Формирование нравственных чувств у детей 2-3 лет как основа патриотического воспитания в ДОУ.
статья (младшая группа) по теме

Райымбекова Мария Ивановна

Статья рассказывает об опыте работе воспитателя 1 младшей группы по воспросу нравственно-патриотческого воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenied.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных чувств у детей 2-3 лет  

как основа патриотического воспитания в ДОУ.

Райымбекова М.И., воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида  № 385 г. Н.Новгорода

     Одной из основных задач ФГТ в рамках образовательной области «Социализация»- является формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей.  В основе этих качеств лежат нравственно-патриотические чувства, формировать которые необходимо с самого младшего возраста. Для детей 2-3 лет  нравственное воспитание начинается с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду. В дальнейшем, при условии правильной организации воспитательного процесса, на этой основе сможет сформироваться и чувство любви к своему Отечеству,  к своему народу .

     Наш детский сад является экспериментальной площадкой ГБОУ ДПО НИРО по формированию гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста. В годовом тематическом плане для каждой возрастной группы определены темы гражданско-патриотической направленности.  В 1 младшей группе определены такие темы, как: «Мы пришли в детский сад»,  «Я и моя семья»,  «Мой город», «Народная игрушка, сказка, фольклор», «Золотая осень наступила», «Зимушка-зима», «Весна пришла», «Здравствуй, лето».

      В этих темах интегрировано решаются задачи образовательной области «Социализация» (разделы «Образ Я», «Семья», «Детский сад», «Родная страна»), ОО «Труд» (раздел «Формирование первичных представлений о труде взрослых»), ОО «Познание» (разделы «ознакомление с природой», «Предметное и социальное окружение»), ОО «Чтение художественной литературы»,   ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», «Музыка».

   В соответствии с тематическим  планом в начале учебного года был составлен перспективно-тематический план работы на год с выделением итогового мероприятия в каждой изучаемой теме:  

Тема

Период

Итоговое мероприятие

1.

Мы пришли в детский сад.                                                                            

3-23 сентября                                                          

Развлечение «День рождение группы»

2.

Игрушки в нашей группе                                                                          

24 сентября -7 октября                                                    

Тематическое развлечение « Мои любимые игрушки»

3.

Осень наступила:

  • Листья желтые летят
  • Овощи. Фрукты
  • Домашние животные и птицы  
  •  Дикие животные; птицы на участке                                            

                                                     

                                                                          8-14 октября                                                                                     15 - 21 октября    

22-28 октября

29-4 ноября

Праздник «Осень»

Создание коллективного плаката  «Осенние листья»

4.

Я и моя семья:

  • Вот  я какой (Части тела, их назначение)
  • Моя дружная семья                                                                                                                              

5-11 ноября

12-18ноября  

Создание коллективного коллажа с фотографиями детей.

Семейные посиделки.

5.

Мой дом:  

  • Мебель    
  • Посуда
  • Одежда  
  • Обувь    

19-25ноября

26-2декабря

3-9декабря

10-16дек                                                                                                                                                        

Фольклорный досуг «Обновки»

6

Новогодний праздник                                                                                  

17-31 декабря

Новогодний утренник

7

Неделя здоровья. Зимние забавы                                                                    

5-11января

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

8.

Народная игрушка, сказка, фольклор  

12-25 января

Праздник народной игрушки.

Инсценирование песен «Посреди двора ледяная гора»

9.

Зимушка-зима                                                                                    

  • Ой, мороз, мороз…                                                                            
  • Дикие животные и их детеныши                                                            
  • Птицы зимой                                                                                            
  • Домашние животные и птицы, их детеныши                                        

26 января-2 февраля

3-9 февраля

10-16 февраля                                                                                                                                                                                                              

17-24 февраля

Тематический праздник «Зимняя сказка»

Выставка детского творчества

10.

Мамин праздник                                                                                      

25 февраля -10  марта

Праздник «Мамочка, любимая моя»

11.

Весна:

  • Комнатные растения                                                                    
  • Птицы весной                                                                                          
  • Дикие животные  и их детеныши весной                                            
  • Распускаются  цветы…                                                                          
  • Кто трудится на огороде?                                                                      

11 марта-17марта

18-24 марта

25-31 марта

1-7 апреля  

8-14апреля

Праздник «весна»

Выставка детского творчества»

12.

