Методический материал по организации тематического контроля в группах раннего возраста
статья по теме

Потриденная Ольга Владимировна

разработка в помощь методистам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_kontrol_v_gruppakh_rannego_vozrasta.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал

по организации  тематического контроля в группах

раннего возраста.

Целью тематического контроля является: изучение выполнения основной общеобразовательной программы по конкретным разделам.

         В ходе тематического контроля устанавливается:

  1. как выполняются нормативные документы
  2. как идет работа по решению задач годового плана
  3. как устраняются выявленные за прошедший год недочеты в воспитательно-образовательной работе
  4. насколько эффективно воспитатели используют:
  1.  рекомендации консультаций, семинаров, семинаро-практикумов;
  2. лучший опыт, представленный на открытых просмотрах.

План тематического контроля доводится до сведения воспитателей, это побуждает их к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Этот вид контроля позволяет мобилизовать внимание коллектива на решение определенных задач, которые решаются недостаточно успешно. Итоги тематического контроля по состоянию работы по годовым задачам в детском саду обсуждаются на педагогическом совете, документ – аналитическая справка.

Подготовка тематического контроля состоит из нескольких важных этапов:

  1. целеполагание тематического контроля. Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.
  2. составление руководства тематическим контролем. Руководство составляется с учетом специфики ДОУ  и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы. Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Надо добросовестно поработать с программой, обратить особое внимание на то, что идет усложнение раздела программы в зависимости от возраста детей, подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов. От того, насколько продуманным и содержательным будет руководство тематическим контролем, зависит глубина изучения вопроса. Руководство необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада. Старший воспитатель детского сада обязан оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю. Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

План тематического контроля

«Социально-нравственное, эмоциональное развитие»

Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме.

Срок проведения  с "        "        по "        "        20        г.

Содержание контроля

Методика организации контроля

Выявить уровень социальной компетентности:

•        овладение социальными формами общения (неречевыми и речевыми);

•        формирование базисного доверия к миру;

•        овладение социальными формами общения с взрослыми сверстниками

  1. Анализ совместной деятельности - драматизации по русским народным сказкам, например: «Снегурочка и лиса», «Упрямые козы». Или занятия - инсценировки, например: Ел. Благинина «Посидим в тишине», «Научу обуваться братца» и т. д.

  1. Дидактические игры-занятия,
    например: «Чей голос?», «На прогулку», «Поручения», «Делай сам», «Перепрыгни через ров», «Ветер», «Кто как кричит», «По реке плывет кораблик» и т. д.

  1. Дидактические игры, например: «Азбука
    настроений», «Станем в круг», «Угадай, кто
    это?», «Кто веселый, а кто грустный», «Забавные гномы», «Зайка-зайка попляши».

  1. Рассматривание картинок, иллюстраций на различные эмоциональные состояния (наборы картинок: люди, птицы, животные).

  1. Наблюдения за игровыми действиями в процессе самостоятельной игровой деятельности и поддержка ее результатов (положительная самооценка, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к партнерам по игре и т.д.).

  1. Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике  К.Л. Печоры) на возрастной период

Знание воспитателями программы по теме. Анализ методов, приемов и форм работы с детьми

Собеседование с воспитателями по программе на основе анализа (вопросники,  перфокарты, анкеты и т.д.).

\

  • Анализ проведения совместной деятельности воспитателем.

  • Анализ проведения индивидуальной работы с детьми.

  • Анализ самостоятельных игровых действий.

  • Анализ работы воспитателя с детьми в 1-й и 2-й половинах дня.

  • Анализ самообразования воспитателя.

