Лекция
материал (подготовительная группа) по теме

Глазунова Татьяна Петровна

Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

К основным международным документам ЮНИСЕВ, касающимся  прав детей, относятся:

-Декларация прав ребёнка (1959 год)

-Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 год)

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

(1990 год)

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растёт ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребёнок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребёнка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном  возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребёнка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Создания правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:

С взрослыми:

Формирование гуманного отношения к ребёнку.

Формирование правовой культуры.

Обеспечение защиты прав.

С детьми:

Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения.

Способствовать развитию положительного отношения ребёнка к окружающим людям.

Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.

Развитие коммуникативной компетентности ребёнка.

Развитие социальных навыков.

Формирование правового сознания детей.

Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путём ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение строится по принципу постепенного движения от самого «Я» до окружающего мира. Например, в младшем дошкольном возрасте выбираем темы:

«Я - человек», « Я и моя семья», « Мой организм, или из чего я сделан», « Я и мои игрушки», «Я и люди на Земле», «Я и мои права».

В старшем дошкольном возрасте выбираем темы:

«Знакомство с Декларацией прав человека», « Право на жизнь, свободу, семью», «Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь», «Защита детей», «Право на дружбу и собственное мнение», «Сделал дело - гуляй смело», « Я и общество».

Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий.

В Солнечный город с Незнайкой; в Изумрудный город с Элли; КВН «Неразлучные друзья – взрослые и дети»; традиционные праздники – концерты «Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья», беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное  введение ребёнка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот приём способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей , а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Научить детей только ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза , дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться впечатлениями, Дошкольники тонко воспринимают, что всё живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это поможет острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова – это доступные формы  объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно – образовательную цель.

Вся работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей используются разнообразные методы и приемы:

Использование сюжетов хорошо известных сказок ( иллюстраций, видео, аудиокассеты , диафильмы) ;

Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком…, если бы я поймал золотую рыбку…, если бы вдруг превратился в …;

Дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови – не ошибись», « Я начну, а ты продолжи», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам», «Какими правилами пользовались персонажи?».

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учёт этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми мы решаем задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машинку); что делать, если всем одновременно хочется кататься на качелях.

В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использую устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает детям в дальнейшем конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. Можно составить вместе с детьми «Декларация прав группы», в которую входят правила:

Кто сильнее, тот уступит,

Умеешь сам – научи другого,

 5 на 5 – не будем сдачи мы давать и т.д.

Это поможет детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать.

Можно организовать беседы на темы:

«Кто такой настоящий друг?»,

«Помогаем дома маме»,

«Смелые первые, а вторые?»,

«Дядя Стёпа и Вовка – добрая душа».

В своей работе нужно учитывать право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитывать сложившийся социальный опыт ребенка, наличный «фонд его действенных  знаний, умений, навыков».

В дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями .

Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.

Все дети имеют одинаковые права независимо от:

Национальности, языка , цвета кожи, социального происхождения, богатства(бедности), места жительства , пола, возраста.

Дети имеют право на:

Жизнь, свободу, семью, жилище, питание, имущество, друзей, имя,  собственное мнение , выбор, защиту, любовь, внимание, помощь,  медицинское обслуживание, учение, развитие, отдых.

Защита ребенка от:

Разлуки с родителями, унижения, рабства, жестокости, непосильного труда, купли-продажи, замены.

Обязанности ребенка:

Забота о людях,

Посильная помощь взрослым,

Самообслуживание,

Помощь младшим и забота о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.

Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...

Лекция - беседа " Знаете ли своего ребёнка?"

Она поможет подготовиться и  провести  беседу с родителями....

Лекция о формах музыкального воспитания

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Лекция для конференции "Православие в моей жизни"

"…Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным ...

Актовая лекция участника профессионального конкурса педагогического мастерства «Сердце, отданное детям» Тема: «Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования уже были закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании», Конвенции о правах инвалидов и ряде других законов РФ....

Лекция для родителей «Конфликты в семье. Избегать или разрешать?»

ссориться надо грамотно, вот несколько советов как это дела...

Лекция для родителей «Приучаем к горшку»

Ни один ребенок не станет пользоваться самостоятельно горшком, пока соответствующие нервные окончания не достигнут достаточного развития — процесс, который абсолютно не подвластен влиянию ...