МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
материал на тему

Завьялова Наталья Николаевна

Человек – это узел связи…

А. Экзюпери

Предлагая группы диагностических процедур, важно обратить внимание на необходимость реализации мониторингового подхода, позволяющего регистрировать изменения, происходящие в системе, как во времени, так и по содержанию. Мониторинг системы позволяет не просто регистрировать состояние ее на данный момент, но и дает материалы и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции управленческих решений.

Мониторинг качества управления – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управленческим аспектам на различных уровнях, основными элементами которой является установление критериев, по которым можно судить о достижении целей; сбор данных и оценка конечных результатов, и результатов принятых мер.

Таким образом, мониторинг – это не только системная диагностика, но и выявление и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. То, что конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым – ситуация обычная, но не всегда учитываемая практическим работникам образования. Задача состоит именно в правильной оценке степени, направления и  причин отклонений, вызываемых влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов, а также в регулировании этих воздействий.

 

Типы мониторинга

 

Мониторинговые процедуры можно разбить на два основных типа:

  1. Статистическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям  деятельности образовательного учреждения, сравнить полученный результат с имеющимися нормативами и, определив отклонения, провести углубленный анализ, а затем, разработав веер возможных управленческих решений, принять к исполнению те из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов.

Для осуществления мониторинговых процедур необходимо определить способы замера необходимой информации и критерии оценки.

  1. Динамическая процедура. Мониторинговое отслеживание динамики изменений предполагает неоднократный замен одних и тех же или наряду с ними дополнительных характеристик в течение всего цикла деятельности.

Объективное отслеживание возможных изменений, сравнение их с эталоном, определение расхождений, проведение анализа и определение тенденций, разработка и реализация управленческих решений, анализ достигнутого, коррекция – таков возможный «шлейф» мониторинга (В. М. Лизинский).

В процессе образования воплощение основных целей мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах, составляющих содержание мониторинга. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, навыков, поведении, направленности личности, в системе ее отношений, к функциональным результатам – различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью педагогов. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной работы и ее желаемые результаты. Нормы определяются целями, стандартами системы и являются обязательной частью любого плана или программы. Норма (нормирование) – одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следуют содержательная оценка и коррекция. В управлении операцию соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм, эталонов называют проверкой. Интерпретация и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания, или просто оценка. Зафиксированный в балах результат оценки называют отметкой.

Для обеспечения эффективности мониторинга в образовательном учреждении важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:

  1. полнота,
  2. релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученными данными),
  3. адекватность,
  4. объективность,
  5. точность,
  6. своевременность,
  7. доступность,
  8. непрерывность,
  9. структурированность,
  10. специфичность для каждого уровня мониторинга.

Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга. В научной литературе по управлению, педагогике, психологии указывают множество разновидностей мониторинга, выделяемых по разным основаниям (С.Е. Шишов, В.Д. Кальней).

 

Виды мониторинга для ДОУ

 

  1. По масштабу целей образования – стратегический, тактический, оперативный.
  2. По этапам обучения – входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый.
  3. По временной зависимости – ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий.
  4. По частоте процедур – разовый, периодический, систематический.
  5. По охвату объекта наблюдения – локальный, выборочный, сплошной.
  6. По организационным формам – индивидуальный, групповой, фронтальный.
  7. По формам объект-субъектных отношений – внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ.
  8. По используемому инструментарию – стандартизированный, нестандартизированный, матричный и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"

Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....

Педагогический мониторинг - средство управления качеством образования.

Что такое педагогический мониторинг? Как использовать его ресурсы при оценки качества образования?Качество образования - комплексная характеристика  образовательной деятельности и подготовки обуч...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

Мониторинги качества дошкольного образования: механизмы, инструменты, управление результатами

Проблема оценки качества дошкольного образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтем...

Консультации по вопросам реализации МКДО на тему: «Совершенствование работы ДОО в соответствии с мониторингом качества дошкольного образования по показателям качества: «Познавательное развитие»

Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что ст...

Анализ удовлетворенности родителей качеством управления и образования в ДОУ

Анализ удовлетворенности родителей качеством образования...