Главные вкладки

    Конспекты НООД и развлечений для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок для социально-личностного и коммуникативного развития.
    план-конспект занятия по теме

    Абрамова Наталья Михайловна

    Конспекты НООД и развлечений для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок для социально-личностного и коммуникативного развития - практический материал для педагогических работников ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспекты НООД и развлечений для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок для социально-личностного и коммуникативного развития.

      Конспект НООД по ОО «Коммуникация»

    Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии сюжетных картинок.

      Цель: изучение уровня развития связной монологической речи детей.

    Оборудование: серия сюжетных картинок по сказке «У страха глаза велики».

       Ход. Воспитатель сообщает детям, что сегодня на занятии разговор пойдет о русской народной сказке. Просит вспомнить, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Предлагает назвать известные им русские народные сказки. Следит за точностью ответов, поправляет ребенка, если он воспоминает авторскую сказку или сказку народов мира. Хвалит детей за активность, за правильные ответы дает фишки.

    Затем дети называют свои любимые русские народные сказки и воспитатель предлагает детям вспомнить известную им сказку «У страха глаза велики».

    Воспитатель начинает рассказывать:

    По синю морю, корабль бежит,

    Серый волк на носу стоит,

    А медведь паруса крепит.

    Заюшка кораблик за веревку ведет,

    Лисичка из-за кустика хитро глядит:

    Как бы зайку украсть.

    Как бы веревку сорвать.

    Это еще не сказка, а присказка,

    а сказка вся впереди.

    Воспитатель прерывается на этом и говорит:

    -  Дети, так как вы знаете эту сказку, попробуйте ее рассказать сами, а в помощь вам у меня есть серия сюжетных картин по этой сказке. Картинки помогут вам в пересказе.

    Дети по выбору воспитателя пересказывают отрывки сказки. Воспитатель опрашивает всех детей.

     Воспитатель читает заключительную фразу, чтобы помочь малышам уяснить, что поговорку «У страха глаза велики» приводят в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности.

    В конце занятия воспитатель спрашивает у кого больше фишек, чему учит данная сказка, трудно ли было ее пересказывать, кому что в ней особенно понравилось.

    Конспект проведения беседы

    Тема: «Русские народные сказки»

    Цель: изучить особенности диалогического общения детей в специально организованной беседе.

    Ход

    Я устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создаю ситуацию разговора.

    Вопросы для разговора с детьми:

    -  Тебе нравятся русские народные сказки?

    -  Какая твоя самая любимая сказка? Почему?

    -  А ты помнишь, как звали героев этой сказки? Назови, пожалуйста, их.

    -  Есть ли у тебя любимый герой сказки, а может их несколько?

    -  Любишь ли ты играть в какие-нибудь русские народные сказки? Какую роль ты берешь на себя и почему?

    Ход разговора направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.

    Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора я показываю ему сюжетную картинку и предлагаю задать вопросы по ее содержанию.

    Во время проведения эксперимента я не вступаю в беседу с ребенком, а только отвечаю на поставленные им вопросы. Беседа ведется индивидуально с каждым ребенком, дословно фиксируется.

    В результате анализа разговоров я составила характеристику коммуникативных умений детей.

    Конспект НООД по ОО «Коммуникация»

    Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц – хваста»

    Цель: предложить детям вспомнить название русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи.

     Предварительная работа: за несколько дней до занятий помещаю в уголке иллюстрированное издание русской народной сказки «заяц, лиса и петух». Предлагаю детям рассмотреть рисунки, выполненные к этой книге, и охарактеризовать зайца.

    Ход

    Прошу назвать детей известные им русские народные сказки. За каждый правильный ответ вручаю игрушечного пластмассового зайчонка (из набора предметов для счета). Слежу за правильностью ответов если кто-то называетдругих народов или авторские, игрушка не выдается.

     Всякий раз дети повторяют хором название сказки.

     Далее спрашиваю, как обычно начинаются русские народные сказки («жил- был, жили- были»). Рассказывают о том, что многие сказки имеют сказочную концовку.

     Например: «Тут и сказке конец, кто дослушал молодец». Затем предлагаю детям повторить концовку сначала всем вместе, затем двоим- троим индивидуально.

     Затем говорю им о том, как рассказывал о себе заяц из сказки, что у него «не усы, а усищи, не лапы, а лапище не зубы, а зубищи». Потом вместе проговаривает цитату.

     Потом рассказываю детям сказку «заяц-хваста» спрашиваю все ли слава понятны детям, отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова конорина (коряга) и гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно).

     Затем прошу детей охарактеризовать зайца (сначала хвастун и трусишка- увидев тетку ворону, испугался, а потом- храбрец).

     Затем напоминаю детям диалог тетки вороны и зайца-хвасты и с помощью детей драматизирую этот отрывок:

    1  Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

    2  А как ты хвастал?

    3  У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

    4  Боле не хвастай!

     Далее сценка повторяется 1- 2 раза с другими детьми. Заканчивая занятие, спрашиваю детей, на кого но их мнению, похожи пластиковые зайчики, которые стоят на некоторых столах: на зайца-хвасту или на зайца- горемыку из сказки «заяц, петух и лиса».

