"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"
презентация к уроку на тему

Трушкова Галина Аркадьевна

Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества.

Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании.

     Экспериментальную деятельность по внедрению в музыкально – педагогическую практику ДОУ  мы начали с того, что познакомили педагогов с сущностью технологии мониторинга качества  музыкального образования детей, представляющей собой системную процедуру оценки качества музыкального образования детей.

     После принятия руководителем решения о внедрении ДОУ технологии мониторинга качества музыкального образования детей, для успешного управления процессом музыкального образования ДОУ, на основании «Положения о службе мониторинга (СМ) качества системы музыкального образования детей в ДОУ»  была создана служба мониторинга под руководством старшего воспитателя ДОУ.

В службу мониторинга вошли три группы экспертов для анализа:

– первая группа – для анализа качества результатов музыкального образования детей. В неё вошли – музыкальный руководитель Е.Е. Киверина, воспитатель высшей категории Е.В. Новоселова;

– вторая группа  – для анализа качества педагогического процесса музыкального образования детей. В неё вошли  -  воспитатели первой категории И.Н. Репина и В.М. Никифорова;

– третья группа – для анализа качества ресурсного обеспечения и дидактических условий. В неё вошли -  воспитатель высшей категории Н.Б. Цветкова и воспитатель первой категории Е.В. Безденежных.

 Членами СМ были определены цели мониторинга – систематическое отслеживание состояния качества музыкального образования в ДОУ, аналитическое обобщение полученных данных об уровне качества музыкального образования детей и прогнозирование развития ДОУ по данному направлению.

Члены СМ проанализировали варианты имеющихся в ДОУ музыкально-педагогических диагностик и определили:

цель работы службы мониторинга:

 организация процесса музыкального образования ДОУ и

задачи:

-организовать сбор информации о качестве музыкального образования детей в ДОУ;

-создать информационную среду в ДОУ;

-создать банк тестовых заданий для детей, опросных листов для педагогов и руководителей;

          -осуществить оценку качества результата музыкального образования;

-обобщить и распространить информацию о состоянии качества результата музыкального образования в ДОУ.

Для решения задач  СМ были выбраны следующие пути :

          - создан  банк тестовых заданий для детей, опросных листов для педагогов и руководителей.

          – внедрили технологию мониторинга в практику ДОУ для решения ряда основных задач по улучшению (стабилизации) качества музыкально-образовательного процесса в ДОУ и провели  работу по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта музыкально-образовательного процесса;

– разработали содержание деятельности экспертов (СМ), распределили их функции и обязанности  и т. п.;

– освоили предложенные  диагностические карты с заданиями для детей и педагогов, схем, таблиц, анкет (ТГ);

– разработали содержание диагностического модуля  мониторинга, модуля педагогического процесса, ресурсного обеспечения дидактических условий, модуля формализованной информации и менеджмента.

    – составили списки детей, педагогов и родителей, охватываемых технологией мониторинга;

– создали матрицу базы данных опроса детей для занесения в нее в дальнейшем результатов педагогического обследования (музыкально-педагогических диагностик);

– определили методы обработки данных для дальнейшего их использования;

– обсудили вопросы создания комфортных условий для проведения мониторинговых процедур.

Для членов СМ утвердили график проведения мониторинговых процедур, их обязанности и права, а также провели  семинар для педагогов.

 Продумали и обеспечили согласованность действий всех членов СМ.

 С этой целью организовали постоянно действующий в течение учебного года методический семинар, а также систему консультаций:

- «Рекомендации по оформлению музыкальной среды ДОУ»

- «Использование интегративных тематических занятий для развития творческих способностей детей»

- «Использование музыкально – дидактических игр в самостоятельной деятельности детей»

К началу проведения мониторинговых процедур члены СМ освоили  содержание и структуру технологии мониторинга оценки качества музыкального образования дошкольников, а также обозначили ответственных за сбор данных, представляемых далее в конкретные модули.

Для проведения мониторинговых процедур члены СМ использовали  подготовленную  рабочую документацию, включающую мониторинговые таблицы модулей, методические рекомендации к проведению мониторинговых процедур, разработанную систему балловых оценок и способов обработки полученных результатов.

Диагностические процедуры  были понятны не только для членов  СМ, но и для всех сотрудников ДОУ, заинтересованных в качестве музыкального образования дошкольников.

Для всесторонней оценки качества музыкально-педагогического процесса в ДОУ эксперты изучали  документы, содержание анкет, опросников и т. п., представленных в практических материалах мониторинга качества музыкального образования детей.

