Значение сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольным возрасте
статья (старшая группа) по теме

Боброва Галина Витальевна .

Равитие основных новообразований, которые возникают в дошкольном возрасте. Особенности сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольным возрасте.

Виды сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Конспект сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Работа по теме:

«Значение сюжетно- ролевой игры в старшем

дошкольном возрасте»

                                                      Воспитатель ГБДОУ№ 108:  Боброва Г.В.

Санкт- Петербург

2013г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие основных новообразований, которые возникают

 в  дошкольном возрасте

Особенности сюжетно- ролевых игр в старшем дошкольном возрасте

ОСНОВНАЯ

виды сюжетно- ролевых игр

в старшем дошкольном возрасте

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект сюжетно- ролевой игры

в старшем дошкольном возрасте

 

ВВЕДЕНИЕ

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра , которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, вступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.

В игру вовлекаются все стороны личности. Ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливается эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжет (тема) игры - это, по Д.Б. Эльконину, та сфера действительности , которая отражается в игре.

Сюжетно- ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно- ролевую игру ребенка, окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В сюжетно- ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли).

В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей.

Сюжет определяет направленность игровых действий , разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете – разное содержание игры).   Для осуществления замысла в сюжетно- ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Показывая детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Также поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему, необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых, любовь к труду, дружбе, взаимопомощи. Создавая условия для творческого самовыражения детей и для возникновения новых игр и их развития.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений один из важнейших условий развития полноценной игры.    

 

Развитие тех основных новообразований, которые должны возникнуть в  дошкольном возрасте

Произвольность поведения, воображение, коммуникативность, способность к замещению и моделированию, целеполагание, самооценка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте с 3х до 7 лет. Буквально: ведет за собой развитие.

Именно в игре происходит качественное изменение психологических особенностей дошкольника (его мышления, памяти, произвольности…) и его личностных качеств (самостоятельности, инициативности), но только при условии, что сама игра постоянно развивается.

 Самореализацию – полная внутренняя свобода, возможность реализации любых желаний: могу действовать с любым предметом и так, как я хочу, могу стать кем угодно и отправиться куда угодно – реализация любых потребностей.

 Здоровьесбережение – эмоциональный комфорт, позитивное мироощущение (чувство подвластности всего мира, удовольствие, развитие личности (осознание своего места в обществе) ит.д.

Комментарий: Главные профессиональные умения педагога-дошкольника – это умение общаться и играть с маленьким ребенком.

Американский психолог и психотерапевт Берн: «Весь процесс дошкольного воспитания мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Главное. что может сделать педагог для того, чтобы ребенку было хорошо в д/с – это научить его играть с другими детьми.

Цитата: 

В.Т.Кудрявцев:« Играя, дети активно  экспериментируют с образами социальных отношений взрослых – через варьирование и достраивание сюжета, интерпретацию содержания игровой роли, субъективное переживание игровых событий…Благодаря этому общие смыслы и мотивы деятельности взрослых  перестают быть для ребенка чем-то готовым, что предстоит лишь вычитать из «текста» игровой роли. Д.Б.Эльконин отмечал, что для ребенка образ взрослого как носителя социальных отношений – это не образ другого, а образ себя через другого. Дети пытаются получить ответы не только о бытии взрослых, но и о собственном бытии. Детская игра – не просто переосмысление уже осмысленного (взрослыми), а способ определения ребенком своего самобытного места в мире людей, специфически человеческая форма его развития».

Л.А.Венгер: Главное не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами / «играет – значит, знает» (то, что разыгрывает)/.

        Значение игровых моделей не исчерпывается только этим. Еще более важно овладение в игре самим процессом моделирования. В игре у детей складывается  символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные и ролевые замещения. А это начало усвоения и использования всей человеческой культуры, закрепленной и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и др.

Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, и это перестраивает все психические процессы ребенка. Поиск подходящих заместителей, использование одного и того же заместителя для обозначения разных предметов – это уже элементы творчества, воображения. (Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Васильевой М.А. – М: Просвещение, 1986. Стр. 13-15.)

Цитата-гипотеза: Н.Н.Поддьяков, профессор, академик Академии творческой педагогики и Российской академии образования,  по результатам современных исследований детского экспериментирования (в конце 90х г.г.) выдвинул гипотезу о том, что у современных дошкольников ведущим видом деятельности является не  сюжетно-ролевая игра, а экспериментирование,  и привел в пользу этой гипотезы следующие доводы:

  • Некоторые дети предпочитают в свободное время игре другие виды деятельности, однако их психическое развитие протекает нормально. В то время как без экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
  • Экспериментирование возникает раньше игры. Игре надо специально учить, а экспериментирование развивается естественно и имеет  четкие признаки саморазвивающей ребенка деятельности – исследуя предмет и все больше о нем узнавая, ребенок ставит и все  более сложные цели его исследования.

Наконец, экспериментирование присутствует во всех видах детской деятельности, и в игре тоже./ Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры.

Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом,соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми(подчинение, сотрудничество).Техника игровых действий условна.

Не только роли но и замысел игры проговариваются  детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОЧТА».

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

• Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.

• Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты,

• Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.

АТРИБУТЫ

• костюмы персонажей (голубь, собака, сова, слон, верблюд);

• посылки, бандероли, письма,

• шапка почтальона,

• сумка;

• почтовый ящик;

• телефонный аппарат,

• телеграфный аппарат.

СОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

• Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

• Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки,

• Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «БИБЛИОТЕКА»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

• Развивать интерес детей к книге, желание и умение находить ответы на свои вопросы; показать зависимость; лес — книга; чем больше книг производится, тем больше уничтожается лесных массивов, поэтому важная задача — беречь книги, журналы.

• Ознакомить с использованием вторичного сырья (макулатуры) для изготовления книг; научить понимать значение труда людей, работающих в книжных мастерских (переплетчик, художник, реставратор).

АТРИБУТЫ

• выставка книг;

• выпуск плакатов-«молний» «Лес и человек», «Не разводи пожаров» и т. д.;

• сбор макулатуры.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

• Книга порвалась — что делать?

• Первое посещение библиотеки (правила поведения).

• Если все библиотеки закроются, что будет с нами?

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА».

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

• Провести экскурсии в царство царя Берендея,

• Организовать совместную трудовую деятельность дошкольников,

• Провести литературные викторины.

АТРИБУТЫ

• маски зверей, птиц, насекомых;

• игрушечные звери и птицы;

• сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.

СОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Примечание. Роль учителя во всех ситуациях выполняет ребенок, который задает вопросы и выслушивает ответы.

• В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы "грустные".

• В утолок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: "Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу? • В уголке "Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь,

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

• Рассказать детям о том, что ткани бывают растительного и животного происхождения; существуют искусственные и натуральные шубы (проблема охраны животных).

• Ознакомить с процессами изготовления мягких игрушек, нанесения на ткань растительного рисунка.

• Формировать бережное отношение к вещам.

АТРИБУТЫ

• образцы тканей (лен, хлопок, шерсть);

• иллюстрации животных и растений;

• эскизы костюмов для животных.

СОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

• Какую шубу лучше сшить? (Обсудить проблему с точки зрения охраны животных,)

• Гдеживотные «хранят" свои шубки?

• Как сделать костюмы для артистов цирка (рисование, узоры с растительными орнаментами).

• Давайте организуем ателье для животных (знакомство с тканями, рисование по ткани и на бумаге),

• Где живет шелковая гусеница? (Рассматривание картинок и шелка.)

• Какие животные могут быть лесными портными? (Паук плетет паутину, еж носит иголки; гусеница шелкопряда делает нить.)

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

• Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти).

• Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т, п.),

• Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

АТРИБУТЫ

• контейнер с измельчителем мусора;

• специальный шампунь для животных;

• специальные расчески для собак;

• игрушка .Артемон-парикмахер;

• Фотопроспект  «Модели стрижки зверей».

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

• В парикмахерскую приходит лохматая грязная собачка, которую из-за ее неопрятного вида никто не хочет взять к себе домой, (Парикмахер предлагает вымыть ее и постричь.)

• Открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий),

• В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора, (Дети предлагают варианты решения этой проблемы; пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные — в другие и т, п. Затем все это отвозится на завод и перерабатывается.)

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ТЕАТР»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

• Ознакомить детей в процессе игры с новыми экологическими сказками, придумать собственные.

• Просмотр видеофильмов на экологическую тему (например, "В долине папоротников»)

АТРИБУТЫ

• кукольный театр (игрушки, животные), теневой театр;

• костюмы для постановки экологических сказок;

• декорации к сказкам — деревья, цветы.

                                                                                                                     

СОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

• Сказка «Репка” (У Деда неурожай;

репка не выросла. Как ему помочь?)

• Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес),

• Инсценировка экологических сказок.

Приложение

Конспект занятия  старшей группы

сюжетно- ролевой игры

«Поликлиника»

Цель: Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал: Игровой набор «Кукольный доктор»,  термометры, шприц, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки

 и  ушей, лекарство для уколов, мазь, предметы заместители, некоторые реальные предметы, карточки больных,

детский компьютер, номерки, лекарства для аптеки.

Предварительная работа: Беседа с детьми о работе медицинского кабинета в детском саду, рассматривание иллюстраций профессии врача, чтение произведений «Доктор Айболит», просмотр мультфильмов. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли: Врачи различных специализаций, медсестра, пациенты.

Ход игры.   Воспитатель обращает внимание детей, что заболела кукла.

-Ребята куда нужно обратиться, чтобы вылечить куклу?

-А, почему в поликлинику, а может в больницу или в аптеку?

Поведем куклу Машу в поликлинику полечить.

-Ребята, расскажите нашей кукле, куда ей нужно сначала обратиться в поликлинике?

(ответ детей в регистратуру)

-А, кто сидит в регистратуре?

(медсестра регистратуры)

- А, что делает медсестра регистратуры?

(выдает талоны и заполняет карточки)

-Затем куда идет кукла? (к врачу по талону)

-К какому врачу идет кукла Маша?

(к детскому врачу)

-А, детский врач называется «педиатр»

-А, что может назначить врач?

(таблетки, уколы)

-Если назначит уколы, куда нужно пойти?

(в процедурный кабинет)

-Кто работает в процедурном кабинете?

(процедурная медсестра)

- Что делает процедурная медсестра?

(уколы, капельницы, прививки.)

-А, если врач выписал микстуру, таблетки,

куда пойдет Маша?

(в аптеку)

-Что продают в аптеке?

(лекарства)

А, теперь давайте будем лечить нашу куклу.

А для этого распределим роли, раздадим атрибуты.

Дети начинают игру, а воспитатель помогает им в ходе игры

Литература:

  • Эльконин Д.Б. Психология игры. – любое издание. (Теория сюжетно-ролевой игры). 

  • Кудрявцев В.Т. Глава «Человек играющий – человек созидающий».//

  • Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // ДВ, 2003, № 10; 2004, № 3.

  • Воспитание детей в игре /Сост. Бондаренко А.К. -  М, 1983.

  • Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М: Мозаика-синтез. 2006

  • Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.- СПб: Детство-пресс, 2004.

  • Сюжетно- ролевые игры для детей/ Сост. Н.В. Краснощекова

              Ростов- на Дону 2006.

  • Сюжетно- ролевые игры для старших дошкольников/ Сост. Н.А. Виноградова Москва 2008.

Программа От рождения до школы. Доработанная и обновленная /под

ред. М.А.Васильевой.2010г.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста

Сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвласт...

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...