Родительское собрание на тему: «Игра в жизни ребёнка».
методическая разработка по теме

 

Родительское собрание на тему:

«Игра в жизни ребёнка».

План подготовки и проведения собрания

 

1.                    Посещение семьи.

Цель: выявление условий правильного воспитания детей в игре; оказание конкретной помощи семье. При посещении узнать, как организована игра в семье, какое место отводят родители нравственному воспитанию малыша в игре, обратить внимание на общую атмосферу в семье, на взаимоотношения между взрослыми и детьми.

2.                    Оформление пригруппового стенда на тему: « Игра в жизни вашего ребёнка».

3.                    Оформление папки - передвижки.

4.                    Организация в д/с наблюдения родителей за играми детей.

 

Анкета для родителей

 

1.            Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (Наличие игрового уголка, места и времени игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка).

2.            Где и как хранятся игрушки? Как вы приучаете ребёнка беречь их?

3.            Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

4.            Кто и как часто покупает игрушки? По какому поводу Вы их покупаете?

5.            Часто ли ребёнок ломает игрушки? Как вы поступаете в таких случаях?

6.            Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Какие роли разыгрываете?

7.            Есть ли в семье старший брат или сестра? Организуют ли старшие дети игры? Наблюдаете ли вы, во что играют дети?

8.            Как вы налаживаете отношения между разнополыми детьми, детьми разного возраста?

9.            Разрешаете ли Вы друзьям приходить к вашему ребёнку?

10.      Наблюдаете ли Вы, как дети играют вместе? Помогаете ли налаживать отношения между детьми?

 

Материал к пригрупповому стенду на тему: «Игра в жизни ребенка»

 

Ø Проанализируйте, из чего сложилось игровое хозяйство вашего сына       (дочери).

Ø Все ли имеющиеся игрушки отвечают возрастным возможностям и индивидуальным особенностям, интересам ребенка? Что по вашему мнению следовало бы изменить?

Ø Какова педагогическая ценность приобретаемых вами игрушек? Все ли они используются в играх ребенка?

Ø В какие из них ребенок не играет, понаблюдайте и выясните – почему?

Ø Проанализируйте, чем вы руководствуетесь, покупая игрушки? Всегда ли ваша покупка педагогически оправдана?

Ø Как часто ребенок в вашей семье получает игрушки, каков мотив их приобретения? Как вы приучаете беречь их?

Ø Просим подумать и рассказать на собрании о том, кто и как в вашей семье играет с ребенком? Как Вы влияете на самостоятельные игры сына, дочери, на его игры с товарищами, братом, сестрой? Проследите, во что играют дети. Отметьте взаимоотношения между ними, поведение своего ребенка в роли и в естественных отношениях с приятелем, старшим братом, сестрой.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu_igra_v_zhizni_rebyonka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Игра в жизни ребёнка».

Воспитатель: Подух О.В.

План подготовки и проведения собрания

  1. Посещение семьи.

Цель: выявление условий правильного воспитания детей в игре; оказание конкретной помощи семье. При посещении узнать, как организована игра в семье, какое место отводят родители нравственному воспитанию малыша в игре, обратить внимание на общую атмосферу в семье, на взаимоотношения между взрослыми и детьми.

  1. Оформление пригруппового стенда на тему: « Игра в жизни вашего ребёнка».
  2. Оформление папки - передвижки.
  3. Организация в д/с наблюдения родителей за играми детей.

Анкета для родителей

 

  1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (Наличие игрового уголка, места и времени игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка).
  2. Где и как хранятся игрушки? Как вы приучаете ребёнка беречь их?
  3. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?
  4. Кто и как часто покупает игрушки? По какому поводу Вы их покупаете?
  5. Часто ли ребёнок ломает игрушки? Как вы поступаете в таких случаях?
  6. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Какие роли разыгрываете?
  7. Есть ли в семье старший брат или сестра? Организуют ли старшие дети игры? Наблюдаете ли вы, во что играют дети?
  8. Как вы налаживаете отношения между разнополыми детьми, детьми разного возраста?
  9. Разрешаете ли Вы друзьям приходить к вашему ребёнку?
  10. Наблюдаете ли Вы, как дети играют вместе? Помогаете ли налаживать отношения между детьми?

