Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
статья по теме

Бартенева Сенильга Эмильевна

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимулирует детей к постановке и решению множества вопросов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских

в работе с детьми, имеющими  нарушения  зрения

                                               С.Э. Бартенева, педагог-психолог

                                                   высшей категории МБДОУ д/с №37

                                  «Хрусталик»,  г. Таганрог

Мир детства – это мир детских тайн, секретов, кладов, волшебных превращений. Понимать и уважать мир  ребенка – большой и трудный путь. И только взрослые могут помочь ребенку в начале этого пути.

А ведь дети еще и очень разные. Одни любят бегать и прыгать, другие – петь и танцевать, третьи – слушать сказки. Одни задают бесконечное множество вопросов, других не оттащить от телевизора или компьютера. Чтобы понять каждого ребенка,  надо знать,  с чем могут быть связаны эти различия и как к ним относится  [1]. В отличие от своих сверстников дети с нарушениями зрения имеют свои особенности:  отрицательные  эмоциональные состояния  (депрессия, стрессы), состояние фрустрации (постоянное ожидание психического напряжения). У детей с патологией зрения часто  занижена самооценка, отсюда трудности адаптации, снижение активности, инициативности, а иногда отказ от деятельности. (Л.И. Солнцева, Л.В. Егорова, Л.В. Рудакова, О.А. Усанова и др.) Однако, существует и нечто общее,  объединяющее всех детей дошкольного возраста. Эта игра,  воображение, творчество. В.А. Сухомлинский писал: «В каждом РЕБЕНКЕ дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!» Вера в творчество, дремлющая в ребенке  и вера в чудо позволяют нам чувствовать, понимать  и принимать каждого ребенка и помогают   раскрытию его способностей  и талантов.

        На наш взгляд, в работе с дошкольниками, имеющими  нарушения зрения, одним из значимых направлений является забота об их гармоничном эмоциональном развитии.  В соответствии с приказом №655 от 23.11.09. года «Об утверждении  и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» установлены нормы и положения, которые направлены на формирование общей культуры, развитие физических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности и предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Психологическое развитие детей происходит благодаря их участию в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной  и познавательной деятельности.         

Возник    очень важный вопрос – "ЧТО РАЗВИВАТЬ?" Но еще более важный и сложный вопрос – "КАК РАЗВИВАТЬ?" Учитывая то, что дети  в дошкольном детстве чрезвычайно любознательны и имеют огромное желание познавать  окружающий мир, мы взрослые, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуем расширению детского опыта, накоплению знаний, что является предпосылкой для творческой деятельности.   А их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни. Поиск ответов  на эти вопросы привел  меня  к

технологиям творческих мастерских. Использование мною  технологии творческих мастерских  в течение семи   лет  показало  ее   эффективность  для развития детей с нарушением зрения. Участие   в  творческих мастерских способствует  развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков; развитию интеллектуальных и творческих способностей; уверенному поведению; успешной социализации наших воспитанников.

Основой технологии является  изменение  функции педагога. Он становится Мастером, консультантом, помощником, что меняет его поведение, цели и тактику общения.  Целью  деятельности  педагога  является создание специальных условий для учебно-творческого процесса.  Это  достигается тем, что в условиях технологии творческой мастерской ребенок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, построения своей работы, он чувствует себя открытым для творчества и самовыражения. И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребенка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума [2]. В процессе работы детей  в творческой мастерской происходит  активное включение предметной деятельности, речи, мышления, воображения, что  способствует коррекции их зрительной патологии и коммуникативной деятельности. Технология творческих мастерских помогает лучше узнать своих воспитанников,  раскрыть  их творческий  потенциал. Поэтому свою главную  педагогическую задачу я вижу в организации  такого пространства, где детям было бы легко и интересно творить, где активизируется внешнее и пробуждается внутреннее зрение, где дети могли бы не просто быть вместе, а участвовать в общем деле. Сутью творческой мастерской и является яркое, интересное, общее Дело, в котором воспитанники могут выразить себя, собственные мысли и чувства, потаенные желания, проявлять свою активность и добиваться успеха.

 Таким ярким  интересным  общим  делом  является  издание  газеты -  практическая реализация  технологии творческой  мастерской, ее яркий продукт. Наша замечательная газета «Хрусталик», выпускающаяся уже в течение семи лет  - результат нашей  совместной деятельности. В работе над каждым выпуском газеты происходит интеграция всех образовательных областей Программы, эмоциональное вовлечение детей в практическую деятельность (творческие задания – сочинения, фантазирование, интервьюирование; упражнения с элементами тренинга), что  позволяет   раскрепостить поведение замкнутых, эмоционально нестабильных, склонных к завышенной или заниженной самооценке детей со зрительной патологией,  поощрить их  творческие проявления [3].

               Технология поэтапного издания газеты эмоционально вовлекает  детей в процесс и создает  условия для творческой деятельности.

              Этапы создания газеты:

1. Погружение – мотивация.

2. Цикл творческих заданий по теме.

3. Создание газеты на основе выполненных творческих заданий детьми.

4.  Выпуск  газеты.

