Творческий проект "Времена года в классике" для детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа) по теме

Татьяна Леонидовна Житкова

В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда "мыслящее искусство" всё более вытесняется за пределы общественной жизни, обращение к классике чрезвычайно актуально. Классическая музыка активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, память, повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Приобщая детей к лучшим образцам музыки, живописи, литературы мы развиваем все нравственно-духовные качества, эмоциональное восприятие окружающего. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства. Проект "Времена года в классике" создаёт условия для появления устойчивого интереса к классической музыке, желания её слушать, анализировать, описывать в рассказах и рисовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt_vremena_goda_v_klassike.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

   Педагогический проект «Времена года в классике».

Житкова Татьяна Леонидовна,

музыкальный руководитель

МАДОУ МО г.Нягань «Д/с № 9 «Белоснежка»

комбинированного вида, ХМАО – Югра.

Актуальность:

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры, развитие у них художественного вкуса, интереса и любви к музыке, как к искусству всегда выдвигались на первый план музыкального руководителя дошкольного учреждения. Классическая музыка – очень сильный способ воздействия не только на эмоционально-чувственную сферу. Учёные утверждают, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, память, повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства. Классическая музыка благотворно влияет на воспитание и обучение, развивает все нравственно-духовные качества, эмоциональное восприятие окружающего. Для полноценного развития ребёнка и становления его, как личности, необходимо создавать условия для появления устойчивого интереса к классической музыке и желания её слушать.

   

Вид проекта: 

  • По количеству участников: групповой.
  • По контингенту участников: дети 6-7 лет.
  • По направленности: интегрированный (музыка, изодеятельность, развитие речи).
  • По характеру деятельности: познавательно-практический, творческий.
  • По продолжительности: долгосрочный.

Руководитель проекта: музыкальный руководитель.

Участники проекта:  дети подготовительной группы, ПДО по изодеятельности, логопед,  воспитатели, родители, учащиеся и преподаватели ДМШ.

Цель: ознакомление детей с произведениями классической музыки, живописи и литературы о временах года, содействие музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников.

Гипотеза: 

        Ребёнок 6-7 лет способен воспринимать и понимать классическую музыку  через правильно подобранные приёмы, методы и формы организации музыкальной деятельности детей, создание условий для самовыражения ребёнка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства как эталонов красоты.

Проблема: 

В условиях снижения общекультурного уровня современного общества,  когда «мыслящее искусство, как подчёркивает народный художник России Б.М. Неменский, всё более вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что можно определить, как усыпляющее искусство», обращение к классике чрезвычайно актуально. Дети дошкольного возраста не знают  классическую музыку из альбома «Времена года» П.И.Чайковского и А.Вивальди, у детей нет желания и интереса слушать её самостоятельно.

 

Интеграция ОО по задачам и содержанию:

Ведущая ОО «Музыка»: вызывать интерес к классической музыке,  знакомить с  фортепианным циклом «Времена года» П.И.Чайковского и концертами для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди, обогащать музыкальные впечатления, развивать художественное восприятие, эстетический вкус, умение анализировать, фантазировать и самостоятельно высказываться об услышанных музыкальных отрывках, делать художественный анализ услышанного и давать ему собственную характеристику.

ОО «Коммуникация»: совершенствовать связную речь как средство общения, совершенствовать диалогические и монологические формы речи.

ОО «Чтение худ. литературы»: продолжать развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж детей стихотворениями известных поэтов — классиков.

ОО «Художественное творчество»: воспитывать самостоятельность, развивать умение творчески и активно применять ранее усвоенные способы и техники рисования, используя разный художественный материал. Продолжать знакомство с иллюстрациями известных художников – пейзажистов.

Психологические концепции
Важное значение для решения такой проблемы имеют труды: Т.А. Казаковой,  Г. Левашевой,  М.А. Давыдовой, Н.А. Ветлугиной (художественно – эстетическое развитие).

Ресурсное обеспечение проекта.

  1. Фортепиано, ноты фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, концерта «Времена года»  А.Вивальди.
  2. Технические средства: телевизор, магнитофон, ноутбук DVD – проигрыватель, проектор, экран, аудио/ видео записи цикла «Времена года» П.И. Чайковского, концерта для скрипки с оркестром «Времена года»  А.Вивальди. 
  3. Музыкальный уголки в группе с записями классической музыки.
  4. Комплект детских музыкальных инструментов. 
  5. Атрибуты для танцевальных импровизаций (лоскутки ткани, цветные ленты, осенние листья, полоски гофрированной бумаги).
  6. Художественный материал для изодеятельности.

Методическое сопровождение проекта.