Материал к пригрупповому стенду на тему: «Игра в жизни ребенка»

  • Проанализируйте, из чего сложилось игровое хозяйство вашего сына       (дочери).
  • Все ли имеющиеся игрушки отвечают возрастным возможностям и индивидуальным особенностям, интересам ребенка? Что по вашему мнению следовало бы изменить?
  • Какова педагогическая ценность приобретаемых вами игрушек? Все ли они используются в играх ребенка?
  • В какие из них ребенок не играет, понаблюдайте и выясните – почему?
  • Проанализируйте, чем вы руководствуетесь, покупая игрушки? Всегда ли ваша покупка педагогически оправдана?
  • Как часто ребенок в вашей семье получает игрушки, каков мотив их приобретения? Как вы приучаете беречь их?
  • Просим подумать и рассказать на собрании о том, кто и как в вашей семье играет с ребенком? Как Вы влияете на самостоятельные игры сына, дочери, на его игры с товарищами, братом, сестрой? Проследите, во что играют дети. Отметьте взаимоотношения между ними, поведение своего ребенка в роли и в естественных отношениях с приятелем, старшим братом, сестрой.

Советы родителям

*****

Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.

*****

Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям, определяют ценность данной личности.

*****

Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта); двигательные (различные каталки, коляски, спортивные игрушки); строительные наборы (деревянные объёмные геометрические формы); дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т. п.); игрушки-забавы, полуготовые  игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

*****

Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической ценности игрушки. Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские игры, оно рассеивает внимание дошкольника, мешает сосредоточиться на игровом замысле.

 

*****

Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, другие животные, Чебурашка, Буратино и т.п. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-образными игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта или матроса, а дочери – техническую игрушку. Отведите малышу удобное место для игр, найдите время поиграть с ним.

Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать сыну, дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.

                                *****

От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они друзьями, партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке – пример поведения и отношений к ним ребенка.

У сына, дочери должна быть любимая образная игрушка (мишка, обезьяна, кукла, Чебурашка), с которой он гуляет и играет. Такая игрушка может вместе с ребенком участвовать в просмотре мультфильмов, чтении книг, прогулках. В играх с детьми установите правила обращения ребенка с образными игрушками. Она должна иметь место, имя, находиться в определенной позе (сидя, стоя, лежа). Приучайте малыша ухаживать за игрушками: не бросать их, не держать за волосы, за ноги.

*****

Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, еще лучше отдельный игровой уголок.

Книги, пластинки, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома. Эти учебные пособия развивают детское мышление, приучают к систематическим занятиям, усидчивому труду.

*****

Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите, как ее использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на «день рождения».

Поиграйте вместе с ребенком, пригласите по возможности сверстников или детей, близких по возрасту. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, учите их правилам общения. Еще лучше, если кто-то из родителей поиграет вместе с детьми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой.

Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника.

Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность.

В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в д/саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки.

В игровой роли он не только действиям подражает, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

Все это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и в дальнейшем у ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. Игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки и т.д.) с ребенком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в д/саду и семье.

Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал (кубики); превратить в кровать для большого мишки и коляску для его прогулки; использовать как чемодан для кукольной одежды и т.п. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у ребенка, тем разнообразнее его игры. Но  разнообразие  игрушек  не  означает  их обилия. Достаточно иметь 2 – 3 игрушки одного вида. Когда у малыша много однообразных игрушек, ограничивается его игровой опыт, интересы, а, следовательно, и развитие.

Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки – их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка.

Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но наблюдения показывают, что даже при наличии отдельной  детской комнаты детям не выделяется отдельный уголок. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках, коробках, узлах. Если игрушки младшего дошкольника не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет еще планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся старшие члены семьи. Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях, местом для игры он выбирает комнату бабушки, в которой можно играть, кухню, если там находится мать, и т. п. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.

Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребенок отказывается убирать их.

Рассмотрим такой пример.

«Квартира четырехлетней Машеньки. Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз Машенька чуть не со слезами на глазах приводит в порядок свое игровое хозяйство.

- Ну-ка, кто быстрее наведет у себя порядок: ты или я? – предлагает мама дочке. – Ты соберешь свои игрушки, а я вымою посуду и уберу со стола. Договоримся, чтобы все было сделано  как следует, аккуратно.

Этот прием не раз выручал маму, и дело обходилось без капризов дочери. В следующий раз изобретательная мама поступает так:

 - Пора собираться гулять. Все игрушки – по местам! Кукла Наташа, посмотри, как Машенька станет наводить у себя порядок. Потом расскажешь мне: аккуратная ли наша Машенька.