    Конспект НООД по ОО «Коммуникация»

    Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец.)

    Ход

    Педагог спрашивает, какие русские народные сказки могут назвать дети есть ли среди них любимые. Напоминает программные произведения, с которыми детей знакомили в этом году: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый». Предлагает прослушать еще одну русскую народную сказку – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Начинает чтение присказкой. После окончания сказки дает детям возможность посидеть молча, поразмышлять, переживая трудную судьбу ее героев, затем говорит:

    - Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные, события происходят с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой? (Мальчик превратился в козленочка, но козленочек разговаривает, как человек; есть в сказке ведьма, которая Аленушку на дно реки кинула.)

    Воспитатель предлагает детям обратить внимание на язык сказки, подчеркивает, что он отличен от языка рассказов и стихов. В подтверждение своих слов вспоминает с ними начало («Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка…»), концовку («Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чисто поле»),

    Далее педагог зачитывает отдельные фразы из текста, а дети находят в них сравнения, описания, типичные для народных сказок:

    Остались Аленушка да Иванушка одни – одинешеньки.

    Идут они по дальнему пути, по широкому полю.

    Шли – шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает (хоровое выступление и индивидуальные).

    Залилась Аленушка слезами.

    О чем, красная девица, плачешь? (Воспитатель объясняет что красная – это красивая, пригожая.)

    Я тебя наряжу в злато-серебро… стали они жить-поживать… ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.

    А сама оборотилась Аленушкой… Закинули сети шелковые…

    Дети вместе с воспитателем повторяют жалобу козленочка и ответ Аленушки (2 хоровых и 1-2 индивидуальных повторения). Педагог следит за выразительностью их речи.

    Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли сестра, и брат по широкому полю и встречали на своем пути копытца с водой. Приглашает нескольких человек для драматизации этого отрывка. Сам педагог выступает от лица рассказчика. Слова «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» проговаривают зрители.

    Драматизация повторяется дважды.

    Если останется время, воспитатель читает отрывки по заявкам детей.

    Конспект НООД по ОО «Коммуникация»

    Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Хаврошечка»

    Цель: предложить детям вспомнить известные им русские народные сказки, их концовки; познакомить еще с одним произведением русского фольклора, помочь запомнить его начальную фразу и концовку; воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

    Ход

    Воспитатель просит детей назвать известные им русские народные сказки (правильные ответы оцениваются фишками), сказать, какое из этих произведений самое любимое. Напоминает о сказках, которые им читали в этом году на занятиях. Дети припоминают, как начинаются народные сказки, какими фразами заканчиваются.

    «А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня,- продолжает разговор педагог,- начинается так: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся». Повторяет фразу, дети договаривают слова (подчеркнуты). Выясняет, как воспитанники понимают смысл выражения «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся». Спрашивает: «Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, главной её героини?» Начинает рассказывать:

    Посылали молодицу

    Под горушку по водицу,

    А водица далеко,

    А ведерко велико.

    Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. И называется сказка – «Хаврошечка».

    Закончив сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать типичные для сказок образы, сказочные ситуации (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, «срабатывалось» как бы само собою, из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила). Напоминает и предлагает повторить (хором и индивидуально) концовку сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».

    Затем двое детей воспроизводят диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах, с места):

    Хаврошечка. Коровушка – матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.

    Коровушка. Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

    Диалог повторяется 3-4 раза. Перед каждым новым выступлением все дети хором приговаривают: «Спи, глазок, спи другой!»

    Затем педагог предлагает воспитанникам зажмуриться и представить волшебную яблоню. Когда дети открывают глаза, она предъявляют рисунок с реальным деревом. Дети отмечают, что это не волшебная яблоня. Педагог просит их зажмуриться еще раз и заменяет прежнюю иллюстрацию новой – сказочной.

    «Угостила Хаврошечка сильного человека наливными яблоками, и он на ней женился»; - напоминает воспитатель текст сказки. «И стала она в добре поживать, лиха не знать»,- заканчивают дети.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

    Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

    Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ

    Конспект НОД разработан на основе учебно-методического пособия "Раз-ступенька, два-ступенька..." /Л.ГПетерсон. Занятие проводится с использованием интерактивной доски....

    План-программа по социализации детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок

    В плане раскрыта система работы воспитателя в старшей группе детского сада по использованию народных сказок с процессе социализации дошкольников...

    Сценарий музыкально-тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «В мире музыки»

    Музыкально-тематическое развлечение на закрепление знаний музыкальной грамоты. Тема "Мажор - Минор"...

    Тема: «Не играй с огнём» (занятие – развлечение для детей старшего дошкольного возраста и использованием соревновательно – игрового метода)

    Цель.Закрепить элементарные знания и умения в поведении детей при возникновении пожара.Задачи.Продолжать формировать у детей понятие «пожарная безопасность».Закреплять знания о:- причинах возникновени...

    Тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Краски осени"

    Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,За нарядные листья и тепло запоздалое.......

    Музыкально-интеллектуальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста с использованием презентаций "День Самарской символики"

    Авторская методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста, в легкой занимательной форме знакомит детей с достопримечательностями родного города и закрепляет знания о Самарс...