагрузки. Основное условие профилактики эмоционального неблагополучия – создание благополучной атмосферы в группе. Необходимо создать в группе открытое и благожелательное общение, взаимное доверие и уважение.

Мы знаем, что одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры, ссоры между детьми, переходящие порой в драки. Драка – это крайний способ решения конфликта, неумение выйти из него. Но конфликты неизбежны и они не считаются абсолютным злом, они проясняют ситуацию, так как обе участвующие стороны узнают о желаниях друг друга.

Перед педагогами стоит задача научить детей различным способам выхода из конфликтных ситуаций, без силового решения. Для этого каждой из сторон необходимо:

  • точно и правильно понимать проблему, причину конфликта;
  • каждая сторона может предложить свой способ решить конфликт;
  • обсудить недостатки и преимущества каждого предложения;
  • принять решение, при котором стороны будут полностью удовлетворены.

Особой важной задачей является профилактика возникновений конфликтных ситуаций, для решения которых используются игры, беседы, драматизации. Цель этих мероприятий – научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их.

Актуальность проблемы - создание дружного коллектива и эмоционального благополучия в группе, используя ведущий вид деятельности: игру. При чем, чтобы в игре дети развивались и  физически, и умственно, и эмоционально. Дети должны больше общаться друг с другом, это общение должно быть дружеским, добрым с взаимопониманием. При возникновении конфликтных ситуаций нужно научить детей самостоятельно находить решение трудных задач.

Педагогу необходимо наблюдать за взаимоотношениями детей: кто с кем общается, играет, кто с кем конфликтует, ссорится и даже дерётся. Можно провести социометрическое исследование: каждому ребёнку предлагается три открытки, которые он должен подарить своим друзьям. Всё фиксируется в таблицу и выясняется психологический климат в коллективе дошкольников.

В поведении многих детей изначально наблюдаются проявления отрицательных чувств: злоба, гнев, безразличие, грубость, даже жестокость. Одной из главных задач воспитателей является формирование эмоционально-положительного климата в группе, желание видеть своих детей добрыми, отзывчивыми и дружными.

Так как нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками, то основным средством сближения, лучше выбрать подвижную игру. Необходимо дать первоначальные представления о взаимоотношениях людей, чтобы ребенок видел вокруг себя жизнерадостную обстановку, полную заботы и ласки. Необходимо выражать одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к другим детям, поощрять дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Для решения выше перечисленных задач можно использовать подвижные игры «Третий лишний», «Чай-чай-выручай», «Казаки-разбойники», в которых игроки должны выручать друг друга под девизом «Сам пропадай, товарища выручай», который очень помогает в игре. Эти игры проходят с большой активностью, эмоциональностью, дети проявляют смелость и ловкость.

Если не все дети включаются в игру, часто возникают конфликтные ситуации, тогда целесообразно использовать элементы художественной литературы: сказки, рассказы, стихи, проблемные ситуации, в которых кто-то выручает друг друга или просто случайно обиженного (петух помогает зайке и не боится лисы).

Художественные произведения воспитывают в детях положительные нравственные чувства: доброту, отзывчивость, взаимопомощь, поэтому необходимо отбирать сказки, рассказы, стихи для развития человечности, гуманных качеств личности. При чтении или инсценировки ребенок переживает описываемые события, решает конкретные ситуации, переделывает концовки сказок на новый лад.

Наши любимые сказки несут в себе нравственный урок, воспитывают добрые чувства. Чувство доброты – это основа нравственной целостности личности. Добрый ребенок будет сочувствовать и сострадать, будет уважать других, он никогда не будет завистливым, грубым, жестоким. Чувство доброты – есть корень всех благородных качеств.

Такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Репка», «Круть и Верть», «Два жадных медвежонка», «Кот серый лоб, козел, да баран», «Крылатый, мохнатый, да масленый» и многие другие формируют у детей доброту, сочувствие, желание прийти на помощь, представление о справедливости, знания о верных и преданных друзьях.

