Русские народные игры
картотека (средняя группа) по теме

Григорьева Елена Влаимировна

Русские народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные игры разделены на детские народные игры, девичьи русские народные игры, мужские русские народные игры, русские народные игры совместные совместные для мужчин и женщин.

В России всегда любили играть игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе.

Люди, конечно, играют подвижные игры, но  самые сейчас популярные – это футбол, хоккей и пожалуй все, а на самом деле их большое количество. Если вы прочитаете правила русских народных игр, я уверяю, вы найдете для себя и для ваших детей много интересных и увлекающих подвижных русских народных игр.

Русский народ не только работал, но и умел развлекаться, играя в игры. Я предлагаю познакомится (может, просто вспомнить) с забытыми русскими народными играми для детей, и попробуйте поиграть вместе, вам обязательно понравится!!!

                                               

 

Русские народные игры для детей.

«Пустое место»

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила:  Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может  сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

Третий лишний»

Количество участников - от 8 до 40 человек.

Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

Разновидности игры:

- играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;

- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.

Правило:     Убегающему от преследования нельзя мешать.

«Золотые ворота»

В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз -  не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

Правила.

  1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

Игру"Ехал Грека".

По считалочке (например: Стакан, лимон, Выйди вон) выбираем водящего он вместе со всеми становиться вокруг стула или небольшого стола и начинает говорить скороговорку:" Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак сунул Грека руку в реку рак за руку Греку цап". В ритме скороговорки все бьют одной рукой по столу в конце водящий должен ударить кого-нибудь по руке. В эту игру можно играть и в двоем. В процессе игры дети развивают двигательную активность, ловкость, внимание и речь.

Игра "Краски".

Выбираются "хозяин" и два "покупателя". Все остальные-"краски". Каждая"краска" придумывает себе цвет и тихонько называет его "хозяину". Когда все цветы названы, он приглашает одного из "покупателей". Тот стучит:

-Тук, тук.

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришел?

-За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет (хозяин говорит: Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки. Поноси, поноси да назад принеси)

Если покупатель угадал цвет, то забирает краску себе.

Идет второй покупатель разговор с хозяином повторяется так покупатели подходят по очереди, разбирая краски. Выигрывает тот, кто набрал больше красок.

Эта игра так же развивает речь ребенка, внимание, память и закрепляет знание цветов. Вот пример русских словесных народных игр для развития ребенка.

Русская игра «Кегли».

Ставят на одной черте в один ряд несколько кеглей, только на ровном месте и даже на лугу; средний кегль, самый высокий, носит название короля, прочие — хлапов (слуг). С двух противоположных сторон становятся игроки на условленном расстоянии, называемом чертой игроков. Начинающий сбивать берет в руку шар, метит им в кегли и старается бросить так, чтобы не катанием по земле, но ударом попасть и сбить кегли. Если короля выбьют за черту, противоположную игроку, то считают, что игрок получил сто очков, а за прочие сбитые кегли — по десять очков.

Детская сказка - это первая  и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Психологи считают, что сказки помогают детям постигнуть окружающую их действительность. Ведь любая сказка рассказывает о взаимоотношениях между людьми, о способах  выхода из сложных жизненных ситуаций. И, что из любой ситуации всегда найдётся выход. Язык сказки понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно  подсознательно впитывает жизненно важную  для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций.  Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Через сказку к ребёнку приходит понимание, что в жизни  "хорошо", а что "плохо". Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах  сильных  богатырей, смелых  принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию  эмоций и нравственному развитию ребёнка.