Мама наклоняется к кукле и что-то шепчет ей на ухо.

- Что ты сказала ей? Скажи мне? – с любопытством спрашивает малышка.

- Не скажу. Это наш с Наташей секрет. Узнаешь после того, как уберешь игрушки. Правда, Наташенька, после скажем?

Кукла Наташа кивает головой и выдворяется на видное место: она «смотрит», как убирает игрушки ее маленькая хозяйка. Мама уходит из комнаты. Девочка спешит, конструктор укладывается в ящик так, что крышка не закрывается. «Может быть, можно не задвигать, а положить его сверху?» -

думает девочка. Но, оглянувшись на куклу, убеждается, что этого делать нельзя: кукла Наташа так укоризненно смотрит!

Наконец все в порядке. Мама входит в комнату, берет куклу на руки. Девочка видит, как они о чем-то «шепчутся». Потом мама говорит:

- Моя дочка – аккуратная девочка. Она молодец: всегда хорошо убирает свои игрушки. Правда, Наташа? – кукла кивает в знак согласия.

- А теперь скажи секрет! – просит девочка.

Мама и кукла Наташа  чем-то потихоньку разговаривают.

- Сказать Машеньке? ( Кукла согласно кивает.) Наташа по секрету мне сказала: «Очень люблю Машу: она аккуратная, любит свои игрушки, хорошо за ними ухаживает».

Девочка довольна, с хорошим настроением отправляется гулять».

Сюжетно-образная игрушка, какой является в играх Машеньки кукла Наташа, - одно из средств нравственного воспитания детей. Важно, чтобы такой игрушкой пользовались в играх и мальчики, и девочки. Например.

Дома у Саши несколько сюжетно-образных игрушек, но самые любимые – мишка и собака по кличке Дружок. Саша водит их на прогулку, показывает им картинки в детских книжках. Играя, мальчик объясняет мишке и Дружку правила поведения, сообщает им то, что узнал сам. Уходя утром в детский сад, Саша сажает Дружка на пол и наказывает ему стеречь мишку, которого кладет в свою кроватку.

Домашние игрушки заменяют ребенку братьев и сестер, если их у него нет. Но игрушка развивает игру лишь при наличии детского опыта, а у младшего дошкольника он еще мал. Малыш не умеет пользоваться игрушкой, не может играть самостоятельно, поэтому ищет сотрудничества со взрослыми и старшими детьми. Помогайте ребенку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится не интересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке. Игру малыша развивает обращение к его прежнему опыту: «Как мама разговаривает с Таней?» Вопросы наталкивают на продолжение игры или на новую игру: «Ты кормила своих детей? Они наверно, есть хотят», «Как же Дружку обойтись без домика? Ему холодно» и т.п.

Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать ее. Это сделать никогда не поздно. Конечно, детская игрушка часто стоит не дорого, ее можно заменить подобной, но помните, что со старой игрушкой у сына (дочери) связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны.

Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки может обыгрываться по-разному: если у мишки оторвалась лапа, ухо, взрослому можно на время превратиться в доктора Айболита, а ребенку предложить роль медицинской сестры (подержать, подать или просто постоять рядом); если у машины отскочило колесо, ее можно поставить на время ремонта в «гараж», сделанный из строителя.

Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.  

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему "Игра в жизни дошкольника"

Собрание проводится в форме дискуссии.Раскрываются вопросы: значение игры в жизни ребенка, как научить ребенка играть, по каким критериям выбирать игрушку....

Родительское собрание на тему «Игра в жизни детей»

Организационная форма: презентация родительского собрания Тема: родительское собрание на тему «Игра в жизни детей» Группа:  средняя  Цель: повысить уровень педагогической культуры родител...

Родительское собрание на тему: "Игра в жизни ребенка".

Наблюдая за современными  детьми ,все больше убеждаешься в том, что родители очень мало времени уделяют играм с детьми. Причинами нежелания родителей играть с детьми являются: занятость на работе...

Выступление на родительском собрании на тему: Игра в жизни ребенка.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. "Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или п...

Родительское собрание на тему: «Игра в жизни ребёнка»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу ...

Родительское собрание на тему: «Игра в жизни ребёнка» - Презентация

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности. В игре ребёнок развивается, познаёт очень важный этап человеческой культуры – взаимоотн...

Родительское собрание на тему "Сказка в жизни ребёнка"

quot;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. "В. А. Сухомлинский...