  • Анализ работы воспитателя с родителями

Система планирования работы с детьми

Анализ календарных планов работы за квартал: выполнение всех режимных процессов, занятия, наблюдения, посильные трудовые поручения, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность, игровые действия, игры

Оценка условий для правильной организации и проведению работы:

•        В группе;

•        В методическом кабинете;

•        В учреждении

Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей игровой  среды в группе:

•        разнообразного игрового материала и дидактических игрушек для разнообразной деятельности детей, к русским народным сказкам, атрибутики к играм;

•        картинок с изображением лиц людей с разными настроениями, иллюстраций к произведениям, пиктограмм на эмоциональные состояния (мужчина, женщина), птицы, животные с веселыми и грустными эмоциональными состояниями;

•        альбомов с фотографиями детей с любимой игрушкой, домашними животными, родителями;

•        детской художественной литературы по сказкам, устному народному творчеству, произведениям по программе;

•        кукольных театров

Оценка работы с родителями

  • Анализ анкетирования;

  • Анализ планов;

  • Анализ наглядной агитации по данному направлению;

  • Анализ индивидуального собеседования с родителями;

  • Посещение родительских собраний, открытых занятий

План тематического контроля

«Познавательное развитие»

Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме.

Срок проведения с "        "              по "        "                    20          г.

Проверку проводила:

Содержание контроля

Методика организации контроля

Конструирование. Сенсорное развитие:

•        выявить уровень сенсорного развития детей по отличию предметов по форме, величине, цвету;

•        конструктивные навыки в соответствии с программой

  1. Совместная деятельность с дидактическими пособиями, строительным материалом: наборы конструктивных материалов различной величины, цвета, формы (кирпичиков, кубиков, пластин,
    брусков, машин различной величины, кукол, наборы игрушечных животных и т.д.)        

  1. Специальные игры на различение цвета, формы, величины предметов, например:
    «Дороги для машин», «Заборы», «Загородки», «Мосты», «Мебель для кукол»

  1. Наблюдения за игровыми действиями в
    процессе самостоятельной игровой деятельности

Познание окружающего мира.

Выявить уровень элементарных представлений о сезонных явлениях, предметах быта через познание окружающего мира, игровые действия

  1. Специальные игры на представления о сезонных явлениях, о культуре быта, например: «Найди свое дерево", "У нас порядок», «Кому, что нужно», «Путаница», «Помоги маме найти
    ее детенышей", «Накрой на стол», «Подбери по цвету» и т.д.

  1. Рассматривание картин, картинок, иллюстраций о сезонных явлениях, культуре быта.

  • Показы-инсценировки на выявление внимания, культуры мышления, способности рассматривать, слушать.

  • Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике К.Л. Печоры) на возрастной период

Знание воспитателями программы

Анализ методов, приемов и форм работы с детьми

Собеседование с воспитателями по программе на основе анализа (вопросники, перфокарты, анкеты и т.д.).

  • Анализ проведения занятий воспитателем.
  • Анализ проведения индивидуальной работы с детьми.
  • Анализ самостоятельных игровых действий.
  • Анализ работы воспитателя с детьми в 1-й и 2-й половинах дня.

Система планирования работы

Анализ календарных планов работы за квартал:

  1. выполнение всех режимных процессов,
  2. совместная деятельность,
  3. наблюдения,
  4. посильные трудовые поручения,
  5. индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность, игровые действия, игры

Оценка условий для правильной организации и проведению работы:

•        В группе;

•        В методическом кабинете;

•        В учреждении

Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей игровой среды в группе:

•        строительные наборы конструктивных материалов разной величины, формы, цвета (конструктор Поликарпова, строительный материал № 12 Флериной), его рациональное использование;

•        различного по тематике игрового материала, аксессуаров для обыгрывания построек;

•        материалов, пособий, атрибутики на развитие мелкой моторики;

•        игрового и дидактического материала на сенсорное развитие детей раннего возраста;

•        уголка природы, его содержание в соответствии с возрастом;

•        наборов игрушек и картинок: предметы быта, одежда для кукол, мебель и т.д.

Оценка работы

 родителями

•        Анализ анкетирования;

  • Анализ планов;
  • Анализ наглядной агитации по данному направлению;
  • Анализ индивидуального собеседования с родителями;
  • Посещение родительских собраний, открытых занятий

План тематического контроля

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме.