Выбирая первые сказки для малыша необходимо  принимать во внимание  уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки. Ребёнок постарше может уже сам продолжать сюжет новой сказки или даже попытаться сочинить сказку самому, что положительным образом  влияет на развитие его личности, мышления и воображения. Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Значение сказок в жизни детей

Рассказывание сказок ребенку очень важная ступень в развитии ребенка! Благодаря сказкам, мы можем научить малыша различать добро и зло,мы закладываем в нем стремление к прекрасному. Благодаря сказкам у ребенка развивается образное мышление и память. Мысленно он создает образы невиданных ранее стран, больших замков, доблестных рыцарей и прекрасных принцес.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Корней Чуковский писал - цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Я своим детям обязательно рассказываю сказку, они засыпают быстрей, погружаясь во сне в дивный сказочный мир, полный тайн и чудес. Часто, я замечаю, что во сне они улыбаются. Наверно им снятся добрые, красочные сны, где царит добро и любовь!

Роль СКАЗКИ в жизни ребенка

  Мир ребенка полон фантазий, чудес и сказок. Весь необъятный внешний мир оживает в восприятии ребенка.

 Ребенок способен видеть необычное, сверхъестественное даже в самых обычных предметах. Так камушки, найденные ребенком у обочины дороги, превращаются в самые неожиданные вещи от сокровищ до солдатиков. А любая бездомная собака или котенок - в непревзойденных собеседников, которые и поймут, и примут, и поиграют. Если ребенок по какой-либо причине боится чужих животных, то с таким же успехом собеседниками становятся деревья, цветы, птицы.

 Способность наделять предметы и явления сверхъестественными качествами, полностью верить в одушевленность неживой природы является характерной чертой детской психики. Для ребенка значимые предметы и природные явления - живые, т.е. существа наделенные душой и способностью понимать. Таким ребенок воспринимает этот мир, познает его особенности, живет в нем.

 Через игры ребенок учится очень многому, развивается. Игры со сверстниками и взрослыми позволяют приобрести необходимые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Ролевые игры ("дочки-матери", "войнушка", "магазин") способствуют усвоению социальных ролей. Игры с самим собой развивают ощущения и внутренний мир ребенка. Но любая такая игра носит элементы сказочности, где многое зависит от силы воображения. Фантазия и воображение - неотъемлемые составляющие восприятия ребенка.

 Конечно, очень много информации об окружающей действительности ребенок получает через взаимодействие со взрослыми, в частности с родителями. Но всё-таки большую часть информации о ценностях, культуре и традициях общества в котором он живет, ребенок получает из сказок. Сказка приобщает его к нашему миру, нашей системе ценностей в наиболее доступной для него форме. Она позволяет понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для ребенка путем.

 "Сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок", - актуальны и справедливы эти слова Пушкина. Действительно в каждой сказке есть жизненный урок для ребенка. Тем более, что сказка иносказательна и метафорична, полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Поэтому именно через сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила и традиции.

 Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения. Например, в "Сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку": 1. Слушайся старших, 2. Воду из незнакомых водоемов пить нельзя. Сказки "Морозко" и Крошечка-хаврошечка" указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим.

 На протяжении всей жизни мы склонны верить, что добро побеждает зло, а несправедливость будет наказана. Эту надежду мы впитали еще в детстве, когда слушали сказки. Ведь этот принцип является их основным постулатом.

 Мамы часто защищают своих детей предупреждением - "не разговаривай с незнакомыми взрослыми" и т.д. тому же и учит ребенка сказка "Красная шапочка".

 Примеров таких можно привести тысячи, ведь каждая сказка несет в себе скрытый поучительный момент.

 Если у вас самих есть хоть небольшая творческая жилка, вы можете сами попробовать сочинить для ребенка сказку с той моралью, которую хотите донести до вашего малыша. Вот некоторые принципы построения сказки.

 Расскажите ребенку историю, в которой главный герой поступает вначале неправильно и попадает в опасные ситуации, но его спасают и с тех пор он поступает по-другому. Придумайте сами любого сказочного персонажа, через разные ситуации покажите последствия нежелательных поступков, когда герою приходится "платить за свои ошибки", а затем покажите, что после прохождения всех трудностей, он был прощен, приобрел новое знание, понимание. Мораль и тот смысл, навык, который вы хотите привить ребенку - выберете сами. Главное, чтобы все действие сказки происходило в сказочной атмосфере, в волшебной стране, чтобы у ребенка была возможность самому дофантазировать некоторые моменты, представить происходящее.