На стартовом этапе провели анализ кадрового обеспечения, качества управленческого обеспечения музыкального образования в ДОУ, качества организационно – педагогической деятельности руководителя по организации педагогического процесса музыкального образования детей, анализ качества планирования процесса музыкального образования детей, анализ качества программно – методического обеспечения, созданные к началу учебного года дидактические условия.

Информация о полученных данных занесли в соответствующие модули и обобщили в банке формализованной информации, где она хранится в доступной для сотрудников форме.

В итоге большой проделанной аналитической работы коллектив представил  цели и задачи музыкального образования детей на учебный год.

Определили детей, успешно развивающихся в процессе непосредственной образовательной музыкальной деятельности, и детей, у которых имеются какие-либо проблемы. Разработали индивидуальные маршруты музыкального развития, предполагающие оказание помощи ребенку на предстоящий учебный год. Провели корректировку ресурсного обеспечения, условий для внедрения и реализации в ДОУ инновационного музыкально-образовательного процесса.

По завершении первого этапа технологии мониторинга оценки качества музыкального образования детей результаты обсуждались на педагогическом совете ДОУ, на котором старший воспитатель как руководитель группы СМ делает отчет по трем направлениям мониторинга. Обсуждались как положительные, так и негативные моменты, имеющие место в процессе музыкального образования детей, на основе чего провели коррекцию задач перспективных планов музыкального образования отдельных групп ДОУ.

По результатам стартового этапа мониторинга разработали медико-психолого-педагогическое сопровождение музыкального образования каждого ребенка на текущий учебный год.

Обобщили и распространили информацию о состоянии качества результатов музыкального образования детей, музыкально-образовательного процесса, ресурсного обеспечения и дидактических условий.

Вся информация, полученная на стартовом этапе мониторинга качества музыкального образования дошкольников использовалась нами для проведения следующего промежуточного этапа технологии мониторинга качества музыкального образования дошкольников.

На этом этапе СМ использовались те же, что и на первом этапе мониторинга диагностические карты с заданиями для детей и педагогов, схемы, таблицы, анкеты и т.п. Члены СМ  снова обсудили и уточнили  диагностику каждого из трех компонентов системной структуры комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования дошкольников, определили их качество и необходимость для эффективности процесса.

Члены службы мониторинга обсудили, усовершенствовали методы и приемы проведения мониторинговых процедур. Под руководством руководителя ДОУ провели оперативное совещание, на котором все члены СМ доложили о готовности диагностических материалов к проведению мониторинговых процедур с целью получения промежуточной информации о качестве системы музыкального образования детей в ДОУ.

После проведения мониторинговых процедур каждая группа экспертов доложили о проведении мониторинговых процедур, отмечая положительные моменты, формулируя проблемы.

Первая группа экспертов докладывала об анализе качества результатов музыкального образования детей.

Вторая группа сообщила об анализе качества музыкально-педагогического процесса.

Третья группа – об анализе ресурсного обеспечения и дидактических условий.

Члены СМ занесли данные анкет, вопросников на бумажные и в электронные  носители по модулям как и на стартовом этапе.

После обработки результатов мониторинга и анализа полученной информации  сравнили их с исходной информацией полученной на стартовом этапе. Отметили достижения детей и их проблемы, выявили недочеты и скорректировали индивидуальные маршруты музыкального образования отдельных детей, сделали выводы.

В результате по всем трем компонентам системной структуры комплексного мониторинга качества системы музыкального образования детей выявили динамику развития системы музыкального образования в группах ДОУ, качество овладения детьми образовательной области «Музыка» и распространили имеющуюся информацию для всех заинтересованных лиц (родители, воспитатели)

        Проводя итоговый         этап, члены СМ подготовили и провели диагностические процедуры по прежним диагностическим картам  с заданиями для детей и педагогов, использовали такие же схемы, таблицы, анкеты, что и на предыдущих этапах. Обсуждали мониторинговые процедуры, анализировали методы и приемы, которые необходимо использовать в данный период. Продумывали дополнительную деятельность СМ. Под руководством руководителя ДОУ провели оперативное совещание, на котором члены СМ доложили о готовности к проведению мониторинговых  процедур итогового этапа.

    Следующим этапом работы службы мониторинга был сбор информации, и реализовались те же направления деятельности СМ, что на стартовом и промежуточном этапе.

Полученную информацию обобщили, рассредоточили по модулям, обсчитали и занесли в соответствующие банки данных о качестве музыкального образования дошкольников.

Итоги обсудили на оперативном совещании. Руководитель СМ (старший воспитатель)  сделала отчет и анализ по трем компонентам мониторинга.

Полученную информацию мы сравнили с исходной и промежуточной информацией. Сделали соответствующие выводы. Проанализировали выявленные отрицательные проблемы и факторы, их обуславливающие. Определили и обосновали те ресурсные и дидактические условия, которые способствовали положительной динамике в достижениях детей.

