Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)
картотека (младшая группа)

Ничикова Ирина Федоровна

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является  развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игрушки, которые мы сделали сами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d.igr_melkaya_motor_mladshaya.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является  развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игрушки, которые мы сделали сами.  

Мешочки для развития мелкой моторики.

 Сшили 14 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаю  ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.

С мешочками мы изучаем понятия "легче-тяжелее", "больше-меньше", "тише-громче".Завела специальный мешочек - " домик для мешочков", чтобы все они уходили туда "спать". Так они не растеряются.

Дидактические  игры с пуговицами

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию.

Подушка с пуговицами Перебирает ребенок пуговицы, при этом спрашиваю: какого цвета пуговица, какого она размера (большая- маленькая), какая форма пуговиц                 (круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко  и т.д.). Или прошу найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т.д.

Коробка самых разных пуговиц. Пуговки насобирали родители, еще советские, разнокалиберные: маленькие и большие, с ножкой и с отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка, различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют малыши. Рассматриваем и перебираем вместе с ребенком.

1.«Разноцветные пуговки» Воспитатель предлагает детям:

- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.

- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки)

- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие - маленькие.

- Сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка.

-  взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.

 2. «Пуговичная мозаика»

Воспитатель  предлагает выложить из пуговиц

какой-то узор или фигуру. (можно гусеницу, цветок,

вишенку, машинку, виноград  и др)

3.  «Дорожка» 

Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:

- красная дорожка, зеленая и т.д.

- чередовать пуговицы четырех основных  цветов;

- дорожка из маленьких или больших пуговиц;

- сохраняя определенную закономерность:

синяя – белая, синяя- белая и т.д.

4.Учимся застегивать, расстегивать пуговицы и замочки

на предметах одежды кукол (сшили жакет, платье, пальто).

5. «Яблоко с пуговицей»

Цель: упражнять детей в назывании цвета (красное и зеленое яблоко ), учить пристегивать и отстегивать яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много»,

 Ход игры:  Поиграем в «Ураган». – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, второй воспитатель отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

 Но  вот вырастают новые яблочки  - нужно  пристегнуть яблоки  на дерево, чередуя их по цвету.

6. «Груши с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая» груша, учить пристегивать и отстегивать груши, где ребенок закрепляет понятия «один», «много»,

Ход игры:  можно использовать предыдущую игру «Ураган»

Игры и занятия с пуговицами проводятся под наблюдением взрослого. Строго нужно соблюдать правила техники безопасности: следить за тем, чтобы дети не брали пуговицы в рот.

7. Дорисуй картинку с помощью пуговиц

Цель: развивать логическое мышление, воображение и творчество детей, закреплять понятия «большой – маленький», цвета, формирование умения чередовать по цвету, размеру.

Ход игры: любые детские иллюстрации рассматриваем, называют дети изображенные предметы, их действия. Дорисовываем картинки с помощью пуговиц.

Игры с прищепками

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании.

«Весёлые фигурки»

1.Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.   А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки? Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).  Ой!  Какой ежик стал колючий!

2. А вот новая загадка.  

Колкую, зеленую срубили топором.  

Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.          

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки.

Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные елочки.

Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.    

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

3. Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики.

Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого. Взрослый: Правильно.

Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

4. Воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и красные.

Воспитатель просит детей прикрепить:

- тучке синий дождик.

- солнышку – 3 жёлтых лучика, ёлочке – 4 зелёные иголки и т.д.

- солнышку разноцветные лучики чередуя желтый, зелёный, красные цвета, а ёлочке – справа прикрепить жёлтые иголочки, а слева – синие и т.п.

Другие дидактические игры.

1. «Божьи коровки»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.

Ход игры:  Идем гулять на поляну, а на полянке растут красивые цветы. Сидели «божьи коровки», ползали они по цветам и упали (отстегнуть -  кнопки). Вот они снова заползают на цветы: первая ползет вверх, (сколько божьих коровок на цветке? – одна) вторая – вниз, (еще одна),  а третья налево.  Сколько их стало? (много).

    2.   «Весёлые утята» 

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого цвета, умения пользоваться липучками.

Ход игры:  А сейчас отправляемся на озеро, плавают утята, Мама – утка зовет их к себе на берег. Как зовет уточка своих деток?  (кря-кря) . Поплыли они к берегу (отстегнули – липучки). Погуляли они на берегу с мамой  и вот снова возвращаются на озеро (пристегнуть на липучки).

3. "Найди шарик". 

Поскольку группу посещает 10 человек, то и  карточек 10 ( по количеству детей)

Такие карточки сделать совершенно не сложно, для этого нам понадобилось: 

- картон белого и серебристого цвета;

- Картинки сказочных героев;

- фломастеры основных  цветов;

- клей-карандаш;

- шарики из цветного картона;

- скотч для "ламинирования".

 4. «Рассели по домикам»

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Материал:

- Цветные домики 4 основных цветов,

- «Животные или человечки» разного цвета.

Ход игры: Расселить « веселых человечков»

 по своим домикам.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисоват...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2-3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками.

       Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Игра является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2-3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками. Воспитатель: Топольскова О.А

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получат...

Консультация Для родителей по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры сделанные своими руками»

Консультация для родителей   по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры сделанные своими руками»...

"Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры сделанные своими руками "

Консультация для родитетей "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры сделанные своими руками "...

Природа Южного Урала в дидактических играх, сделанных своими руками. Для детей старшего дошкольного возраста.

 Данные дидактические игры направлены на то, чтобы помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Дать доступные для ребенка сведения о родном крае. Помочь стат...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей через дидактические игры, сделанные своими руками

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей через дидактические игры, сделанные своими руками...