 Ну, и конечно же нельзя использовать сказку в качестве манипуляции или упрека ("вот, Золушка делала это, а ты нет", "ну, ты совсем как Иванушка-дурачок" и т.п.). Это только ожесточит и настроит ребенка против вас.

 Сказка настолько многогранна и универсальна, что профессиональные детские психологи используют ее в своей работе для решения самых разнообразных проблем. Только называется это уже сказкотерапией, а построенные по определенным законам сказки, которые психолог сочиняет для каждого отдельного случая, для каждого ребенка, называются терапевтические метафоры. С помощью терапевтических метафор психолог помогает ребенку избавиться от страхов, излишней тревожности, научиться контактировать с людьми, развить творческие способности, приобрести уверенность в себе, даже улучшить память и освободиться от ревности к родителям после рождения второго ребенка.

 "В одной мягкой и теплой кроватке спал ребенок. Было ему не много, не мало лет. Снился ему сон, которого мы не знаем. С головы до ног был он укутан в пушистое одеяло, только одна маленькая ладошка выглядывала наружу.

 Летела мимо фея, которая любит детей - это ее основная забота. Тронуло фею умиление, расплылась в ней нежность до кончиков крыльев. И решила она подарить ему колечко. Маленькое золотое колечко.

 Но не в золоте скрыта его цена, а в качестве: на какой пальчик колечко наденешь, в том счастье иметь будешь. А каждый пальчик, в свою очередь, отвечает за определенную сторону жизни. Указательный отвечает за счастье в дружбе, в общении с людьми; средний пальчик - за отношения с родителями; безымянный - за счастье в семейной жизни, мизинчик - за таланты вообще, а большой пальчик - за власть над другими.

 Но сложность заключается в том, что нельзя надеть колечко на все пальчики сразу: маленькое оно.

 Просыпается ребенок, помнит он слова феи, сказанные ему во сне, не верит. Глядь, из ладошки выпало колечко и покатилось себе без оглядки под кровать. Понял тут наш ребенок, что всё это правда, полез под кровать, колечко достал, на все пальчики примеряет - на какой бы надеть.

 Ручонка маленькая, колечко со всех пальчиков соскальзывает, а вот на большом сидит, как будто всегда здесь было.

 А вы ведь помните, что большой пальчик за власть над другими людьми отвечает!

 Остановился ребенок, размышляет: как бы ему эту власть применить.

 А тут как раз бабушка его будить пришла.

- Вставай, - говорит бабушка, - родненький внучок, в садик пора собираться, я уже оладушек тебе напекла.

- Никуда я не пойду, бабка, - кричит ребенок, - да и оладьи твои невкусные, опять с медом, наверное. А я хочу с клубничным вареньем.

 Расплакалась бабушка, но все-таки за клубничным вареньем в магазин пошла.

 Тут мама приходит.

- Как, ты еще не встал! - восклицает мама, - мне еще тебя в детский садик отводить, а я и так уже на работу опаздываю.

 Но не тут-то было. Ребенок ей в ответ:

- В садик я не пойду, а на работу ты поспеши, и чтобы к вечеру у меня игрушек много было.

 Побежала мама на работу - деньги на игрушки зарабатывать. Да еще папу с собой прихватила на помощь (а то у папы в этот день выходной был). Спросонок не понял ничего папа, но видит: сын кричит, ногами топает, видно, очень нужны ему эти игрушки; тоже побежал.

 К тому времени бабушка из магазина вернулась, запыхалась, устала, ножки-то больные, старенькие. Принесла варенья клубничного, да оладушки опять подогрела; а внучок пуще прежнего капризничает: джема ему, мол, персикового захотелось. Бегает, бегает бедная старушка по магазинам, но ничем угодить внучку не может. К вечеру захворала, ножки разболелись, утомилась, легла на диван и встать не может - плохо ей.

 Тут с работы мама и папа вернулись, игрушки мешками несут. Обрадовался ребенок, сидит, пакеты распаковывает, с игрушками играет. А мама с папой до того устали, что сразу спать повалились.

 Наигрался ребенок с игрушками, ему бы поужинать и спать лечь, да еще чтобы на ночь сказку кто-нибудь почитал. Стал будить родителей, а они не просыпаются - спят, как убитые, а бабушка только кряхтит и ничего как-будто не слышит. Пришлось ребенку самому поесть холодные оладушки и спать лечь. На следующий день всё повторилось опять.

 Через некоторое время игрушки уже ставить было некуда, а сказки на ночь ему уже перестали читать, и ужин холодный надоел. Стало ребенку грустно, начал он плакать, разозлился на фею, снял кольцо и выбросил под кровать. Потекла жизнь обычным чередом. Только уставшая бабушка не печет уже пироги - заболела, а измотанные родители, все чаще дома сидят, не хотят они с ребенком в парк идти гулять. Призадумался ребенок, достал колечко, да и надел на средний пальчик, тут оно ему впору оказалось.

 А вы ведь помните, что средний пальчик за отношения с родителями отвечает.

 Выздоровела бабушка, отдохнули - помолодели родители. Опять ему сказки на ночь читают, сладкими пирогами угощают, в парк на аттракционах кататься водят. Так хорошо стало, так привольно. Но время шло, старятся родители, чахнет бабушка. А ребенок знай себе на среднем пальчике колечко носит - вырастать не хочет. Вот уже и бабушка от старости умерла, сказки рассказывать некому, игрушки расхваливать некому, коллекцию камушков показывать некому. Решил ребенок завести себе друга. Да все, кто с ним в детский сад ходил, уже давно выросли, в школе учатся; малыши играть к себе не берут - большой слишком.

 Стало колечко средний пальчик жать, вот и переодел его ребенок на указательный пальчик. А вы ведь помните, что указательный пальчик за счастье в дружбе отвечает.

 Оделся и в школу пошел. А друзей там видимо-невидимо. Ребенок наш умный был, школьную программу скоро догнал, учится, от ребят не отстает. Учится, учится, одну школу закончит - в другую пойдет. В одном кружке отзанимается - в другой пойдет. И все-то у него спорится, все-то у него ладится. Родители не нарадуются, и друзья везде есть. Выросли его одноклассники. Кто куда поразъехались. Кто в институт учиться, кто работать, кто семью заводить. Посмотрел на все это ребенок и решил себе тоже семью завести: дома помощница будет, а то родители совсем старенькие, с делами не справляются. Помнит он указание феи. Вот он и переодел колечко на безымянный пальчик.

 А вы ведь помните, что безымянный пальчик за счастье в своей семейной жизни отвечает.

 Появилась у них в доме помощница, и хорошая, и пригожая. И пироги, и оладьи печь умеет, пол как Золушка подметает, шить-вышивать как Марья Искусница может, а умна, как Василиса Премудрая. Все в руках у нее спорится, все в руках у нее ладится.

 Все хорошо, да только радости в жизни ребенка - нет. Хочется ему еще чего-то. Хотя с какой стороны ни посмотри - все у него есть...

 Делами, заботами жена занимается, детишек родители нянчат, друзья на праздники приходят. А ему что - знай сиди себе, да в окошко смотри. Видит он, что жизнь его лучше, чем у других. Только у других в душе птицы песни поют, и незабудки распускаются, а у него - словно кошки скребут: мол, не свое ты место занял.

 Опять он выбросил волшебное колечко под кровать.

 Тут ему и лучше стало. Жизнь как у всех потекла: с заботами, тревогами, даже со ссорами иногда.