Срок проведения  с "        "                по "        "                     20        г.

Содержание контроля

Методика организации контроля

Художественно-эстетическое развитие.

Изобразительное искусство. Выявить:

  • уровень художественно-эстетического развития по формированию у детей предпосылки эстетического отношения к окружающему миру;
  • умения экспериментировать;
  • умения создавать изображения простейшими способами;
  • интерес к разным видам изобразительной деятельности;
  • изобразительные навыки в рисовании, лепке, аппликации в соответствии с программой.

Художественная литература. Выявить:

  • уровень приобщения детей к искусству через художественно-речевую деятельность;
  • уровень эмоциональной отзывчивости на литературные произведения, интереса к ним.

Музыкальное развитие. Выявить:

  • уровень эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • умение вслушиваться в музыку, понимать ее образное содержание
  • умение подпевать, петь;
  • умение связывать движение с музыкой, выполнять совместные движения        
  1. Анализ детских работ по пройденным темам на момент проведения тематической проверки с целью выполнения программы, а также на выявление изобразительных навыков в рисовании, лепке, аппликации.  
  2. Специальные игры и занятия на выявление уровня эстетического отношения к окружающему миру, умению создавать простейшие композиции, например: «Коврики для кукол», «Шарики воздушные», «Домик для котенка».
  3. Рассматривание игрушек, народной игрушки (дымковская, семеновская матрешка, городецкая лошадка-качалка), картинок, наборов иллюстраций.
  4. Показы-инсценировки, изображающие персонажи читаемых произведений, сказок, например: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка-ряба».
  5. Анализ музыкального занятия.

  1. Наблюдения за действиями в процессе самостоятельной изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности.
  2. Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике К.Л. Печеры) на возрастной период

Знание воспитателями программы по теме.        

Анализ методов, приемов и форм работы с детьми

Собеседование с воспитателями по программе на основе анализа (вопросники, перфокарты, анкеты и т.д.).

  • Анализ проведения занятий воспитателем.
  • Анализ проведения индивидуальной работы с детьми.

  • Анализ самостоятельных игровых действий.
  • Анализ работы воспитателя с детьми в 1 -й и 2-й половинах дня.
  • Анализ самообразования воспитателя.
  • Анализ работы воспитателя с родителями.
  • Анализ предметно-развивающей игровой среды в группе

Система планирования работы с детьми

Анализ календарных планов работы за квартал: выполнение всех режимных процессов, занятия, наблюдения, посильные трудовые поручения, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность, игровые действия, игры

Оценка условий для правильной организации и проведению работы:

•        В группе;

•        В методическом кабинете;

•        В учреждении

Анализ предметно-развивающей игровой среды в группе: наличие

•        наборов разнообразного игрового дидактического материала, народных игрушек (дымковская, семеновская матрешка, Городецкая лошадка-качалка);

•        картинок, иллюстраций к сказкам, потешкам, читаемым произведениям, к временам года

•        различной крупной цветной мозаики;

•        силуэтов домов, деревьев и т.д.;

•        музыкальных инструментов, пособий, атрибутики (шапочки, платочки, грибочки и т.д.);

•        комплектов аудиозаписей песен, музыкальных произведений;

•   театров - куклы бибабо и т.д.

Оценка работы детского сада с родителями

  •   Анализ анкетирования;
  • Анализ планов;
  • Анализ наглядной агитации по данному направлению;
  • Анализ индивидуального собеседования с родителями;
  • Посещение родительских собраний, открытых занятий

План тематического контроля

Тема : «Здоровье и физическое развитие детей»

Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы.