  1. Конспекты НОД, бесед о музыкальных произведениях фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, концерта «Времена года»  А.Вивальди, сценарии музыкальных праздников, развлечений по плану проекта.
  2. Подборка стихов известных  поэтов о природе. 
  3. Иллюстрации к музыкальным произведениям фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, концерта «Времена года»  А.Вивальди.
  4. Слайды репродукций картин по временам года известных художников – пейзажистов.
  5. Набор картинок с изображением музыкальных инструментов.
  6. Наглядное пособие «Умные нотки» с карточками – символами признаков музыки.
  7. Пособие «Кольца Луллия» с карточками по музыкальным произведениям.

Этапы реализации проекта:

Содержание работы

Форма организации

Участники

1 этап: подготовительный

1. Разработка проекта со специалистами и воспитателями.

2. Изготовление дидактического материала (пособие «Умные нотки», кольца «Луллия»).

3. Подбор информации: стихов о временах года и иллюстраций музыкальных инструментов,  аудиозаписей  цикла «Времена года» П.И.Чайковского и концерта А.Вивальди.

4. Составление конспектов НОД, бесед о музыке.

5. Анкетирование, беседы, выступление на родительском собрании с целью выявления их возможностей для организации культурных мероприятий, консультация «Классическая музыка в семье».

6. Организация взаимодействия с учреждениями культуры: ДК «Юность», ДМШ № 2.

7. Подготовка изобразительного материала, пейзажей о временах года, картинок,  слайдов с репродукциями картин.

8. Обзор литературы по теме «Времена года», подбор стихов, загадок.

9. Подбор речевых и голосовых игр и упражнений на разные времена года.

Планирование.

Сбор информации.

Конспекты НОД, бесед.

Анкетирование, беседы.

Составление графика концертов.

Сбор информации, материалов.

Сбор информации.

Сбор информации.

Музыкальный руководитель,  ПДО по изодеятельности, воспитатели.

Музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель, родители, воспитатели.

Педагог – концертмейстер ДМШ, музыкальный руководитель.

ПДО по изодеятельности.

Воспитатели. 

Логопед.

  1. этап: реализация проекта.

1.Создание проблемной ситуации, мотивация детей к проектной деятельности.

  1. Восприятие музыки с использованием методов ТРИЗ (работа с признаками, «Кольца Луллия»), знакомство с музыкальными инструментами, составление рассказа о музыке.

Сбор картинок, систематизация.

3. Музыкально-дидактические игры «Музыкальное лото».

4. Знакомство с  пейзажами о временах года,  художественная творческая деятельность.

5. Заучивание стихотворений.

6. Проведение интегрированной НОД: «Краски осени» по музыке, изодеятельности, логопедии.

 «Поёт зима» - интегрированной НОД по музыке, развитию речи, изодеятельности;

 «Весенний перезвон» интегрированной НОД по музыке,

изодеятельности, развитию речи;

7.Создание страничек в альбомы стихов «Времена года», «Музыкальные инструменты».

8.Концерты учащихся ДМШ.

 

9.Проводы зимы. Музыкальная викторина «Угадай мелодию».

10.Посещение городских концертов классической музыки с детьми.

11.Создание фильмов по детским рисункам.

12.Подготовка к презентации выбранных детей.

НОД по музыке.

НОД по музыке.

Самостоятельная деятельность детей в музыкальном уголке.

НОД по изодеятельности.

Интегрированная НОД

   

   

Совместное творчество.

Концерт.

Развлечения.

Совместный досуг.

ИКТ

    Музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

 Музыкальный руководитель, дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, ПДО по изодеятельности.

Дети, родители.

Музыкальный руководитель, ПДО по изо, воспитатели, логопед, дети.

 

   

Дети, родители.

Педагоги и учащиеся ДМШ, дети.

Музыкальный руководитель, дети, родители, сотрудники д/с.

Дети, родители.

Родители, педагоги.

Музыкальный руководитель, дети.

  1. этап: заключительный

1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта. Определение перспектив развития проекта.

3. Оформление выставки детских рисунков «Мое любимое время года», альбомов «Времена года»,  «Музыкальные инструменты».

4.Создание условий в группе для составления самостоятельного проекта.

Диагностика, презентация проекта на педсовете.

Самостоятельная деятельность, выставка, альбомы,

Фонотека классической музыки.

Музыкальный руководитель, дети.

ПДО по Изо.

Музыкальный руководитель дети.

Формы реализации проекта:

  • Совместная и самостоятельная изодеятельность.
  • Создание творческих работ детей и родителей.
  • Чтение стихотворений.
  • Интегрированная НОД, развлечение.

Итоговые мероприятия: Музыкальная викторина «Угадай мелодию», презентация проекта «Времена года».

Перспективный план проекта «Времена года».

Время

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

Сентябрь

Прогулка в осенний лес.

Диагностика

Диагностика

Октябрь

НОД:

Беседа о создании альбома «Времена года» П.И.Чайковского.