Выявили специфику инновационных основ педагогического процесса, способствующих стимулированию достижений детей в овладении образовательной областью «Музыка». Сформировали компьютерный банк технологических мониторинговых карт, разработали модульную структуру банка данных, программное обеспечение для ввода, хранения, обработки результатов и предоставления отчетов.

Полученную в результате мониторинга информацию представили  для  заинтересованных лиц (родителей, педагогов, руководителей ДОУ, руководителей органов управления дошкольным образованием).

            В итоге, поставили цель разработать программу дальнейшего развития инновационной системы музыкального образования в ДОУ на основе данных мониторинга качества музыкального образования детей, над чем сейчас и продолжаем работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ромашка» Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества ресурсного обеспечения и дидактических условий Ст. воспитатель Г.А.Трушкова Пижма 2012 год

Слайд 2

Знакомство педагогов с сущностью технологии мониторинга

Слайд 3

Служба мониторинга Три группы экспертов: – первая группа – для анализа качества результатов музыкального образования детей В нее вошли музыкальный руководитель Е.Е.Киверина и воспитатель высшей категории Е.В.Новоселова – вторая группа – для анализа качества педагогического процесса музыкального образования детей В неё вошли воспитатели 1-йкатегории Н.Б.Цветкова , Е.В.Безденежных – третья группа – для анализа качества ресурсного обеспечения и дидактических условий В неё вошли воспитатели 1-ой категории И.Н.Репина , В.М. Никифорова

Слайд 4

Цели мониторинга систематическое отслеживание состояния качества музыкального образования в ДОУ аналитическое обобщение полученных данных об уровне качества музыкального образования детей и прогнозирование развития ДОУ по данному направлению;

Слайд 5

Цель работы службы мониторинга организация процесса музыкального образования ДОУ на основе комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования дошкольников

Слайд 6

Задачи -организовать сбор информации о качестве музыкального образования детей в ДОУ; -создать информационную среду в ДОУ; -создать банк тестовых заданий для детей, опросных листов для педагогов и руководителей; -осуществить оценку качества результата музыкального образования; -обобщить и распространить информацию о состоянии качества результата музыкального образования в ДОУ.

Слайд 7

Создали банк тестовых заданий Внедрили технологию мониторинга Разработали содержание деятельности экспертов Освоили предложенные диагностические карты Разработали содержание диагностического модуля Составили списки детей, педагогов, родителей Создали матрицу базы данных опроса детей Определили методы обработки данных Обсудили вопросы создания комфортных условий для проведения мониторинговых процедур Пути решения задач службы мониторинга

Слайд 8

Служба мониторинга график проведения мониторинговых процедур обязанности и права семинар для педагогов

Слайд 9

Рабочая документация мониторинговые таблицы модулей методические рекомендации к проведению мониторинговых процедур Система балловых оценок и способов обработки полученных результатов.

Слайд 10

Деятельность экспертов 1.Анализ качества ресурсного обеспечения 2.Анализ дидактических условий

Слайд 11

1.Мониторинг ресурсного обеспечения процесса музыкального образования дошкольников 1.1 Анализ кадрового обеспечения 1.2 Анализ качества управленческого обеспечения музыкального образования в ДОУ 1.3 Анализ качества организационно-педагогической деятельности руководителя по организации педагогического процесса музыкального образования 1.4 Анализ качества планирования процесса музыкального образования 1.5 Анализ качества программно-методического обеспечения музыкального образования детей

Слайд 12

2.Мониторинг дидактических условий процесса музыкального образования дошкольников 1.Анализ преемственности ступеней музыкального образования детей 2.Анализ качества музыкально - образовательной среды дошкольников

Слайд 13

2.Мониторинг дидактических условий процесса музыкального образования дошкольников 2.1. Анализ преемственности ступеней музыкального образования детей Преемственность целей 2.1.1 Внешняя Образовательных ступеней(раннее детство – дошкольное детство) с адекватными 2.1.2 Внутренняя Взаимосвязь задач внутри образовательных ступеней ранний возраст (1-3 года), младшего возраста (3-5 лет) и старшего возраста (5-7 лет) и между ступенями в целом

Слайд 15

Мониторинг дидактических условий процесса музыкального образования дошкольников 2. Анализ качества музыкально - образовательной среды

Слайд 16

2.1.1 Хорошее состояние музыкального зала и других помещений, где осуществляется проведение различных форм организации и самоорганизации музыкальной деятельности детей 2.1.2 Установлен необходимый режим функционирования помещений учреждения (освещение, отопление и др .) 2.1.3 Полная укомплектованность помещения необходимым инвентарем 2.1.4 Достаточная укомплектованность аудио-, видео средствами 2.1.5 Эстетичность оформления помещений в соответствии с их функциональным назначением 2.1Оптимальность общих материальных условий, обеспечивающих нормальный уровень осуществления процесса и жизнедеятельности детей и коллектива ДОУ

