Художественно эстетическое воспитание
методическая разработка (средняя группа) по теме

Низамиева Роза Султановна

В помощь воспитателям и методистам 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 4

Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ»

                            Вид  деятельности

 Ответственный

                                           Подготовка к педсовету

1. Семинар «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

Воспитатель

Гуляева М.И.

2.  Тематическая проверка «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

3.  Просмотр открытых занятий по изодеятельности, аппликации, конструированию.

Воспитатели

4. Домашнее задание для педагогов: подготовить «Весенний букет» (название букета – принцип его составления).

Воспитатели

                                               Повестка дня

I. Теоретическая часть

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета

Завед. МДОУ № 3

Решетова В.Н.

  2. О создании комфортной обстановки в ДОУ

Завед. МДОУ № 3

Решетова В.Н.

  3. Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей?

Муз. руководитель

Лукьянова Л.Б.

  4.  Принятие и утверждение  «Программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста»  МДОУ Д/С № 3 «Тополек»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

 II. Практическая  часть

 1. Деловая  игра  «Педагогический пробег»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

  2. Проверка домашнего задания «Лучший весенний букет»

(название букета – принцип его составления).

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

III. Итоги тематической проверки «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

IV. Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета.

Завед. МДОУ № 3

Решетова В.Н.

О создании комфортной обстановки в ДОУ.

Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. При внешней пассивности предметный мир активно воздействует на малышей. Они узнают названия вещей, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на их форму, цвет, пропорции, материал. С возрастом они замечают, как по-разному может быть расставлена мебель и размещены игрушки, как оформлены стены комнаты. Постепенно дети  и сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику или развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным,  но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно-информативна, привлекательна и доступна. А педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.

           Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т.е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

          Можно ли говорить о хорошем здоровье ребенка, если он воспитывается в неблагоприятных условиях?  Нет. Свет, чистота, простор – залог  жизнеспособности человека. Это главнейшие условия эстетически организованной среды. Поэтому недопустимо загораживать окна шкафами и полками, цветочными горшками, клетками и аквариумами. Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка-дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию.  Поэтому следует чаще менять эстампы и другие предметы тематического художественно-декоративного оформления в группе. Если ребенок имеет дело с предметами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.

           Каждое помещение в группе  (спальня, раздевалка) оформляется в соответствии с тем, для чего, для какой цели оно предназначено. Но когда дело касается оборудования и оформления помещений, имеющих одно и то же назначение, но для детей разных возрастов, то далеко не всегда сразу можно определить, для детей какого возраста предназначено данное помещение. Нередко обстановка групповых комнат детей младшего и среднего и особенно старшего и подготовительного к школе возраста мало чем отличаются между собой. Избежать однообразия можно цветовой отделкой, размещением оборудования и введением знаковой символики этих помещений.  При оформлении групповой комнаты нужно поставить такие планировочные акценты, которые сразу же указывали бы на возраст детей, кому предназначена данная комната, т.е. оформлением нужно подчеркнуть то главное, что характерно для деятельности детей этого возраста. Например, основной планировочный акцент в групповых для младших возрастов – игровое поле. Причем жесткого определения игровой зоны в практике может и не быть, дети играют на  всем пространстве комнаты. Однако зонирование позволяет дисциплинировать педагогический процесс, помогает воспитателю организовать детей для выполнения той или иной работы.

            В комнатах старших дошкольников больше внимания уделяется выбору и оборудованию зоны занятий.  Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый  доступ к материалам и пособиям. На занятиях и вне их дети много и увлеченно рисуют, лепят, конструируют, изготавливают вместе с воспитателем различные поделки, которые затем  используют в своей игровой деятельности. При зонировании необходимо найти места для размещения сделанных детьми работ. Желательно, чтобы эти работы использовались при оформлении детского сада и служили целям эстетического воспитания. Выставки детского творчества могут быть кратковременными и довольно длительными. Кратковременные выставки устраиваются в зоне занятий, игровой и зоне художественной деятельности детей. Выставки детских работ в вестибюле, коридоре и других помещениях обычно более длительные, и поэтому их оформление продумывается тщательнее.

           В детском саду должны быть созданы условия для художественного развития каждого ребенка в коллективе. Следовательно, и оформление должно соответствовать решению задач как индивидуального, так и коллективного воспитания и развития детей.

Как решаются задачи эстетического воспитания

в музыкальной деятельности.

Всегда вызывает восхищение человек интеллектуально развитый, умеющий логически мыслить, концентрировать внимание, обладающий хорошей памятью, физически крепкий. Но достаточно ли этих качеств, чтобы считаться всесторонне развитым?