Чтобы развести в стороны хорошие и плохие поступки можно использовать игру «Хорошо - плохо». Перед детьми ставится задача найти выход из создавшейся конфликтной ситуации, решить проблему, каждый может предложить свой вариант. Все чаще в беседах педагог должен стараться ставить вопрос: «А как бы поступил ты?». Дети понимают, что ссора, конфликт отрицательно влияют на здоровье человека. Агрессивность – это плохой выход из конфликтной ситуации, поэтому проблемы, возникающие из-за различных причин (из-за игрушек, из-за выбора ведущего в игре, кто пойдет первым и т. д.) должны решаться другим путем.

Для снятия агрессивности у некоторых детей результативно проводить игры с тесным контактом «Иголка и нитка», «Змейка», «Поезд», «Дракон кусает свой хвост». Ведущего выбирают считалками. В подвижных играх дети проявляются в новых качествах: исчезает застенчивость, появляется смелость, сдерживаются буйные эмоции, если кто-то в игре был мышкой.

Дети постепенно сближаются в дружный коллектив. На этой стадии можно использовать коммуникативные игры, игры на развитие эмоций, на повышение самооценки, словесные игры.

Игра «Доброе слово» очень нравится детям, они все больше слов находят друг для друга. Игра «Ток» передает тепло не только рук, но и теплоту души каждого ребенка.

Детям с удовольствием участвуют в игре  «Путаница», в которой происходит телесный контакт, проявляется выдержка.

В работе воспитателя полезно использовать игры, в которых игроки должны понимать друг друга без слов: «Море волнуется», «Крокодил», «Что мы  делали, не скажем…», а также народные игры, хороводы.

Кроме подвижных игр рекомендуется читать и разбирать с детьми различные произведения, устраивать беседы, диспуты. Помогают в этом произведения Я. Тайца «Кубик на кубик», «Впереди всех», Е. Благининой «Подарок», В. Осеевой «До первого дождя», стихотворения Е. Еремина «Злодей», Е. Шим «Не смей», «Как Татьяна победила Федора», А Кузнецова «Поссорились», Н. Саконская «Подружки», С. Маршак «Есть у меня товарищ Федя».

На основе произведений решаются вопросы о настоящей дружбе, кого бы дети взяли себе в друзья и почему (на примере сказки «Два жадных медвежонка», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»). Дети в общении со сверстниками использовали девиз «Будем делать хорошо и не будем плохо!».

Даже если дети, после проведённой работы иногда совершают агрессивные поступки или выражают обиду грубыми словами, для этого хорошо иметь в группе «волшебный коврик злости» и «волшебный мешочек» для плохих слов.

Используя в работе вышеперечисленные приёмы и методы, педагог заметит, что дети все больше улыбаются друг другу,  радость общения подкрепляется коллективными работами, трудом. У детей возникает желание доставлять радость своим друзьям, что проявляется в изготовлении скромных подарков-рисунков.

Ребята начинают четко различать хорошие и плохие поступки, разграничивать отрицательные и положительные черты характера, изображать в своих рисунках веселое, грустное настроение.

Дети сочиняют и иллюстрируют сказки, рассказы о доброте, взаимопомощи, заполняют окошки «Дома дружбы» различными рисунками из сказок и мультфильмов, где главные герои дружат.

В результате в группе создаётся теплая домашняя обстановка. Общение со сверстниками в различных видах деятельности  носит характер эмоционального благополучия.

Приятно видеть, как на глазах педагога растут дети, будущие взрослые планеты Земля, которым удастся прекратить зависть, агрессию, войны. А пока совместная с другими детьми игра – это условие формирования чуткости, взаимопомощи, гуманизма, справедливости, доброжелательных и дружеских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе детей дошкольного возраста.

Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому много, но основная в том, что взрослые в ...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...