Слушание «Октябрь. Осенняя песня».

НОД: Беседа о

концерте А.Вивальди, слушание отр 1ч

«Осень».

Беседа «Симфонический оркестр».

Танцевальная импровизация «Танец осенних листьев».

Концерт ДМШ.

Интегрированная НОД «Краски осени».

Ноябрь

Выставка рисунков и фотографий «Остановись, мгновенье».

НОД: слушание  «Ноябрь. На тройке» П.И.Чайковского.

Дидактическая игра «Бубенчики». Ритмопластика «Всадники и упряжки».

НОД по ИЗО: Аппликация «Снежинки».

 Концерт ДМШ.

Декабрь

Чтение сказки «12 месяцев».
НОД

«Декабрь. Святки» П.И.Чайковский

Ритмопластика «Танец снежинок», оркестр 2Ах, вы сени», этюд «Скоморохи».

Игра-драматизация сказки «Двенадцать месяцев»

Беседа «Рождество», «Девичьи гадания».

Январь

Выставка рисунков и фотографий «Зима».

НОД: слушание

«Январь. У камелька».

П.И.Чайковский

Показ слайдов.

НОД: слушание

«Зима» А.Вивальди. Ритмопластика «Вьюга и снежинки».

Февраль

 «Поёт зима» - интегрированная НОД по музыке, развитию речи, изодеятельности

НОД: слушание

«Февраль. Масленица» П.И.Чайковский.

Показ слайдов.

Разучивание хоровода «Танец кадриль». Беседа «Оркестр народных инструментов».

Ритмопластика «Танец петрушек».

 Концерт ДМШ.

Развлечение «Проводы зимы».

Март

НОД: слушание

«Весна» А.Вивальди.

НОД: слушание

« Март.Песня жаворонка» П.И.Чайковский

Показ слайдов.

Оркестровое исполнение песни «Жаворонок» М.И.Глинки. 

НОД по изо:  оригами «Жаворонок» и украшение группы.

Апрель

НОД: слушание  «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковский

Показ слайдов.

НОД по изо: оригами «Корзина с подснежниками»Ритмопластика «Танец цветов».

«Весенний перезвон» интегрирован-ная НОД по музыке, изо.

Выставка рисунков и фотографий «Весна».

Май

НОД: слушание «Шторм»  А.Вивальди.

НОД: слушание «Июнь. Баркаролла» П.И.Чайковский.

Музыкальная викторина «Угадай мелодию».

Презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

Продукты творческой деятельности:

  • Оформление выставок детских рисунков «Времена года», «Музыкальные инструменты».
  • Альбомы стихов с иллюстрациями «Времена года», «Музыкальные инструменты».
  • Создание фильмов по детским рисункам.
  • Постановка танцев, праздники, развлечения.

Результаты – эффекты:

  • Дети знают названия пьес из альбома «Времена года» П.И.Чайковского и концерта «Времена года» А. Вивальди, узнают их по звучанию отрывков.
  • Дети определяют звучание музыкальных инструментов, средства выразительности, анализируют, сравнивают музыку с помощью карточек - символов (признаков музыкальных произведений), составляют по схеме рассказ о музыке. Составляют творческий рассказ с помощью «Колец Луллия».
  • Дети эмоционально откликаются на звучащую музыку, рассказывают о своих чувствах, настроениях.  У детей обогащается личный музыкальный опыт, повышается уровень ритмического, тембрового и динамического восприятия.
  • У детей повышается интерес к восприятию классической музыки.
  • У детей актуализируются знания о временных представлениях, последовательности времен года.
  • У детей совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).
  • Устанавливается взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

Критерии усвоения программы

  1. Сформированность представлений о временах года.
  2. Знание музыкальных пьес цикла «Времена года».
  3. Умение составить рассказ о музыке.
  4.  Умение выражать свои впечатления в самостоятельной творческой деятельности. 

Литература:

  1. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: ВАКО, 2006;
  2. Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я» №3 2008;
  3. Левашева Г. Твой друг Музыка. – Ленинград: Изд-во «Детская литература», 1977 г;
  4. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ №7 2006 с.76;
  5. М.А. Михайлова "Развитие музыкальных способностей детей";
  6. Денякина Л.М., Малахова О.В. Проектирование образовательных программ ДОУ: Методические рекомендации. – М.:АПК и ППРО, 2007.
  7. Справочник музыкального руководителя № 1, 2012;  № 5, 2013;
  8. Журнал «Музыкальный руководитель», № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.

Цель:  Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять  обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....

Практико-ориентированный, творческий проект «Театральная жизнь» Для детей подготовительной к школе группе

                ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101 Практико-ориентированный, творческий...

Информационно-познавательный творческий проект  «Неделя космонавтики» Для детей подготовительной к школе группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20231250","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"481","width":"644"}}]]...