Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)
материал (младшая группа) на тему

Марцева Ольга Ивановна

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitiyu_sensoriki_v_pervoy_mladshey_gruppe.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)

Марцева Ольга Ивановна – воспитатель

НОУ СОШ «Творчество» детский сад «Капелька»

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является  развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игрушки, которые мы сделали сами.  

Мешочки для развития мелкой моторики.

 Сшили 14 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаю  ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.

С мешочками мы изучаем понятия "легче-тяжелее", "больше-меньше", "тише-громче".Завела специальный мешочек - " домик для мешочков", чтобы все они уходили туда "спать". Так они не растеряются.

Дидактические  игры с пуговицами

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию.

Подушка с пуговицами Перебирает ребенок пуговицы, при этом спрашиваю: какого цвета пуговица, какого она размера (большая- маленькая), какая форма пуговиц                 (круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко  и т.д.). Или прошу найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т.д.

Коробка самых разных пуговиц. Пуговки насобирали родители, еще советские, разнокалиберные: маленькие и большие, с ножкой и с отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка, различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют малыши. Рассматриваем и перебираем вместе с ребенком.

1.«Разноцветные пуговки» Воспитатель предлагает детям:

- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.

- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки)

- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие - маленькие.

- Сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка.

-  взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.

 2. «Пуговичная мозаика»

Воспитатель  предлагает выложить из пуговиц

какой-то узор или фигуру. (можно гусеницу, цветок,

вишенку, машинку, виноград  и др)

3.  «Дорожка» 

Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:

- красная дорожка, зеленая и т.д.

- чередовать пуговицы четырех основных  цветов;

- дорожка из маленьких или больших пуговиц;

- сохраняя определенную закономерность:

синяя – белая, синяя- белая и т.д.

4.Учимся застегивать, расстегивать пуговицы и замочки

на предметах одежды кукол (сшили жакет, платье, пальто).

5. «Яблоко с пуговицей»

Цель: упражнять детей в назывании цвета (красное и зеленое яблоко ), учить пристегивать и отстегивать яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много»,

 Ход игры:  Поиграем в «Ураган». – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, второй воспитатель отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

 Но  вот вырастают новые яблочки  - нужно  пристегнуть яблоки  на дерево, чередуя их по цвету.

6. «Груши с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая» груша, учить пристегивать и отстегивать груши, где ребенок закрепляет понятия «один», «много»,

Ход игры:  можно использовать предыдущую игру «Ураган»

Игры и занятия с пуговицами проводятся под наблюдением взрослого. Строго нужно соблюдать правила техники безопасности: следить за тем, чтобы дети не брали пуговицы в рот.

7. Дорисуй картинку с помощью пуговиц

Цель: развивать логическое мышление, воображение и творчество детей, закреплять понятия «большой – маленький», цвета, формирование умения чередовать по цвету, размеру.

Ход игры: любые детские иллюстрации рассматриваем, называют дети изображенные предметы, их действия. Дорисовываем картинки с помощью пуговиц.

Игры с прищепками

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании.

«Весёлые фигурки»

1.Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.   А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки? Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).  Ой!  Какой ежик стал колючий!

2. А вот новая загадка.  

Колкую, зеленую срубили топором.  

Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.          

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки.

Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные елочки.

Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.    

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

3. Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики.

Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого. Взрослый: Правильно.

Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

4. Воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и красные.

Воспитатель просит детей прикрепить:

- тучке синий дождик.

- солнышку – 3 жёлтых лучика, ёлочке – 4 зелёные иголки и т.д.

- солнышку разноцветные лучики чередуя желтый, зелёный, красные цвета, а ёлочке – справа прикрепить жёлтые иголочки, а слева – синие и т.п.

Другие дидактические игры.

1. «Божьи коровки»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.

Ход игры:  Идем гулять на поляну, а на полянке растут красивые цветы. Сидели «божьи коровки», ползали они по цветам и упали (отстегнуть -  кнопки). Вот они снова заползают на цветы: первая ползет вверх, (сколько божьих коровок на цветке? – одна) вторая – вниз, (еще одна),  а третья налево.  Сколько их стало? (много).

    2.   «Весёлые утята» 

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого цвета, умения пользоваться липучками.

Ход игры:  А сейчас отправляемся на озеро, плавают утята, Мама – утка зовет их к себе на берег. Как зовет уточка своих деток?  (кря-кря) . Поплыли они к берегу (отстегнули – липучки). Погуляли они на берегу с мамой  и вот снова возвращаются на озеро (пристегнуть на липучки).

3. "Найди шарик". 

Поскольку группу посещает 10 человек, то и  карточек 10 ( по количеству детей)

Такие карточки сделать совершенно не сложно, для этого нам понадобилось: 

- картон белого и серебристого цвета;

- Картинки сказочных героев;

- фломастеры основных  цветов;

- клей-карандаш;

- шарики из цветного картона;

- скотч для "ламинирования".

 4. «Рассели по домикам»

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Материал:

- Цветные домики 4 основных цветов,

- «Животные или человечки» разного цвета.

Ход игры: Расселить « веселых человечков»

 по своим домикам.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2-3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками.

       Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Игра является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2-3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками. Воспитатель: Топольскова О.А

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получат...

"Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры сделанные своими руками "

Консультация для родитетей "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры сделанные своими руками "...

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является  развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются ра...

Природа Южного Урала в дидактических играх, сделанных своими руками. Для детей старшего дошкольного возраста.

 Данные дидактические игры направлены на то, чтобы помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Дать доступные для ребенка сведения о родном крае. Помочь стат...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей через дидактические игры, сделанные своими руками

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей через дидактические игры, сделанные своими руками...

Консультация Для родителей   по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры сделанные своими руками»

КонсультацияДля родителей   по теме:«Сенсорное развитие детеймладшего дошкольного возрастачерез дидактические игры сделанные своими руками»...