Перспективный план кружка: "Затейники" (II младшая группа)
методическая разработка (младшая группа) по теме

План кружковой работы составлен для детей второй младшей группы. В основе лежит игровая мотивация. Цель: формирование элементарных математических представлений детей второй младшей группы посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zateyniki2.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • Формировать элементарные  математические представления у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.
  • Закреплять  и углублять  знания  детей,  полученные на занятиях и в повседневной деятельности.

Задачи:

  • Формировать у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
  • Формировать у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.
  • Формировать умения устанавливать количественные соотношения.
  • Развивать память, мышление, внимание.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать связную речь.

В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой.

Организация деятельности:

        В кружок «Затейник»» зачисляются дети, посещающие  МБДОУ «Теремок».

Занятия проводятся  во вторую половину дня (среда), длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 10 – 15 минут).

Кружок работает в течение учебного года (конец сентября –  начало мая), один раз в   неделю. План кружка рассчитан на  один год.

Количество детей посещающих кружок «Ручеек»» - 10 человек.  

 Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

        В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

На подготовительном этапе нами была проведена диагностика с целью выявления уровня развития математических  способностей у детей младшего дошкольного возраста,  разработан системный комплекс НОД, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей второй младшей группы (от 3 до 4) с использованием дидактических игр.

Проведённая нами диагностика показала следующие результаты:

  • дети затрудняются самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);для решения поставленной задачи детям необходима активная помощь взрослого;
  • не все дети умеют правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов:  «больше», «меньше», «столько же»; на вопрос, заданный после изменения расположения 3-4 предметов: "Их столько же или стало больше?" – не все дети дают правильный ответ;
  • при определении отношений между группами предметов некоторые дети допускают ошибки, но исправляют их по просьбе взрослого.
  • не все дети ориентируется в пространственных и временных отношениях, не  понимают смысла обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска)

В своей работе мы использовали в основном методы и приёмы опосредованного педагогического воздействия:

  • сюрпризные  моменты,
  • игровые образы,
  • игровые ситуации,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание предметов, картин
  • беседы.

Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

План кружка на 2013 – 2014 учебный год

Сентябрь

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

«Самолеты»

Учить группировать предметы по цвету, различение их по размеру: длиннее, короче, широкий, узкий

-Загадывание загадки; пение песни: «Самолет»

-Д\у: «Полетели красные (синие…) самолеты.

Октябрь

«Мы – шоферы»

Учить различать предметы по размеру;

Развивать конструктивные способности, умение устанавливать соответствие между размерами при сооружении постройки

-Беседа на тему: «Транспорт»;

-Игра: «Кто быстрее»,

-Строительная игра: «Гаражи».

Кн. Математика от трех до семи, стр. 12

«Осень»

Закреплять умение классифицировать предметы по цвету;

Учить составлять целое из частей; Различать правую и левую руку

-Чтение стих. «Осень»;

-Рассматривание листьев;

-д/у «Повесим листья»;

-д/и «Сложи листик»;

-п/и «Солнце! Ветер!».

Кн. Математика от трех до семи.

«Что растет на огороде?»

Уточнение формы и цвета

Учить различать овощи по внешнему виду и по вкусу.

-Рассматривание овощей;

-Обследование на ощупь.

-Игровая ситуация: «Сварим суп»

«На что похоже?»

Учить различать и назвать геометрические фигуры

-Рассматривание картинок;

-Выяснение, из каких фигур составлено изображение.

Кн. Математика от трех до семи, стр. 16

«Большие и маленькие мячи»

Учить различать цвет и величину (большой – маленький).

Подбирать мячи для кукол, проговаривая слова.

-Рассматривание мячей разных цветов и разной величины (большие – маленькие), игры с мячом, проговаривая слова:

«Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык».

-Игровая ситуация: приход кукол (разной величины), которые ищут для себя мячи (большой кукле – большой мяч, маленькой – маленький) и определенного цвета.

Ноябрь

«Игры с прищепками

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Учить  выкладывать  предмет по образцу (солнышко, елка, ежик).

Способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Стимулировать речевую активность детей.

-Рассматривание предметов;

-Уточнение строения.

-Д/у «Сложи картинку;

-Чтение стихов о предметах.

-Загадывание загадок.

«"Гости пришли"

Обучать соотносить слово-числительное и соответствующее количество предметов.

-Игровая ситуация: «Гости пришли»

Конспект.

«Чудесный мешочек».

Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.

-Игра «Что же в мешке?»

- Беседа: «Какие предметы сделаны руками человека, какие созданы природой».

- Игра «Выбери предметы природного мира».

- Игра «Выбери предметы рукотворного мира».

О.В.Дыбина, стр. 5(Р.М)

«Готовимся к зиме»

Учить детей составлять группы отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного.

-Загадывание загадки;

 -Чтение рассказа: «По грибы»;

-Игра: «Медведь и пчелы»;

Конспект

Декабрь

«Кто ходит в гости по утрам»

Учить  составлять  множества из двух подмножеств

 Закреплять понятия:  «один», «много», «ни одного»

-Игра: «К нам гости пришли».

