Из опыта работы "Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) по теме

Тимофеева Наталья Георгиевна

Познакомить детей с экономической деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskie_igry_dlya_detey_starshego_vozrasta.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика». А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические задачи.

Это неверный подход. Опыт показывает: многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей — небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Чтобы заинтересовать детей столь серьезной и сложной темой, как экономика, я поставила следующие задачи:

• Дать понятие, что такое экономика.

• Раскрыть роль экономики в жизни людей.

• Показать, что человеку нужны определенные условия и средства существования.

• Познакомить детей с экономической деятельностью.

• Сформировать представление об экономических ресурсах и экономическом продукте.

• Показать личную связь ребенка с экономикой.

Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Прежде всего, я создала в группе предметно-развивающую среду — то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, на полке, расположила карточки с экономическими понятиями, положила экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же поставила кукол — гнома Эконома и царицу Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т.д.). На стене повесила «экономическое дерево» с необычными листочками: «услуги», «товары», «бартер» и др.

Кроме задач, я предлагаю детям много интересных и познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых мы активно используем элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».

Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время экскурсии в разные магазины дети увидели, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование. Отметили, как оформлены витрины, рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли-продажи, а затем, конечно, с разрешения родителей, сделали свои первые покупки. Посещение рынка раскрыло его отличия от магазина, специфику купли-продажи (свободные цены, больше продавцов и покупателей, возможность поторговаться с продавцом). Обсуждая в группе, чем отличается продажа товаров на рынке от продажи товаров в магазине, ребенок познает такие экономические явления, как торг, конкурентность, свободные цены.

Очень заинтересовали ребят и рекламные игры. Они наперебой рекламируют лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» были предложены бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.

Путешествие моих воспитанников в сложный мир экономики только начинается. Но уже сейчас, наблюдая за их играми, я могу сказать, что наше «досрочное» знакомство с экономикой не проходит впустую. Дети узнали о новых профессиях, могут рассказать о них; у ребят обогатился словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью. Появились здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание факта купли-продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.

Игра «ХОЧУ И НАДО»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «ГДЕ ПРИГОДИТСЯ»

Цель: уточнить использование данного продукта.

Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.

Материал: слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь

Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.

Игра «КТО ЧТО ПРОИЗВОДИТ»

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш.

Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.

Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.

Материал: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.

Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач.

швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля.

Игра «КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

Игра «КОПИЛКА»

Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.

Правила: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»

Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...

«Зарница» Сценарий военно-спортивной квест-игры для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

23 февраля мы традиционно празднуем День защитника Отечества, один из важнейших праздников в календаре россиян....