 Но недаром у него жена была умная и хозяйственная. Вынула она колечко, тряпочкой протерла и на полочку положила.

 Вырос уже наш ребенок, уважаемым профессором стал, книжку умную написал.

 Захотелось ему опять добрые старые бабушкины сказки почитать. Потянулся он к полке за старым сборником детских сказок, да и увидел там маленькое колечко феи. Засмеялся, обрадовался, вспомнил все. Подумал хорошенько, да и надел колечко на мизинчик.

 А вы ведь помните, что мизинчик за таланты отвечает.

 И вот наш ребенок (теперь уже уважаемый профессор) не только давно вырос, но и стал талантливым сказочником.

 Сказки его и мы, и наши дети любим, а иллюстрации к ним он сам рисует, да еще музыку к ним сочиняет. Вот так.

 Теперь он счастлив, ведь колечко на мизинчике позволило ему все таланты остальных пальчиков приобрести, и теперь в его душе всегда звучат весенние капели, теплое солнце светит, сочные плоды (интересные сказки) созревают, пушистый снег, а рядом проталины с подснежниками.

 Только не подумайте, что историю про колечко от феи он тоже придумал. А не верите, так посмотрите сами на его мизинчик.

 

Воспитательное значение сказок


Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания ребенка. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры - так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок...

А потому, если взрослый желает обучить своего ребенка каким-то навыкам, воспитать в нем какие-то черты характера, привить чувство добра и зла, объяснить ему какие-то истины, поддержать малыша,- придется разбудить свою фантазию, напрячь память, вспомнив язык детства - сказку.

Почему именно сказки являются столь мощным инструментом для воспитания, обучения детей? Потому что дети мыслят образами. И лучшим способом преподать какие-то истины ребенку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя для себя образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им. Помимо того, что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она еще способна снять состояние тревоги, волнения у ребенка.

Кроме того, роль сказки можно рассматривать и в более широком аспекте - с помощью сказки возможно преодолеть негативные стороны личности, которая только начинает формироваться. Но родители должны помнить, что выбирать сказки следует очень внимательно, обращая внимание на особенности психоэмоционального развития ребенка.

Отмечая роль детских сказок в развитии малыша, стоит сказать о том, что сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Кстати, очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной - и в этом также может помочь сказка. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы.

Задача воспитания ребенка с помощью сказки является достаточно сложной. Необходимо учитывать, что каждый ребенок индивидуален и, соответственно, под его потребности, особенности, нужно выбирать те или иные сказки.

При этом стоит вспомнить, что в сказках содержится мудрость, накопленная многими поколениями. Сегодня очень модно упрекать сказки в ужасной реалистичности. Но при этом жестокие действия, описанные в сказках, ребенок воспринимает как образ. Однако, если малыш постоянно видит сцены насилия по телевизору, то воспринимать их образно в сказках он уже не сможет, а потому необходимо каждый раз разговаривать с ребенком, объясняя ему, что зло должно погибать.

Кстати, тот факт, что в сказках всегда побеждает именно добро, является одним из важнейших факторов в воспитании детей. Зная это, малыш будет больше уверен в своих силах и гораздо легче сможет справляться с жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи. Разумеется, жизнь обязательно внесет свои коррективы, но подсознание будет бережно хранить первые уроки, которые человек, будучи ребенком, вынес из сказок.

Сказки являются отличным инструментом по воспитанию личности. При этом сказки развивают чувства, а не рассудок. Если во время прочтения сказок взрослый будет обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком сказочных персонажей, то возможно на раннем этапе выявить какие-то психологические проблемы малыша и, соответственно, устранить их на самой ранней стадии.

Фантазия ребенка может быть направлена как в положительное, так и в отрицательное русло - родители должны об этом помнить и контролировать мысли и фантазии ребенка, разговаривая с ним каждый раз после прочтения сказки. Начинать всегда лучше с волшебных сказок с простым сюжетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...