Театрализованная деятельность как средство коррекции психо-речевого недоразвития детей с ЗПР.
статья на тему

Данный материал раскрывает роль театрализованной деятельности в развитии детей с психо-речевыми недостатками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dmitrenko_a.v.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство коррекции

психо-речевого недоразвития детей с ЗПР.

Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего детства у малыша проявляется отставание в физическом, психическом и речевом развитии, если ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала и общении с окружающими людьми? Для таких детей в г. Тольятти работает д/с комбинированного вида №198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада», в котором функционируют группы общеразвивающей направленности и компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты нашего детского сада используют в своей работе многообразие технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений.

Одним из таких методов является театрализованная деятельность, которая в образовательном процессе нашего детского сада  уже много лет занимает очень важное место.

С античных времен человечество использовало театр и формы театрализованного действия в целях образования и развития личности.

Театр - это способ получения и переработки впечатлений, знаний окружающего мира, подлинная социальная практика. Чтобы изобразить героя, ребёнок должен знать особенности и характер персонажа, понять причины его поступков, представить его состояние, чувства… Умение представить героя, его переживания, обстановку, в которой развиваются события, разнообразит его впечатления об окружающей жизни, развивает воображение.

Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям…

Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша.

Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей.

Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы - формируется воля, выдержка и самоконтроль; ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия.

В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях. Таким образом, можно сказать о том, что театрализованная деятельность позволяет комплексно преодолевать проблемы в развитии речи детей.

На сцене ребёнку приходится сосредотачивать внимание и сравнительно долго удерживать его, что способствует развитию произвольности внимания, умения концентрироваться на определенном эпизоде. С развитием внимания дети получают возможность направлять свое сознание на основные черты сюжета литературного произведения, на черты характеров героев.

Не менее важным является формирование в дошкольном возрасте произвольной памяти. Дети запоминают текст своей роли, последовательность действий, знают, когда приходит их очередь вступать в диалог. Ребенок учится ставить перед собой мнемическую задачу и искать пути ее реализации.

Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор, представления детей об окружающей действительности, что способствует развитию познавательной сферы у ребенка.

Через театрально-игровую деятельность ребенок учится видеть прекрасное в жизни, закладываются этические и нравственные основы сознания.

Особенной ценностью театрализованной деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных требований. Согласно новым ФГТ, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

«Познание». Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор.

«Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги.

«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными произведениями различных жанров, происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Художественное творчество». В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, у детей происходит развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

«Музыка». Посредством слушания и обсуждения народной, классической, детской музыки, совместного пения, подыгрывания на музыкальных инструментах, у детей развиваются музыкальные способности, способность эмоционально воспринимать музыку, происходит приобщение к музыкальному искусству.

«Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

Но чтобы ребенок дошкольного возраста проявил театральное творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Для этого используются следующие методы и приемы:

- Для обогащения детей впечатлениями используются чтение и обсуждение художественной литературы разных жанров, беседы, наблюдения, проведение экскурсий, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, прослушивание аудиозаписей, просматривание отрывков из разных театральных постановок (опера, балет, спектакль), просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, обсуждение средств выразительности, рисование иллюстраций к художественным произведениям, сказкам, рисование и лепка сказочных животных и др. персонажей.

- Для развития сценических умений и навыков используются игры-этюды, игры-загадки, пантомимы, игры, направленные на развитие мимики лица, игры-драматизации, театрализованные игры, подвижные игры имитационного характера, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместное с детьми составление плясок, драматизация песен, подыгрывание на музыкальных инструментах.

Все используемые методы и приемы позволяют воплотить изначально задуманную идею в настоящий спектакль.

