Главные вкладки

    РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
    консультация по теме

    Осташова Марина Игоревна

    История влияния семьи на воспитания ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, эта проблема волновала умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо и другие 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskaya_gazeta.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

    Попова Л.М.

    История влияния семьи на воспитания ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, эта проблема волновала умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо и другие [1].

    Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.

    Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Несмотря на видимые достоинства, газета для родителей не стала популярной формой взаимодействия ДОУ и семьи в массовой практике. Мы предприняли попытку выяснить, почему так происходит, какова технология подготовки и выпуска газеты, её эффективность.

    Газета для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, если:

    • содержание газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей;
    • в газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;
    • каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми;
    • в ДОУ будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет.

    Принципиально отличие газеты от стенда состоит в том, что газета издается в каждой группе и строго ориентирована на конкретных родителей и детей. Каждый номер газеты посвящается только одной теме. Авторами газеты являются воспитатели ДОУ, студенты-практиканты и родители.

    Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Также нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях. Важно показать родителям своеобразие каждого ребенка и его особенности.

    Организация работы по выпуску каждого номера газеты проходит в следующем алгоритме:

    • воспитатели собирают информацию по теме номера: высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки детей и т. п.

    • психолог наблюдает, выявляет индивидуальные особенности детей, значимые для обсуждаемой в номере темы, отбирает возможные для публикации материалы;

    • родители (если хотят) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят фотографии детей, если они выполнены в цифровом формате, тиражируют готовый номер;

    • все другие специалисты ДОУ периодически готовят материалы в соответствии с темой;

    •старший воспитатель редактирует газету, осуществляет компьютерную верстку, форматирует, корректирует, выпускает каждый номер газеты.

    Таким образом, можно констатировать, что в орбиту взаимодействия вовлечены все участники целостного педагогического процесса: администрация учреждения, воспитатели, родители, специалисты дополнительного образования, психологическая и медицинская службы.

    Содержание газеты определяется актуальными проблемами возраста детей, интересами и потребностями родителей, творческими пристрастиями педагогов, выпускающих газету. Размер газеты невелик (формат бумаги A3), поэтому каждый номер посвящается только одной теме.

    Так, для родителей младших групп актуальными являются следующие темы:

    • Пойдем скоро в детский сад. В этой газете идет разговор о том, как подготовить ребенка к посещению детского сада, каким должен быть режим дома, когда удобнее всего привести малыша в группу, на какое время оставить. Здесь же полные сведения о воспитателях группы: имя, отчество, образование, награды, отзывы выпускников и их родителей о педагогах. Газета разносится по домам, когда уже есть путевки и мы знаем, кто точно к нам придет.

    • Что такое адаптация? Разъясняется физиологический механизм привыкания ребенка к новым условиям. Помещаются заметки воспитателей о первых успехах малышей. Публикуются мнения родителей - хорошо ли их детям в группе, советы психолога - как облегчить адаптацию.

    • Хочешь быть здоровым? Здесь советы врача. Что мы можем сделать для сохранения здоровья детей? Как мы закаливаем сына (дочь)? - опыт родителей. Фиточай, кислородный коктейль и проч. - система закаливания в детском саду. Пальчиковая гимнастика для малышей - комплексы со словами.

    • Учимся играть. Материалы выстраиваются так, чтобы родители осознали: игра - не пустая забава, а важнейшая для ребенка деятельность, и только в ней он сможет полноценно развиваться. Помещаются записи игр наших детей в группе и в семье, даются советы, как помочь ребенку освоить эту деятельность.

    Тематика газет для родителей средней группы:

    • Малыши нуждаются в вашей любви. Смысл этого номера: ребенок будет расти счастливым только в семье, где его любят, но и родителей не будет никто и никогда так сильно любить, как любит их ребенок в первые годы жизни.

    • Какие они разные, наши дети! Об индивидуальных особенностях наших детей.

    • Почемучки. Детские вопросы как показатель интеллектуальной активности детей. Как поддержать эту активность, как отвечать на вопросы детей.

    • Бить или не бить? О поощрениях и наказаниях в воспитании.

    • Ребята и зверята. Как знакомить ребенка с природой, нужно ли и при каких условиях держать дома животных, что это дает малышу.

    В старшей и подготовительной группах нет более значимой проблемы, чем переход в школу, поэтому, так или иначе, все газеты посвящены этому событию.

    • Ты хочешь в школу? Главное в этом номере - убедить родителей в важности мотивационной готовности детей к школе, показать, что делает для этого детский сад и что может делать семья.

    • В какую школу отдать ребенка? Почти весь номер отдан завучам ближайших школ для презентации своих первых классов. Здесь же предупреждение психолога: не перегружайте ребенка! Будьте внимательны к его здоровью, его эмоциональному состоянию.

    • До свиданья, детский сад! Наши напутствия выпускникам, благодарности родителей и детей педагогам детского сада.

    Таким образом, можно утверждать, что родительская газета в современном виде стала эффективной формой взаимодействия семьи и ДОУ и прекрасным методом педагогического информирования родителей.

    Литература

    1. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
    2. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников в семье. – М.: 1979. – 240 с.
    3. Скинер Р. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1995. – 150 с.
    4. Усова А. Обучение в детском саду. - М., 1970. – 280с.
    5. Фолкен Ч.Т. Психология – это просто. – М.: Агенство «ФАНР», 1998. – 280 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"

    Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать  формированию  нового  менталитета  родителей  как воспитателей и изменить саму с...

    «Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

      Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

    «Родительское собрание как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

    Родительское собрание «В каком возрасте купить ребенку первый телефон» Цель: создание условия для осмысления родителями влияния сотового телефона на детский организм. Задачи: 1. Обратит...

    "Организация родительского клуба как форма взаимодействия ДОО и семьи"

    В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследовате...

    ИКТ как форма взаимодействия ДОУ и семьи

    Формы взаимодействия ДОУ и семьи с помощью ИКТ...

    "Мастер - класс как форма взаимодействия ДОУ и семьи по художественно - эстетическому развитию дошкольников"

    Презентация "Мастер - класс как форма взаимодействия ДОУ и семьи по художественно - эстетическому развитию дошкольников"...

    Буклет "Родительская газета как форма взаимодействия ДОУ и семьи"

    Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно оттал...