Слайд 18

2.2.1 Специально оборудованные помещения для осуществления деятельности(музыкальный зал, студия музыкально-театральной деятельности, музыкальная игротека и т.п .) 2.2.2 Групповые комнаты , в структуре которых выделены мини-центры музыкального развития детей 2.2.3 Методический кабинет, оснащенный методическими материалами необходимыми для работы музыкального руководителя 2.2.4 Наличие необходимых для работы музыкального руководителя инструментов (фортепиано для проведение занятий, праздников и развлечений в зале, аккордеона ) 2.2.5 Наличие достаточного количества необходимой аппаратуры: телевизора , видеомагнитофона, видеокамеры, музыкального центра для зала и магнитофонов для каждой группы 2.2Наличие материальных условий, необходимых для проведения процесса музыкального образования детей

Слайд 19

2.3.1 Нормативно правовая и педагогическая адекватность среды 2.3.2 Полнота состава среды .Содержание среды отражает полноту детской музыкальной деятельности 2.3.3 Развивающая ориентация среды 2.3.4 Направленность среды на обеспечение эмоционального и функционального комфорта ребенку 2.3 Анализ уровня предметно–развивающей среды - как компонента музыкально-образовательной среды

Слайд 21

2.4.1 Наличие системы оценки качества музыкального образования дошкольников 2.4.2 Ориентация мониторинговой технологии музыкального образования на обеспечение качества музыкального образования детей 2.4.Анализ качества мониторинга музыкального образования дошкольников

Слайд 22

2.5.1 Наличие индивидуального маршрутов развития каждого ребенка 2.5.2 Соблюдение принципа индивидуального подхода к ребенку 2.5.3 Личностно–ориентированный характер взаимодействия с родителями 2.5Анализ качества коррекционной помощи ребенку

Слайд 24

2.6.1 Ориентация музыкального образования на запросы семьи 2.6.2 Целесообразность различных форм сотрудничества c семьей 2.6.3 Личностно–ориентированный характер взаимодействия с родителями 2.6 Анализ качества взаимодействия с семьей

Слайд 26

2.7Анализ качества взаимодействия ДОУ с учреждениями культурно- образовательной среды социума 2.7.1 Многоаспектность и многоуровневостъ взаимодействия 2.7.1.1 Сотрудничество с учреждениями музыкальной культуры и образования на районном, городском, областном уровнях 2.7.1.2 Разнообразие форм сотрудничества с учреждениями музыкальной культуры 2.7.2 «Открытость " ДОУ в вопросах музыкального образования детей 2.7.2.1 Периодичность информирования населения о качестве музыкального образования детей 2.7.2.2 наличие общественных структур, их субъектов, участвующих в управлении ДОУ ,помогающих в решении проблем музыкального образования детей

Слайд 28

Завершение стартового этапа

Слайд 29

Диагностические карты с заданиями для детей и педагогов Схемы Таблицы Анкеты Промежуточный этап Проведение мониторинговых процедур

Слайд 30

Анализ качества результатов музыкального образования детей. Анализ качества музыкально-педагогического процесса . Анализ качества дидактических условий . Промежуточный этап

Слайд 31

Диагностические карты с заданиями для детей и педагогов Схемы Таблицы Анкеты Итоговый этап

Слайд 32

Итоговый этап анализ качества результатов музыкального образования детей анализ качества педагогического процесса музыкального образования детей анализа качества ресурсного обеспечения и дидактических условий

Слайд 35

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии мониторинга качества процесса музыкального образования дошкольников в практику ДОУ.

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информациио деятельности педагогической системы,обеспечивающий слежение за ее состоянием, а так же дающа...

Мониторинг качества образования – основной инструмент реализации управленческих функций руководителя ДОО в процессе введения ФГОС ДО».

Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтема, в которой все к...

«Роль методической службы в условиях реализации ФГОС». Эссе «Я – методист»

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,если не помогает усовершенствоваться другим».Диккенс Ч.      Методист…Профессия? Миссия?  Призвание? Когда...

Презентация опыта работы по теме "Разработка и реализация системы мониторинга качества освоения ООП ДО в ДОУ"

Презентация опыта  на совещании управленческих команд г.Канска в рамках августовского педагогического совета...

Консультации по вопросам реализации МКДО на тему: «Совершенствование работы ДОО в соответствии с мониторингом качества дошкольного образования по показателям качества: «Познавательное развитие»

Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что ст...