семинар парктикум для педагогов "В гостях у песочной феи"
методическая разработка по теме

Шакирова Гузель Митхадовна

даны рекомендации для игр с песком и картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_igroy_s_peskom.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №104 «Бэлэкэч».

Семинар – практикум

 для воспитателей

«В гостях у песочной феи

 (игры с песком)».

                                                         Подготовила: Педагог-психолог II кв. категории                                                               МАДОУ «ЦРР - детский сад №104 «Бэлэкэч»                                                                                                                                 Шакирова Гузель Митхадовна

г. Набережные Челны

2012 год

Летний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих  детский организм  мероприятиях, имеют место «игры с песком».

 Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для  профилактики и коррекции его психических состояний.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Известно, что игры с песком формируют у детей пространственное мышление, дают возможность научиться верно, оценивать масштаб форму предметов.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению игр.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Песок – прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста.

Воспитатель во время игры должен следить, что бы была смена деятельности детей, так как длительное время стоять, наклонившись, большая нагрузка на позвоночник ребенка.

Если над песочницей нет тента, надо учитывать время проведение детей под солнцем, во избежание перегрева.

Перед началом работы с песком с детьми надо обсудить правила поведения в песочнице.

Правила поведения в песочнице.

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть ручки.

    Игры с песком можно начинать  с таких упражнений как:

  Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

   Далее знакомим со свойствами сухого и мокрого песка.

    Сухой песок рассыпается – из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить  объём разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. Покажите, как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое.

   Детям постарше средних и старших групп для исследования песка можно дать лупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребенком внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Расскажите ребенку, как образуется песок. Песчинки – это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.

    Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего, обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого.

     Во–первых, влажный песок другого цвета (он темнее);

     Во – вторых он тяжелее и уже не сыплется, но зато из него «можно печь пирожки и куличики».

       Основная цель проведения таких игр с песком – формирование у ребенка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается.

Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательных предметов или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.

Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо объяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пасочку, а ещё необходимо постучать, тогда плотно прижатый песок образует красивую паску.

А сейчас я хотела бы проиграть с вами несколько игр.

 «Сказочный лес».

Цель: Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом - схемой.

Стимулирующий материал:

Бумага, деревья, животные, план-схема леса.

«Новая квартира куклы Маши».

Цель: Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом - схемой.

Стимулирующий материал: кукольная мебель, кукла Маша, план-схема квартиры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-парктикум

Обучение точечному массажу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием песочной игротерпии (социализация) в средней группе на тему: «В гостях у Песочной Феи»

Обучающие задачи:Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами песка;Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.Развивающи...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность.  Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «В гостях у Песочной феи»

Цель семинара-практикума: способствовать овладению педагогами технологией развивающих игр с песком....

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»

Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...