Срок проведения с "    "                  по "   -------- 200 г

Содержание контроля

Методика организации контроля

Выявить уровень двигательных способностей детей, первичных представлений об этикете:

•        уровень овладения движениями, разнообразными двигательными действиями;

•        уровень самостоятельности в двигательных действиях;

•        уровень сформированное культурно-гигиенических умений, положительного отношения к процессам в режиме дня;

•        овладение первичными навыками этикета, самообслуживания

  1. Анализ результатов диагностики поступления детей в детский сад, результатов адаптации.
  2. Анализ посещаемости, заболеваемости.
  3. Анализ физкультурного занятия.
  4. Игровые упражнения с разнообразными
    двигательными действиями, например: «Пойди по дорожке», «Через ручеек», «Прокати
    мяч в ворота», «По тропинке», «Кто дальше
    бросит», «Жучки шевелят лапками», «Проползи через обруч» и т.д.
  5. Наблюдение навыков
  • самообслуживания в процессах: умывания, кормления, одевания, раздевания, высаживания на горшок;
  • правил поведения: за столом, в процессе умывания, раздевания, одевания, организации прогулки, сна, высаживания на горшок.
  1. Наблюдения за действиями в процессе самостоятельной игровой деятельности.
  2. Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике
    К.Л. Печоры) на возрастной период

Знание воспитателями программы по теме.

Анализ методов, приемов и форм работы с детьми

Собеседование с воспитателями по программе на основе анализа (вопросники, перфокарты, анкеты).

  • Анализ проведения игровых упражнений воспитателем.
  • Анализ проведения индивидуальной работы с детьми.
  • Анализ самостоятельных игровых действий.
  • Анализ работы воспитателя с детьми в 1 -й и 2-й половинах дня
  • Анализ самообразования воспитателя.
  • Анализ работы воспитателя с родителями

Система планирования работы с детьми

Анализ календарных планов работы за квартал: наличие сведений о группах здоровья, наличие гибких режимов, групп развития, комплексов утренней гимнастики (на каждые две недели), табеля эпикризных сроков обследования, выполнение всех режимных процессов, занятия, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность, игровые действия, игры

Оценка условий для правильной организации и проведению работы:

  • В группе;
  • В методическом кабинете;
  • В учреждении

Посещение групп, места для проведения физкультурных занятий.    Анализ предметно-развивающей среды в группе: наличие

  1. пространства в группе с целью реализации потребности детей в движении;
  2. физкультурного уголка в группе, его содержание по возрасту, размещение, рациональное использование;
  3. наборов спортивного инвентаря: бубны, шнуры, флажки, палки, мячи - по количеству детей;
  4. атрибутики: платочки по количеству детей, шапочки для подвижных игр и т.д.;
  5. условий для организации всех процессов, охране здоровья и жизни детей: для подмывания, уборки всех помещений, организации питания, сна, высаживания на горшки и т.д.;
  6. закаливающих мероприятий (индивидуально для каждого ДОУ);
  7. первичных понятий этикета (полотенца по количеству детей, стаканчики, расчески, фартуки, салфетки) и т.д.

Оценка работы детского сада с родителями

  1. Анализ анкетирования;
  2. Анализ планов;
  3. Анализ наглядной агитации по данному направлению;
  4. Анализ индивидуального собеседования с родителями;
  5. Посещение родительских собраний, открытых занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль в группах раннего возраста

В материале представлены схемы и планы прведения тематического контроля в группах раннегог возраста. Буду очень рада , если материал комут- то пригодится в работе....

Дневник Ф – 127 ( фильр - контроль для групп раннего возраста)

Дневник Ф- 127 -  форма контроля за состоянием здоровья воспитанников при приеме и в течении дня....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " ТЕРЕМОК" В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ТЕРЕМОК" В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТАГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА...

Методическая разработка. Спортивный досуг для детей группы раннего возраста «В гости к Медвежонку».

Методическая разработка.Спортивный досуг для детей группы раннего возраста«В гости к Медвежонку»....

Методическая разработка "Мозаика талантов", конкурс методических разработок и пособий для воспитателей групп раннего возраста

Методическая разработка конкурса для воспитателей групп раннего возраста "Мозаика талантов". Воспитатели групп раннего возраста редко принимают участие в конкурсах профессионального мастерст...