«Один – много»,

конспект

«Птичий двор»

Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один и много) на двух полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них, согласовывать числительное один с существительными; продолжать знакомить детей с домашними птицами (цыплята, утята), различать животных по характерным особенностям, поведению; развивать творческие

-Игра: «Помоги цыплятам»;

-Чтение стих. «Речку  переплыли ровно в полминутки»;

- Д/у: «Покормим цыплят  и утят»
-Игра: «Помоги цыплятам»;

-Чтение стих. «Речку  переплыли ровно в полминутки»;

- Д/у: «Покормим цыплят  и утят»

«Поможем зайчику»

Учить детей: выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; находить 1-2 признака, общих для всех предметов группы; употреблять слова много, один, по одному, ни одного. Учить согласовывать числительное один с существительным в роде и числе; формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

-Загадывание загадки;

-Беседа, рассказ о зайцах;

-Выполнение заданий.

Конспект

«Сделай узор»

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами, учить выкладывать орнамент из одинаковых геометрических фигур;

Развивать восприятие формы.

-Игровая ситуация: « Идем в гости» (подарок»),

-Выкладывание рисунка;

-Рассматривание, объяснение, уточнение, самостоятельная деятельность.

О.С.Дьяченко, стр. 8

Январь

«Где обедал воробей»

Помочь детям понять, что величина понятие относительное.

Учить различать предметы по размеру, величине.

-Игровая ситуация: «Зоопарк»;

Конспект

«Чего не хватает»

Развивать наблюдательность и внимание;

Продолжать различать и называть предметы (игрушки), ориентировка в пространстве.

-Рассмотреть игрушки: внешний вид, как играть.

- Д/и «Чего не стало?».

«Угадай, кого загадали »

Учить ориентироваться в пространстве.

Правильное употребление предлогов: за, перед;

Ориентировка относительно себя: слева, справа, сбоку.  

-Д/у: «Угадай, кого загадали».

-«Кто справа (слева) от тебя?».

О.М.Дьяченко, стр. 17

«Собери бусы  для елки»

Учить собирать бусы (из пробок), чередуя их по цвету.

-Д\у «Покажи красную пробку, синюю и т.д.».

Уточнение, выполнение задания.

Февраль

«Шкафчик»

Развивать зрительную память.

Д/у: «Где игрушка? с постепенным усложнением заданий.

«Построим башню»

Учить составлять башни  из различных геометрических фигур, подбирая их в разных вариантах.

Развивать воображение и творческие способности детей.

Развивать умение выполнять тонкие движения кончиками пальцев.

-Игровое упражнение «Построим башню»

О.М.Дьяченко, стр.10

«Счетные палочки»

 Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с  помощью счетных палочек

-И/у со счетными палочками;

-показ образца,     рассматривание,  самостоятельная деятельность детей.

«Золушка».

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

  -Рассказывание сказки: «Золушка»;

-Выполнение заданий

Март

«Воздушные шары»

Закрепление знания цветов, умение подбирать одинаковые цвета.

- Игровая ситуация: «А у нас сегодня праздник Игровая задача: строим большой дом для мишки и маленький для зайца.

Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы.

Самостоятельная деятельность детей.

«Матрешка»

Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, идёт, пришла, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

-Рассматривание матрешки, обследование;

-Д/и «Что изменилось?»

«Когда это бывает?»

Учить различать части суток: день, ночь. Вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.

Развивать умение составлять целое из частей.

-И/у «Когда это бывает?»;

-Игра: «Найди Мишку». «Составь квадрат»

«Какая игрушка»

Развивать воображение детей;

Учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям», (геометрические фигуры)

-Д/и: «На что похоже»;

-Работа с карточками

Апрель

«Построим домик для мишки и зайчика»

Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройкам соразмерные игрушки.

Закрепление знания цветов, умение подбирать одинаковые цвета.

- Игровая задача: строим большой дом для мишки и маленький для зайца.

Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы.

«Машина»

Обучать  решению конструктивных задач.

Закрепление цвета, формы.

-И/у: «Выложи машину»

Конспект

«Ежик», «Зайчик»

Развивать конструктивную деятельность.

Обучать количественному анализу конструкции.

-Игровая ситуация: «Поездка в магазин"

Конспект

««Завяжи бант»

Обучать сравнивать длину приемом приложения.

-Игровая ситуация: «Завяжем бант»

Конспект

Май

«Загадки – шутки»

Закреплять умение различать шар и куб.

-Развивать умение анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина.

-Загадывание загадок;

-Игра:  «Прокати до ворот»,

«Найди лишнюю фигуру».

Кн. Математика от трех до семи», стр.44.

«Конструктор»

-Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

-Развивать воображение. Память, сообразительность.

-Игровая ситуация: «Приход кукол»;

-Игра: « Чем похожи, чем отличаются?»,

-«Что изменилось?», «Конструктор».

Чтение стихотворения: «Взял треугольник и квадрат»

Кн. Математика от трех до семи», стр. 284

Кн. Игры и упр. Для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста, стр. 19

Литература:

1. Математика  от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов.

2. О.М.Дьяченко Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6.

3.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников..

5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников

6. Конспекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Исследовательская деятельность" 2 младшая группа

Перспективный план "Исследовательская деятельность" образовательная область "Познание" 2 младшая группа...

Перспективный план работы с родителями (младшая группа)

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИГР-РАЗВЛЕЧЕНИЙ I МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИГР-РАЗВЛЕЧЕНИЙ I МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...

Перспективный план на лето 1 младшая группа

Перспективный план на лето 1 младшая группа...