На первом этапе  мы  с  детьми обсуждаем и выбираем тему выпуска газеты, которую издадим. На втором этапе происходит эмоциональное  вовлечение детей  в выполнение творческих заданий для создания газеты. Погружение в тему заключается в создании ребенком воображаемого образа. Для создания образа используются серия техник, игр и упражнений с элементами тренинга. Обучение ребенка сочинению своего рассказа, истории или сказки является одним из самых ценных инструментов для самовыражения  и самопознания. Третий этап состоит из интервьюирования каждого ребенка записи его произведения и согласования с ним. Сочинять сказки, истории, письма, рассказы  не так уж  и просто.  В этом деле,  как и в любом другом,  есть свои секреты:

  • создание  комфортной  уютной   обстановки  в кабинете;
  •  погружение ребенка  в  роль автора, в мир своей  сказки;
  •  дословное записывание за ребенком его сказки или истории;
  • перечитывание   текста  ребенку, чтобы автор своего произведения убедился в правильности воспроизведения  его речи;
  •   благодарность ребенку за его активное участие в общем деле.

Заканчивая третий этап,  мы рассказываем ребенку, что  при создании газеты есть ряд взрослых сотрудников, которые корректируют, редактируют и готовят к выпуску материалы (статьи, сказки, стихотворения, истории...).  Согласовываем с ребенком возможные изменения  некоторых слов. На четвертом этапе осуществляется выпуск газеты в виде печатного издания. Весь алгоритм действий с редакцией оговаривается с детьми.

Технология поэтапного издания нашей газеты основана на сотворчестве взрослых и детей, на искреннем внимании к духовному миру каждого ребенка, к его мыслям и чувствам, на доверии  к его талантам и возможностям.   Сбор материала для каждой газеты эмоционально вовлекает детей в процесс заинтересованного общения друг с другом, с педагогами и родителями. Учитываются вкусы и пожелания всех ребят, приветствуются самые неожиданные идеи и предложения. Изучаются психологические ресурсы каждого ребенка, от которых зависит конкретный вклад в общее дело. Неуверенный и робкий ребенок начинает верить в свои силы и способности, щедро делится таящимися в душе талантами? И, главное, ребенок получает удовольствие от общения, от результатов своего труда. Каждый новый выпуск газеты  – это результат нашей  совместной деятельности. Сотрудничество детей, психолога, педагогов и родителей приносит удовлетворение и радость сотворчества!

Литература:

1. Н.Е. Веракса. Понимаете ли вы своего ребенка? М. Дрофа. 2008.  с.4.  

2. http://neuch.org/interest/tekhnologiya-tvorcheskikh-masterskikh .

3. В.З. Денискина. Психология воспитания детей с нарушением зрения. М.

    Налоговый вестник. 2004. с.132.

   

     



Предварительный просмотр:

В каждом ребёнке дремлет птица,

которую нужно разбудить для полёта,
творчество - вот имя  этой птицы.                                                                                                                  

В.А. Сухомлинский

Технология творческих мастерских

Цель технологии — "погружение" участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

Принципы проведения мастерской:

  • Атмосфера открытости, доверия и доброжелательности.
  • Переход на позиции партнерства с обучающимися.
  • Минимизация внешних оценок (похвал и порицаний).
  • Приоритет внутренней самооценки участников.
  • Нацеленность на процесс и на результат действия.
  • Организация развивающего пространства.
  • Режим диалога и полилога.
  • Импровизационный характер.

Основные этапы творческой мастерской:

  • Индукция (создание эмоционального настроя в начале урока или занятия, мотивация к творчеству, пробуждение познавательной активности и интереса).
  • Самоконструкция (индивидуальное создание текста, рисунка, гипотезы, решения и др.).
  • Социоконструкция (построение этих элементов группой).
  • Социализация (презентация "продукта" творчества, знакомство с результатами творчества других участников, комментарии и обсуждение).
  • Самокоррекция (доработка/уточнение первоначального материала).
  • Рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникающих у участников мастерской).

        Газета «Хрусталик», выпускающаяся уже в течение семи лет — результат нашей  совместной деятельности. В работе над каждым выпуском газеты происходит интеграция всех образовательных областей Программы, эмоциональное вовлечение детей в практическую деятельность (творческие задания – сочинения, фантазирование, интервьюирование; упражнения с элементами тренинга).

        Это позволяет раскрепостить поведение замкнутых, эмоционально нестабильных, склонных к завышенной или заниженной самооценке детей со зрительной патологией,  поощрить их  творческие проявления.

Технология поэтапного издания газеты эмоционально вовлекает детей в процесс

и создает условия для творческой деятельности.

        Этапы создания газеты:

1. Погружение – мотивация.

2. Цикл творческих заданий по теме.

3. Создание газеты на основе выполненных творческих заданий детьми.

4. Выпуск  газеты.

В этом деле, как и в любом другом, есть свои секреты:

  • создание комфортной уютной обстановки  в кабинете;
  •  погружение ребенка в роль автора, в мир своей сказки;
  •  дословное записывание за ребенком его сказки или истории;
  • перечитывание текста ребенку, чтобы автор своего произведения убедился в правильности воспроизведения его творчества;
  • благодарность ребенку за его активное участие в общем деле.

Технология поэтапного издания нашей газеты основана на сотворчестве взрослых и детей, на искреннем внимании к духовному миру каждого ребенка, к его мыслям и чувствам, на доверии к его талантам и возможностям.

Неуверенный и робкий ребенок начинает верить в свои силы и способности, щедро делится таящимися в душе талантами.

И, главное, — ребенок получает удовольствие от общения, от результатов своего труда.

Каждый новый выпуск газеты — это результат нашей  совместной деятельности.

Сотрудничество детей, психолога, педагогов и родителей приносит удовлетворение

и радость сотворчества!

г. Таганрог,

ул. Чехова 301/1,

т. 64-55-52

http://xpyctaluk.ucoz.ru/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида второй категории № 37 «Хрусталик»

Использование технологии творческих мастерских

в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Разработала

Бартенева Сенильга Эмильевна,

 педагог-психолог высшей категории

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...

Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ....