Проблема детской одаренности.
статья по теме

Васильева Ольга Владимировна

Что такое детская одаренность? Генетически обусловленный дар  или талант, взращеный благоприятной средой и условиями воспитания? Над этим вопросом спорят ученые, психологи и педагоги практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева О.В.

Проблема  детской одаренности.

Современный  мир стремительно меняется,  изменения  происходят   в  нашем обществе, другими стали и дети: они более активны и самостоятельны, у них отмечается повышенная инициативность в познании, творческой деятельности, освоении  инновационных технологий,  именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Ускорение темпа развития общества требует от людей готовности к жизни  в быстро меняющихся условиях. Сейчас  мы живем в век современных технологий, время, когда общество испытывает потребность в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, решать существующие проблемы нетрадиционно и креативно.

 Образовательный процесс ориентируется на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие знания, но и способной  быстро и на  высоком уровне решать поставленные задачи. Отсюда одной их приоритетных задач  становится раннее выявление, поддержка одаренных и талантливых детей.

Проблема детской одаренности чрезвычайно актуальна  ив нашей стране и за рубежом. Решение этой проблемы напрямую  связано с перспективой развития страны.    На сегодняшний день проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, но до сих пор  нет целостной его концепции, которая  бы в полной мере отвечала  запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли.

     Термин «одаренность»   по сей день вызывает много  споров и разногласий. Отсутствие строгих критериев для определения границы между  творческой и нетворческой деятельностью человека  общепризнанно. Вместе с тем очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования. Авторы многих исследований,   проведенных в последние десятилетия, склонны разделять точку зрения, согласно которой определение разницы между творческой  и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным. Сложность структуры творчества  и одаренности наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев.

Многие авторы считают  одаренностью генетически обусловленный  дар, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда и воспитание, или подавляют его, или помогают этому дару раскрыться. Благоприятная окружающая среда и правильное квалифицированное педагогическое руководство  раскрывают  и превращают  этот природный дар в выдающийся талант.

            Признаком одаренности ребенка принято считать   несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, т. е. опережение возраста. «К собственно умственным особенностям одаренных детей могут быть отнесены их способность к сосредоточению внимания, быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Замечательные свойства их интеллекта особенно поражают и иногда кажутся чуть ли не чем-то сверхъестественным, поскольку обнаруживаются они в необычно раннем возрасте. Вместе с тем именно на одаренных детях бывает очень заметна некоторая относительность достоинств детского интеллекта» Н.С.Лейтес.  

Современное понимание одаренности, пройдя через научные споры многих психологических школ, утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация  и   исследовательская   творческая  активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).

 В раннем детстве признаками одаренности  принято считать огромное  любопытство ребенка, его бесчисленные  вопросы, большой запас слов, хорошую , развитую речь речь, способность  концентрировать внимание на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатое воображение с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость. В более  старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении – нонконформизм.

Одаренными можно считать детей если они:

• часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;

• у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;

• рано начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;

• у них большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия;

• способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;

• они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований;

• в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;

• легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ;

• способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Часто педагоги и психологи, работающие с одаренными детьми в образовательных учреждениях, сталкиваются с проблемой ошибок прогнозирования. Обычно они прочат большое будущее одним своим ученикам, а настоящих успехов, как правило, достигают другие. Возможно, причина в том, что  детская одаренность динамична. Да и  сам мир очень изменчив, а  в представления о будущем часто вмешиваются случайности. Спрогнозировать будущее практически невозможно. Но, несмотря на это, интерес исследователей к данной проблеме не ослабевает, специалисты постоянно пытаются найти признаки, указывающие на возможность ребенка в будущем добиться выдающихся достижений.

В современной ситуации перед психологической наукой закономерно встает вопрос: что необходимо осуществить на пути повышения творческих способностей человека, какие условия необходимы для эффективной реализации интеллектуального потенциала личности и дальнейшего наращивания интеллектуального потенциала общества?

 Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленого обучения и воспитания  на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Первым этапом  к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша. Второе  важное  условие развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье условие – эффективное  развитие  творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском  коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий.

 Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

  В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

Статья "Проблемы развития одаренности у дошкольников"

В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается воспитатель в работе с одаренными детьми....

"Проблема воспитания одаренных детей в семье и детских садах"

В этом реферате я изучала отношение к детям с особыми знаниями и сверхинтелектом....

реферат проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома

реферат проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома...

Материалы II краевой научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.) Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы

Материалы II краевой научно-практической конференции(15-16 октября 2015 г.)     Развитие детской одаренности в современнойобразовательной среде: опыт, пробле...

Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этог...