Мой город:

  • Что есть в городе? (магазин, поликлиника, стройка, дома, улица)          
  • Профессии взрослых (продавец, врач, водитель, полицейский)          
  • Транспорт. Что такое светофор?                                                                      
  • Опасности на улице                                                                                          

15-28 апреля                                  

29 апреля-12 мая                    

13-19мая

20-26мая

Спортивное развлечение «На дорогах родного города»

13

 Здравствуй, лето!                                                                                                

27-31 мая    

Праздник «Лето»

 Далее осуществлялось перспективное планирование по каждой конкретной теме, где определялась интеграция задач всех образовательных областей.

Направления

Образовате

льные области

Интеграция содержания  образовательных областей

Физическое развитие

Физическая культура

Развивать интерес и  желание участвовать в подвижных играх.  Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Менять направление в соответствие с указанием педагога.

Здоровье

Формирование умение мыть руки с помощью взрослого. Пользоваться индивидуальными предметами: полотенцем, салфеткой, горшком.

Называть органы  чувств.  

Познавательно-речевое

развитие

Коммуника

ция

Находить по словесному указанию педагога предметы и игрушки  в группе. Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек и предметов; прилагательными, обозначающими их  величину, цвет; глаголами, обозначающими действия с ними. Называть сверстников по именам.

Познание

Находить спальную, игровую, умывальную, раздевалку в группе. Формировать представление о предметах и игрушках в группе, называть

их свойства. Ориентироваться на участке. Сооружать постройки по образцу.

Чтение худ. литературы

Использовать малые фольклорные формы в режимные моменты. Договаривать знакомые слова при чтении знакомых стихов Рассматривать рисунки в книгах, называть знакомые предметы, показывать их.

Социально-личностное развитие

Труд

Формировать навыки самообслуживания: одевать и снимать колготки. Убирать за собой игрушки с помощью взрослого .Развивать интерес к труду няни.

Социализация

Развивать умение играть рядом  без конфликтов, не мешая друг другу. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом. Поощрять проявление заботы о товарище: пожалеть. Называть свое имя. Умение ориентироваться в помещении группы и участка.

Безопасность

Формировать представление о безопасном поведении в помещении группы и в играх с песком на участке.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Развивать желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические движения.

Художественное творчество

Развивать интерес к изоматериалам. Рисовать длинных и коротких вертикальных линий. Знакомить с глиной. Развивать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней. Рассматривание оформление группы.

     Далее осуществлялось календарное планирование на каждый день недели. (Например,  по теме «Мы пришли в детский сад»).

В течение дня проводились как организованная образовательная деятельность, так и самостоятельная деятельность детей:

    В рамках темы «Мы пришли в детский сад»:

  НОД по коммуникации:

  • Наша группа
  • Как зовут твоих друзей
  • Что есть на нашем участке

НОД по лепке:

  • Разноцветные колечки для пирамидки
  • Новые тарелочки кукле в подарок
  • Испечем печенье кукле

НОД по рисованию:

  • Новые мячики
  • Лучики у солнца
  • Травка на участке

НОД по конструированию:

  • К Машеньки пришли гости
  • Машина комната
  • Машенькин  детский сад

Конструирование в режимные моменты:

  • Волшебные кирпичи

Подвижная игра:

  • «Карусели»
  • «Большие ноги шли по дороге..»
  • «Мы шли, шли..»
  • «Прокати мяч»
  • «Поймай мяч»
  • Догони мяч
  • Мяч в кругу

Сюжетные игры – ситуации  с куклами:

  • Знакомство с куклами
  • Кормление кукол
  • Купание куклы
  • Укладывание спать
  • Куклы просыпаются
  • Куклы одеваются на прогулку
  • Обед для кукол
  • Куклы идут в детский сад

Рассматривание сюжетных картин:

  • Помогаем товарищу
  • Дети играют пирамидками
  • В песочнице
  • Спасем мяч
  • Прятки

Наблюдение на прогулке:

  • путешествуем по участку
  • наш участок: наблюдение за птицами
  • разгрузка продуктов на кухню

Наблюдение в группе:

  • кто нам помогает (за работой младшего воспитателя)

Дидактическая  игра:

  • Соберем пирамидку (ФЭМП)
  • Пирамидки разного цвета (ФЭМП)
  • Большие и маленькие мячики (ФЭМП)
  • Сделаем бусы для кукол  (ФЭМП)
  • Едем-бежим (Музо)
  • Рукавички для мишки (ИЗО)
  •  Кто в домике (МУЗО)
  • Солнышко и дождик (МУЗО)

Игровая ситуация:

  • Вежливый медвежонок (нравственное воспитание)
  • Игра-инсценировка «Про девочку Машу» (нравственное воспитание)

Чтение художественной литературы:

  • А.Барто «Игрушки»
  • А.Барто «Девочка-ревушка»
  •  «Наша Маша маленькая»
  •  «Маша обедает» С.Капутикян

Музыка:

Слушание:

  • Вот как мы умеем (муз. Е.Тиличеева)
  • «Марш и бег» (муз. Е.Тиличеева)
  •  «Догонялки», муз. Н.Александрова
  • «Пляска с куклами»

Пение:

  • Вот как мы умеем (муз. Е.Тиличеева)

Музыкально-ритмические движения:

  • Погремушка, попляши, муз. Арсеева

Театрализованные игры:

  • «Водичка, водичка, умой мое личико»
  • «Кукла Катя показывает концерт»

     

 В рамках темы «Мой город»:

     НОД по коммуникации:

  • На чем люди ездят?
  • Что делает шофер?
  • Обновки

      НОД по лепке:

  • Колеса для машин
  • Овощи для магазина

НОД по рисованию:

  • Дорога для машин
  • Веревочка для машин
  • Заборчик

Рассматривание иллюстраций: машины, трамвай, троллейбус, магазин, больница

Рассматривание сюжетных картин:

  • Едем в автобусе
  • Строим дом
  • Делаем машину
  • Дети играют в кубики
  • Чудо –паровозик

Сюжетные игры- ситуации:

  • Сапожная мастерская
  • Хозяюшки
  • Перевези груз
  • Кто на чем ездит

Наблюдение на прогулке:

  • Наблюдение за машинами

Сюжетные игры – ситуации   с машинами:

  • Машина едет по улице
  • Ремонт машины
  • Легковая машина везет гостя
  • Автобус везет пассажиров
  • Грузовая машина везет грузы
  • Паровоз едет
  • Самолет летит
  • Корабль плывет

Сюжетные игры-ситуации  со строительным материалом:

  • Постройка гаража
  • Постройка моста
  • Постройка дороги
  • Постройка машины

Сюжетные игры-ситуации в магазин:

  • Привоз товара -разгрузка
  • Взвешивать на весах -продавать
  • Резать продукты ножом- взвешивать на весах
  • Покупать продукты

Сюжетные игры-ситуации  в больницу:

  • Осмотр больного- делать укол (давать лекарство)

Конструирование:

  • Наша улица
  • Маша гуляет по парку
  • Магазин

 Театрализованная игра

  • Веселый автобус
  • Вот поезд наш едет
  • «Стройка»

-Игра-инсценировка  «Как машина зверят катала»

Подвижная игра

  • Повторяй за мной
  • Красный-зеленый
  • «Воробушки и автомобиль»
  • Поезд
  • Самолеты
  • Кто тише

Дидактические игры:

  • Овощной магазин (ФЭМП)
  • Строи дом  (ФЭМП)
  • По тропинке (ФЭМП)
  • Пароход            (МУЗО)

Игровая ситуация:

  • Едут  машины (нравственное воспитание)

      Чтение художественной литературы

  • Шофер»  А.Барто
  • «Самолет» А.Барто
  • «Грузовик» А.Барто «Обновки» П.Воронько
  • «В магазине игрушек», В.Приходько
  • «Сапожник» .Б. Заходера

Музыка:

  • Машина  муз. Т.Потапенко
  • Веселый поезд, Э.Копманеец
  • «Гопачок» укр.нар.мелодия
  • «Микита», обр.Полонского