         По настоящему  гармоничный человек эмоционально чуток, восприимчив, он способен чувствовать прекрасное и наслаждаться удивительным миром искусства. Огромную роль в эмоциональном развитии играет музыка, как «язык чувств».

           Основная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста: развитие эмоционального отношения к музыке, формирование хорошего музыкального вкуса. Эту работу нужно начинать с раннего детства. Не случайно с древних времен любая педагогическая система не мыслилась без изучения музыки, рисования, танцев, иностранных языков, а зачастую эти дисциплины считались ведущими. Американские ученые считают и сегодня, что музыка развивает интеллект и познавательные способности.

 Культура – это наследство предыдущих поколений (все художественные ценности, в том числе и музыка). Задача музыкального руководителя состоит в том, что чтобы сформировать у детей эмоционально-оценочное (положительное) отношение  к музыке, чтобы каждый ребенок присвоил эти культурные ценности  (это моя музыка, я ее люблю). Если с раннего детства музыка запала в душу – то это ребенок присваивает на всю жизнь.

         В старшей группе дети уже дают обоснованную, аргументированную оценку музыке. Оценка – это желание ребенка повторно слушать музыкальное произведение. Из числа любимых можно назвать следующие произведения, которые слушают дети: «Тройка» Свиридова,  «Испанское болеро» Чайковского из балета «Лебединое озеро», «Мелодия» Глюка, «Шутка» Баха и др.

         Как решаются задачи эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности? Прежде всего через слушание и восприятие  классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика), это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т.д.)

Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, произведений живописи педагог формирует у детей  представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.

На музыкальных занятиях активизируется  познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы.    При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

 Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека.

 Музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволяет детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух,  чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

Чтобы полностью выполнить программные требования, надо хорошо продумать методы и приемы, которые строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Ведущая роль принадлежит педагогу, который должен строить свою работу, прежде всего  с учетом интересов и потребностей каждого ребенка. Музыкально-эстетическое воспитание направленно не только на развитие каких-либо способностей, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, методы должны быть едины  по своей направленности и обеспечить в конечном счете воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.

Принятие и утверждение

«Программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста» в МДОУ Д/с № 3 «Тополек»

        Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса МДОУ Д/С №3 «Тополек» и является его приоритетным направлением. Поэтому нами была разработана «Программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста».

Основная задача данной программы – раскрыть формы, способы организации и содержания воспитательно-образовательного процесса ДОУ №3 в  художественном эстетическом развитии детей в возрасте 2-7 лет.

           В составлении программы принимали участие:

Решетова В.Н. – заведующая МДОУ № 3

Анищенко Н.В. – старший воспитатель

Лукьянова Л.Б. – музыкальный руководитель

Масюкова Г.И. – музыкальный руководитель

Гуляева М.И. – воспитатель

Фаткуллина А.А. – педагог-психолог

Программа состоит из следующих разделов:

  •  Пояснительная записка
  • Актуальность
  • Компоненты программы
  • Ожидаемые результаты
  • Этапы выполнения программы
  • Содержание воспитательно-образовательного процесса
  • Структура предметно-развивающей среды
  • Дополнительные услуги, реализуемые в ДОУ
  • Стратегия развития ДОУ
  • Структура воспитательно-образовательной системы в работе ДОУ
  • Кадровое обеспечение
  • Требования к педагогу
  • Финансово-экономическое обоснование проекта
  • Перспективные планы по музыкальному воспитанию
  • Тематические планы по изобразительной деятельности

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса МДОУ Д/С №3 «Тополек» и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

        Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей        этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

 Основные задачи:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;
  • Воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;
  • Формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;
  • Создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

        Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его в движениях, жестами, мимикой, слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету отдельных персонажей.
  3. «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов, гримирование в рисунке под определенного персонажа, моделирование театральных костюмов.
  4. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
  5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим /люди, природа, мир/, а также знакомства со строением предметов, объектов.
  6. «Физическое развитие» воспитание вкуса к здоровому образу жизни, понимание красоты здорового тела, движений, упражнений. Воспитание потребности быть здоровым и красивым.

Актуальность

            Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

             Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Компоненты  программы

Содержание основных тем программы включает в себя три компонента.

  1. Федеральный компонент. Обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой включается реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах, формирование музыкальных основ базовой культуры личности, специальные темы художественно-эстетического и музыкального развития. Ориентируется на государственные стандарты образования и воспитания детей.
  2.  Национально-региональный компонент.  Данный компонент (в дальнейшем именуемый как региональный компонент) отражает образовательное пространство, которое обозначается понятием, например, «Оренбургский край». Территориальным ядром признаются современные пределы Оренбургской области. Региональный компонент учитывает национально-региональные особенности,  специфику состава населения и определяет обязательный минимум содержания  данной программы по языку, истории, культуре, географии. Содержание и объем  регионального компонента определяется всеми гранями своеобразия Оренбургской области. Наиболее общими сферами, определяющими структуру  образовательного пространства данной программы, являются природа, социум, культура.
  3.  Локальный компонент. В соответствии со ст. 32 п. 2 Закона «Об образовании» представлен занятиями по выбору, индивидуальным обучением, факультативными занятиями, кружками.

 Этапы выполнения программы

I этап: Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей.

        Эстетическая развивающая среда в группе создается как фактор формирования в человеке добра и красоты и включает:

  • Внутренне убранство групп, где живут и воспитываются дети /окраска всех поверхностей – стен, потолков, пола/, должно быть спокойных тонов,
  • Световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества,
  • Соответствие психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своим назначением, но и внешним видом.

II этап – Организация работы ДОУ по данной программе.

Деловая игра  «Педагогический пробег»

Ведущий предлагает считать педсовет  своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к изобразительной деятельности, формирования культуры.

Участники педсовета делятся на две команды с помощью лотереи. Ведущий игры дает целевую установку:  «Командам двигаться каждой по своему маршруту. При  правильном ответе на вопросы получать разрешение на переход к последующим этапам пробега. Победителем будет считаться та команда, которая, несмотря на лишения и трудности дистанции, проходит к финишу».  Членам команды дается 1 мин. для  придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме педсовета.

Первая остановка  «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).

                                     Первая команда

  • Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы,  изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т.д.; дети старшей группы, изучали  белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
  • Между мамами состоялся следующий разговор.  «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?

Вторая  команда

  • Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать.  Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие отца с точки зрения теории Л.С.Выготского  о «зоне ближайшего развития».
  • Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

Вторая остановка  «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Третья остановка  «Калейдоскоп изобразительного искусства»

                              Первая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
  • Выберите из представленных портретов портрет В.М. Васнецова и из репродукций («Аленушка», «Богатыри», «Иван Грозный») репродукции его картин.
  • Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.
  • Выскажите предположения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе  воспитательно-образовательной работы.

                           Вторая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
  • Выберите из представленных портретов портрет И.Е. Репина и из представленных репродукций («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии») репродукции его картин.
  • Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  • Выскажите предположения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе  воспитательно-образовательной работы.

Четвертая остановка   «Умелец»

Задание на изготовление из имеющегося изобразительного материала образца приглашения на праздник «Выпуск в школу» (по содержанию и технике выполнения изготовление пригласительного билета должно быть доступно для детей старшего дошкольного возраста).

                                                Кроссворд

               «Народно-прикладное  искусство в работе с детьми»

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

     

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья.

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести?

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.

Тематический контроль

«Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей в МДОУ ДС № 3 «Тополек». Проверить уровень развития детей в старших и подготовительной группе.

Сроки проведения: с 12 марта по 27 марта 2007 года.

                                   План тематического контроля.

Вопросы контроля

Методы контроля

Содержание контроля

Ответственные

1.Знания, умения и навыки детей

Наблюдение педпроцесса (просмотр и анализ занятий). Анализ детских работ. Анализ диагностических карт.

Выявление уровня усвоения детьми программы.

Деятельность детей на занятиях.

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

Воспитатель по ИЗО

Гуляева М.И.

2.Знания, умения и навыки воспитателей

Наблюдение педпроцесса (просмотр и анализ занятий).

Собеседование с воспитателями.

Знание воспитателем программных задач  по данной теме.

Анализ форм, методов и приемов работы с детьми.

Анализ самообразования педагогов.

Заведующая

МДОУ ДС № 3

В.Н. Решетова

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

3.Планирование работы с детьми

Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми.

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, наблюдения, самостоятельная деятельность, игры, выполнение режимных процессов.

Заведующая

МДОУ ДС № 3

В.Н. Решетова

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

4.Создание условий

Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей среды: в группах, в изостудии, в музыкальном зале.

Наличие пособий и игр для фронтальных и индивидуальных занятий.

Методическое обеспечение

Целесообразность размещения материала

Заведующая

МДОУ ДС № 3

В.Н. Решетова

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

5.Работа с родителями

Анализ документации, наглядной пропаганды

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме.

Анализ планов, наглядной агитации по данному разделу.

Ст. воспитатель

Н.В. Анищенко

 Материалы тематического контроля:    

  • Диагностические карты знаний, умений и навыков  детей старшего дошкольного возраста.
  • Карта контроля «Анализ детских работ»
  • Карта контроля «Планирование работы с детьми»
  • Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей.
  • Карта контроля «Создание условий», «Работа с родителями.