Каждый год в конце марта в детском саду проходит ставшая уже традиционной Театральная неделя. Наравне с общеразвивающими группами, каждая из специализированных групп для детей с задержкой психического развития представляет на суд зрителей и жюри (членами которого являлись специалисты детского сада и родители) свою постановку. В течение всего учебного года ребята с воспитателями своей группы и родителями готовят свои шедевры. Вначале совместно с детьми педагог выбирает  сказку, которую бы дети хотели разыграть по ролям. Затем составляется сценарий, далее идет распределение ролей. Дети сами выбирают ту роль, которую они хотели бы сыграть. В ходе еженедельно организованной совместной с детьми деятельности отрабатываются роли, изготавливаются декорации, тщательно продумываются костюмы и грим. Совместно с детьми оформляется афиша, изготавливаются «настоящие» билеты - приглашения. За время работы в д/с на специализированной группе для детей с ЗПР мною совместно с детьми, педагогами и др. специалистами д/с были инсценированы такие известные сказки , как  «Муха-Цокотуха», «Алёнушка и Лиса», «Под грибом», «Бременские музыканты»», «Волк и семеро козлят», «Как гусляр Садко именитым купцом стал», «Приключения Красной Шапочки».

 Особенностью всех наших постановок является то, что в них заняты все воспитанники группы, независимо от характера и степени их дефекта. С этой целью в сценарий постановок включаются дополнительные персонажи. Например, дети с тяжёлыми речевыми и комплексными нарушениями исполняли роли Солнышка и Тучки в сказке «Теремок», подружек Красной Шапочки в «Приключениях Красной Шапочки», рыбок  в сказке «Как гусляр Садко именитым купцом стал». Если роль в сказке очень сложна для ребенка, то главные роли на себя берет педагог. Так в постановке «Муха-Цокотуха» роль Мухи исполняла я. Ведущим в сказке всегда выступает педагог. Он постоянно находится с детьми на сцене, ведь для детей очень важна его поддержка. Если ребенок растерялся, забыл слова, педагог всегда ему подскажет, выразит свою поддержку жестами, мимикой.

Педагоги понимают, как важно и сложно выбрать произведение для постановки: сценарий должен быть небольшим по объёму, у героев не должно быть длинных монологов, в сюжете должно быть как можно больше действия. Но даже после выбора произведения необходима творческая переработка сценария - важно исключить из текста незнакомые детям слова и понятия, желательно перевести в прозу стихотворный текст, разнообразить сюжетные линии с целью обогащения социального опыта ребят.

На еженедельных занятиях «Театральной пятницы» педагоги совместно с детьми знакомятся со сценарием, проводится работа по знакомству с новыми словами и понятиями, осуществляется подбор актёров для исполнения ролей, исполнители «вживаются» в образ своего персонажа, учатся имитировать их манеры, подражать голосу, передавать характер…

Кроме того театрализованная деятельность создаёт условия для интеграции детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников. Так, в постановке «Три поросёнка» специализированной подготовительной группы роль Мудрой Совы исполняла воспитанница средней общеразвивающей группы. А в представленном в этом году в рамках городского театрального мастер-класса спектакле «Нижегородская ярмарка» в постановке вместе с детьми общеразвивающих групп была задействована воспитанница подготовительной группы для детей с задержкой психического развития. Такого рода взаимодействие детей обогащает социальный опыт дошкольников с задержкой психического развития, не менее значимо оно и для нормально развивающихся детей, поскольку позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение к человеческой «инакости», уважение к различиям между людьми.

И зрители, и сами юные артисты получают массу впечатлений и положительных эмоций. В процессе практической деятельности мы сделали вывод, что дети дошкольного возраста замечательные артисты! Стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы часть какого-то костюма, как он сразу входит в образ. А если педагог проявит партнерскую позицию, то игра превращается в целый спектакль. И пусть немногие из наших малышей станут в будущем настоящими актёрами, мы не ставим перед собой цель довести до совершенства их актёрское мастерство. Главное – дать каждому ребёнку почувствовать себя настоящим артистом: ведь если ты хоть раз стоял на настоящей сцене, слышал аплодисменты и видел восхищённые взгляды зрителей – эти впечатления  останутся у тебя на всю жизнь!

(Из опыта работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей с ОНР.

Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уваже...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

МАСТЕР КЛАСС (детско-родительский) «Театрализованная деятельность как средство коррекции психо-речевого недоразвития детей с ЗПР». (в рамках проведения Дня открытых дверей в ДОУ)

Цель мастер-класса: заинтересовать и побудить родителей к изготовлению персонажей разных видов театра, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для дете...