Многофункциональная игра "Листопад"
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему
Задачи, поставленные автором разработки.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения – это одна из важнейших проблем на современном этапе. Дошкольники с развитым интеллектом и логикой быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелёгок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и их зрительные возможности, мы всегда помним, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Листопад», которая составлена с учётом методических программ по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения. Игра позволяет решить ряд образовательных, развивающих, коррекционных, воспитательных задач комплексно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация дидактической игры
Ф.И.О. автора, район, ОУ
Чугункина Ирина Николаевна
Кронштадтский район Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида.
Реализуемые программы
- «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва, 2005 г.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей)» Москва, 1997 г.
- «Методические рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием» под редакцией Рудаковой Л.В., С-Петербург,1989 г.
Адресат
Дети с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
Номинация 6
Дидактические пособия
Тема
Многофункциональная игра «Листопад».
Задачи, поставленные автором разработки.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения – это одна из важнейших проблем на современном этапе. Дошкольники с развитым интеллектом и логикой быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелёгок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и их зрительные возможности, мы всегда помним, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Листопад», которая составлена с учётом методических программ по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения. Игра позволяет решить ряд образовательных, развивающих, коррекционных, воспитательных задач комплексно.
Эффективность
Цель игры: развивать логическое мышление и ориентировку в микропространстве.
В игре «Листопад»:
- на основе пространственных представлений дети учатся практически ориентироваться в микропространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения в пространстве;
- дети успешно осваивают программный материал по математике с учётом коррекции зрительно – пространственной ориентировки и обогащения зрительно – пространственных представлений в процессе систематических упражнений в выделении и понимании пространственных признаков и отношений;
- при помощи поиска предметов в пространстве по заданной схеме, дети учатся понимать и практически воспроизводить конкретные пространственные представления.
Апробация игры позволила установить, что она интересна и доступна детям, в том числе и с нарушением зрения. Эта игра может быть использована в нескольких возрастных группах. В игру «Листопад» могут играть дети от 3 до 7 лет.
Методические рекомендации педагогам по использованию дидактического пособия.
Данная игра решает ряд дидактических задач.
- учить детей размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей;
- развивать умение ориентироваться в микропространстве;
- развивать счётные навыки;
- развивать зрительную дифференцировку по цвету;
- учить соотносить по цвету предмет заместитель с образцом;
- развивать соотносящиеся практические действия (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой)
- развивать наблюдательность, зрительное внимание и память;
- узнавать и называть точным словом оранжевый, коричневый цвета;
- активизировать в речи слово «разноцветный»;
- учить анализировать пространственные отношения предметов на листе;
- учить располагать предметы по предлагаемой схеме;
- развивать умение читать схему;
- развивать слуховое внимание (устный диктант);
- формировать практическое ориентирование в пространстве.
Систематичность проведения игры с детьми, повторение и использование в ходе организованной образовательной деятельности позволяет закрепить материал, развить познавательные интересы и эффективно решить поставленные дидактические задачи.
В комплект игры входит:
1. Карточки, разделённые на 9 частей (по одной карточке на каждого ребёнка).
2. Карточки – схемы с заданиями: 6 карточек, разделённых на 9 частей; в середине каждой части наклеены кружки разных цветов (в соответствии с цветами осенней листвы).
3. Наборы «осенних листочков», вырезанных из картона.
Варианты игры.
Вариант № 1 (для детей 3-4 лет).
Дидактические задачи: развивать цветовосприятие; учить детей использовать данные заместители и располагать предметы в микропространстве в соответствии с цветом.
Каждый ребёнок получает карточку схему и набор листочков. Взрослый предлагает детям положить листочки на все кружки так, как на схеме.
Вариант № 2 (для детей 5-6 лет).
Дидактические задачи:
- продолжать учить детей размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей;
- познакомить с понятиями «левый верхний угол», правый верхний угол»,
«левый нижний угол», «правый нижний угол»;
- закреплять умение ориентироваться в микропространстве («Какого цвета листок в правом верхнем углу?», «Где расположен оранжевый лист?», «Покажи листочки одинакового цвета, где они расположены?» и т.д.);
- учить детей понимать словесные указания, выделять и словесно обозначать пространственные признаки предметов.
Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 9 частей, карточку-схему и набор листочков. Взрослый предлагает разложить листья на свободной карточке в соответствии с предложенной схемой. В процессе игры уточняем и активизируем в речи понятия: в середине, слева, справа.
Когда дети правильно научатся выполнять задание, можно ввести элемент соревнования: кто правильно и быстрее всех выполнит задание.
Вариант № 3 (для детей старшего дошкольного возраста).
Дидактические задачи: учить создавать цветные панно по словесному описанию; формировать у детей умение словесно обозначать пространственное положение предметов (ряды и столбики).
Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 9 частей и набор листочков. Ведущим становится кто-либо из детей. Он выбирает одну из карточек – схем и диктует расположение и цвет листьев на ней, не показывая игрокам. Взрослый наблюдает за правильностью диктовки ведущего. После выполнения задания ребёнок - ведущий ставит карточку - схему на подставку или выставляет на рабочую доску и игроки сверяют выполненные задания с образцом.
Вариант № 4 (для детей старшего дошкольного возраста).
Дидактическая задача: развивать зрительное внимание и память.
Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 9 частей и набор листочков. Взрослый показывает игрокам карточку – схему и вместе с детьми уточняет место расположения кружков. Затем предлагает игрокам выложить осенние листочки по памяти.
Список используемой литературы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-вида (для слабовидящих детей). Москва, 1997г.
- Развитие зрительного восприятия для детей с нарушением зрения. Л.В.Рудакова, С-Петербург, 1989г.
- Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. Л.И.Плаксина.- Калуга: издательство «Адель», 1998.
- Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Е.И.Удальцова. Москва,1958.
- Дидактические игры – занятия в ДОУ. Е.Н.Панова. ТЦ «Учитель»,Воронеж,2006.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.- М.: Просвещение,1989.
Фотоприложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-24328-1418489981.jpg)
Многофункциональное учебно -игровое пособие "Муха -Цокотуха"
Все знают сказку "Муха -цокотуха".На материале сказки создано пособие. все герои сказки выполнены из картона.С обратной стороны -магнит, поэтому фигурки можно использовать не только на столе. на полу ...
Использование ЛЕГО ДАКТА как многофункциональной педагогической технологии
использование на занятии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-20701-1447593265.jpg)
Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)
Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47613.jpg)
Многофункциональные панно в работе с дошкольниками с ЗПР
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАННО В РАБОТЕ С ДЕТМИ С ЗПР Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Но если речь идет...
Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"
Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...
Многофункциональное пособие для физического развития и игр детей от 3 до 6 лет "ДОРОЖКА"
Аннотация.Данное пособие разработано для детей от3 до 6 лет, развивает творческую и двигательную активность детей."Дорожка" может использоваться для индивидуальных и групповых упражнений в помещении и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/26/picture-56368-1648309511.jpg)
Многофункциональная сумка для развития мелкой моторики
В своей работе я уделяю много внимания развитию мелкой моторики у детей. Всем известно, что игры с пуговицами, шнуровками развивают внимание, глазомер. У детей происходит укрепление пальцев и вс...