Справка

по результатам тематического контроля

«Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

I. Оценка уровня знаний, умений и навыков детей.

В ходе тематической проверки проводилось обследование детей старших и подготовительной группы по разделам изобразительное искусство и музыкальное развитие.

Проанализировав детские работы и знания, умения, навыки детей старших групп можно сделать следующие выводы.

Практически все дети (92%) проявляют интерес  к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке наблюдается у детей 7 группы. Основная масса детей (78%) выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения, но организация занятий в изостудии  не дает возможность предоставить детям  более широкий выбор материала и затрудняет  творческое применение различных техник изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые  навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом  плане).

Анализ знаний, умений и навыков детей по музыкальному развитию позволяет сделать следующие выводы.

Дети умеют вслушиваться в музыку, понимают ее образное содержание, почти все дети (93%) умеют определять жанр произведения (марш,  песня, танец). В основном все дети старшего возраста (83%) умеют связывать движения с музыкой, выполнять совместные движения, 66% детей имеют высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, 34% - средний уровень.

II. Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий), а также в ходе собеседования с воспитателем.

Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно руководить детским творчеством. Многие педагоги, особенно молодые, прежде всего понимают личную готовность к занятию только  как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами. Профессиональные педагоги строят каждое  занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей (так бывает, а так не бывает).

У многих педагогов формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же  методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий. Мало внимания уделяют анализу детских работ.

III. Планирование работы с детьми.

В календарных планах воспитателей планируются занятия по музыке, изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с художественной литературой. В планах гр. № 9, 6 нет программного содержания  этих занятий.  Планируется индивидуальная работа с детьми,  беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.  Очень мало педагоги планируют и проводят досуги и развлечения, работу с родителями.

IV. Создание условий.

В МДОУ Д/с № 3 «Тополек» созданы все необходимые условия для развития художественно-творческих способностей детей. Изостудии оснащена всем необходимым оборудованием, имеются произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть все необходимые изобразительные материалы,  имеется  разнообразный игровой дидактический материал, народные игрушки и т.д.

           В музыкальном зале имеются музыкальные инструменты, пособия, атрибуты, комплекты аудиозаписей песен, музыкальных произведений, куклы би-ба-бо и другие виды театров.

   В группах оборудованы  музыкальные уголки, театрализованные зоны, уголки по художественно-продуктивной деятельности.  Наличие материалов в уголках  не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.

V. Работа с родителями.

Анализ документации и наглядного материала на группах показал, что работе с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели очень мало уделяют внимания.  Воспитатели гр. 7, 9, 11 организуют выставки рисунков, поделок из природного материала и овощей, в которых принимают участие родители с детьми.

Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп к праздникам. Проводят индивидуальные консультации. Оформлена наглядная информация на гр. № 7, 9 «Цвет – зеркало души», «Устроим картинную галерею».

 

Рекомендации:

  1. Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей , использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях.  (Постоянно)

     Ответственные: воспитатели.

  1. При планировании занятий (изодеятельность,  музыка, конструирование, аппликация) указывать программные задачи.

(Постоянно).

Ответственные: воспитатели.

  1. Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в    

соответствии с возрастом детей.

Срок: сентябрь 2007г.

Ответственные: воспитатели.

  1. Использовать разнообразные формы работы с родителями, подготовить  

наглядный материал для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей.

Срок: май 2007г.

Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель Анищенко Н.В.

       

   

  Решение педсовета:

  1. Продолжать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей (постоянно), более тщательно продумывать оформление и обстановку  в группах, в соответствии с возрастом детей.

Срок: 20 августа 2007г..

Ответственные: ст. воспитатель Анищенко Н.В., воспитатели.

   

2.    Утвердить  «Программу по художественно-   эстетическому развитию    детей дошкольного возраста» и срок ее действия с мая 2007г. по май   2010г.

Доработать блок театрализованная деятельность и психологическое сопровождение.

Срок: сентябрь 2007г.

Ответственный: старший воспитатель Анищенко Н.В.

3.  Использовать разнообразные формы работы с родителями (постоянно).

     Подготовить   наглядный материал для родителей по развитию    

      художественно-творческих   способностей детей.

Срок: сентябрь 2007г.

Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель Анищенко Н.В.

  1. Пополнить недостающими материалами и пособиями уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах.

Срок: сентябрь 2007г.

Ответственные: воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма дошкольников средствами художественно-эстетического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно изважнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка,его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительн...

Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"

Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...

экологическое воспитание через художественно-эстетическое воспитание детей в ДОУ

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...