    В рамках темы «Я и моя семья»:

     - НОД по коммуникации:

  • «Мама дорогая крепко  любит нас»
  • «Дружная семья»
  • «У бабушки в гостях»

НОД лепка:

  • Оладушки для любимой мамочки
  • Клубочки на теплые носочки
  • Дудочка для дедушки

НОД по рисованию:

  • Галстук для папы
  • Рубашка для дедушки

Рассматривание фото:

  • Как я расту
  • Моя семья

Рассматривание  сюжетных картин:

  • «Семья»

Подвижная игра:

  • Вышла курочка гулять

  Дидактическая игра:

  • Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету  (ИЗО)
  • Украсим ковер для бабушки (ИЗО)
  • Бусы для мамы (ФЭМП)

  Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»

Игровая ситуация:

  • Мамины помощники  (нравственное  воспитание)
  • Плакать не надо (трудовое воспитание)

Театрализованная игра:

  • Мама согревает

Конструирование:

  • Наша дача

      Чтение художественной литературы:

  • Что бабушка подарила Аленке?
  • Маме надо отдыхать»
  • «Самая любимая»
  • «Где мой пальчик»Н.Саксонская
  • «Помощница», Н.Сынгаевская
  • «Три веселых братца»-нем.народ.песенка

Музыка:

  • Баю-баю, баю-бай,
  • Колыбельная, муз.М.Карасева
  • Ладушки, рус.нар. мелодия
  • «Кто нас крепко любит»

    В  рамках темы «Народная игрушка, сказка, фольклор»:

    НОД по рисованию:

  • Матрешки идут на праздник
  • Украсим барышне платье (дымковская игрушка)

НОД по коммуникации :

  • «Баранки, калачи с пылу с жару из печи»
  •  «Диди-ладо-ладушки»

НОД лепка:

  • Безопасная игрушка - веселая погремушка
  • Скатывание одного шара для ваньки-встаньки

Рассматривание иллюстраций к сказке

  • «Теремок»

     Дидактические игры

  • Найди и назови
  • Собери матрешку
  • Собери кубышки
  • «Матрешки танцуют»

Игры – забавы с богородскими народными игрушками:

  • Курочка клюет зернышки
  • Медведи стучат молоточками

Конструирование:

  • Строим домик для матрешки
  • Поможем построить теремок

Театрализованная игра

  • «Стоит в поле теремок»
  •  «Петрушкин концерт»

    Чтение художественной литературы

  • «Пошел котик на торжок..»
  • «Чики, чики, кички..»
  • «Из за леса, из за гор…»
  • Л.Н.Толстой «Был у Пети и Миши конь»
  • Сказка «Теремок»

Музыка:

Слушание:

  • Наша погремушка, муз. И.Арсеева
  • Пляска с платочком, муз.Тиличеевой

Музыкально-ритмические движения:

  • «Погремушка попляши», «Колкольчик», муз. Арсеева
  • «Бубен», рус.нар.мел

Инсценирование  русской народной песни:

  •  «Вышла курочка гулять»
  • «Как  у нашего кота»

 Взаимодействие с родителями происходило по теме, (План работы с родителями)

В конце года проводилось обследование детей, результаты представлены на слайде.

По итогам работы можно выделить следующие позитивные эффекты в поведении детей:

  • называют свое имя, свой пол, имена членов семьи,
  • называют имена воспитателей,
  • ориентируются в помещении группы и участка детского сада
  • называет предметы ближайшего окружения
  • здороваются и прощаются при встрече, благодарят за помощь, подарок.
  • с интересом слушают сказки, потешки, песенки
  • следят за действиями героев кукольного театра
  • играют рядом со сверстником
  • сооружают  элементарные постройки по образцу
  • стремятся соблюдать правила поведения в детском саду, на улице
  • проявляют отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • наблюдает за трудовыми действиями воспитателя и младшего воспитателя.
  • скатывают комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук.
  • подпевают вместе с воспитателем в песне музыкальные фразы.
Resource id #6108

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования патриотическо-нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Патриотизм – это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие. Почему же патриотизм – это чувство, которое должно быть нужно не толь...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Сказка, как средство формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

в статье рассматриваются педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...