Работа с детьми, имеющими нарушения зрения.
учебно-методический материал по теме

Сотникова Елена Николаевна

Рекомендации для проведения образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для проведения общеобразовательного процесса

с детьми, имеющими нарушения зрения

В настоящее время наличие сложного характера патологических особенностей детей с нарушением зрения с одной стороны, и необходимость усвоения знаний, умений и навыков в объёме современной программы и с другой стороны, определяет необходимость активного осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения, воспитания и развития  детей с нарушением зрения.

Для детей с амблиопией и косоглазием предлагаются демонстрационный материал с учётом размера, цвета, с наличием чёткого контура, отсутствием несущественных деталей. В практической деятельности используем элементы обучения детей в режиме «зрительных горизонтов», т.е. материал для работы может находиться на разной высоте и на разном расстоянии от ребёнка. В результате чего дети совершают множество поисковых движений глазами, что положительно сказывается на тренировке глазодвигательных мышц. Так же, используем проведение занятий в сочетании с двигательной активностью на занятиях, работу в режиме динамической позы («стоя», «сидя», «лёжа»).

Для каждого ребёнка определено своё место с допустимой удалённостью от рассматриваемого объекта, с учётом зрительного диагноза. Эти приёмы работы с дошкольниками с нарушением зрения позволяет повышать активность, работоспособность детей и, тем самым, снижать их утомляемость на занятиях, что в корне отличается от методики обучения в школе, когда дети работают в режиме ближнего зрения. Оправданность использования данной методики подтверждал и русский учёный-физиолог И. М. Сеченов, когда предлагал работать на различной удалённости зрительных стимулов от глаз.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

  • пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,
  • упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

  • Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
  • Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
  • Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
  • Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
  • На занятии использовать наглядный материал:
  • реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;

игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;

  • изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
  • демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
  • размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
  • размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на  подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.

На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Кроме того, в зависимости от совокупности показателей здоровья, наши дети дифференцируются по состоянию здоровья. Так, например, с детьми «группы риска» по зрению организуется выполнение вольно-дыхательных упражнений, индивидуально-подгрупповые занятия по лечебной физкультуре, упражнения в бассейне, а детям специальной и подготовительной групп здоровья предлагаются большие нагрузки инструктором по физической культуре и воспитателем, как на занятиях, так и на прогулках.

Таким образом, использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет оказывать своевременную помощь каждому воспитаннику, подбирать им индивидуальные задания в пределах их «зоны ближайшего развития», т. е. осуществлять развивающее обучение.

Рекомендуемая литература:

1. Венедиктова М.В., Галкина А. Н. и др. Методическое пособие по проведению коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста.- Нижний Новгород, 2005.

2. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б.  Содержание и методика работы тифлпедагога в ДОУ.- Челябинск: Изд-во «Букватор», 2006.

4. Никулина Г. В., Фомичёва Л. В., Артюкевич Е. В.. Дети с амблиопией и косоглазием. С-Пб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

РЕФЕРАТ Коррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.

РЕФЕРАТКоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения....

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...

"Специфика логопедической работы с детьми, имеющие нарушения зрения"

Статья рассказывает о том, как правильно выстраивать логопедическую работу с детьми, имеющие нарушения зрения....