Творческий проект "Времена года в классике" для детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа) по теме
В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда "мыслящее искусство" всё более вытесняется за пределы общественной жизни, обращение к классике чрезвычайно актуально. Классическая музыка активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, память, повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Приобщая детей к лучшим образцам музыки, живописи, литературы мы развиваем все нравственно-духовные качества, эмоциональное восприятие окружающего. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства. Проект "Времена года в классике" создаёт условия для появления устойчивого интереса к классической музыке, желания её слушать, анализировать, описывать в рассказах и рисовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_vremena_goda_v_klassike.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Времена года в классике».
Житкова Татьяна Леонидовна,
музыкальный руководитель
МАДОУ МО г.Нягань «Д/с № 9 «Белоснежка»
комбинированного вида, ХМАО – Югра.
Актуальность:
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры, развитие у них художественного вкуса, интереса и любви к музыке, как к искусству всегда выдвигались на первый план музыкального руководителя дошкольного учреждения. Классическая музыка – очень сильный способ воздействия не только на эмоционально-чувственную сферу. Учёные утверждают, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, память, повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства. Классическая музыка благотворно влияет на воспитание и обучение, развивает все нравственно-духовные качества, эмоциональное восприятие окружающего. Для полноценного развития ребёнка и становления его, как личности, необходимо создавать условия для появления устойчивого интереса к классической музыке и желания её слушать.
Вид проекта:
- По количеству участников: групповой.
- По контингенту участников: дети 6-7 лет.
- По направленности: интегрированный (музыка, изодеятельность, развитие речи).
- По характеру деятельности: познавательно-практический, творческий.
- По продолжительности: долгосрочный.
Руководитель проекта: музыкальный руководитель.
Участники проекта: дети подготовительной группы, ПДО по изодеятельности, логопед, воспитатели, родители, учащиеся и преподаватели ДМШ.
Цель: ознакомление детей с произведениями классической музыки, живописи и литературы о временах года, содействие музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников.
Гипотеза:
Ребёнок 6-7 лет способен воспринимать и понимать классическую музыку через правильно подобранные приёмы, методы и формы организации музыкальной деятельности детей, создание условий для самовыражения ребёнка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства как эталонов красоты.
Проблема:
В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда «мыслящее искусство, как подчёркивает народный художник России Б.М. Неменский, всё более вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что можно определить, как усыпляющее искусство», обращение к классике чрезвычайно актуально. Дети дошкольного возраста не знают классическую музыку из альбома «Времена года» П.И.Чайковского и А.Вивальди, у детей нет желания и интереса слушать её самостоятельно.
Интеграция ОО по задачам и содержанию:
Ведущая ОО «Музыка»: вызывать интерес к классической музыке, знакомить с фортепианным циклом «Времена года» П.И.Чайковского и концертами для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди, обогащать музыкальные впечатления, развивать художественное восприятие, эстетический вкус, умение анализировать, фантазировать и самостоятельно высказываться об услышанных музыкальных отрывках, делать художественный анализ услышанного и давать ему собственную характеристику.
ОО «Коммуникация»: совершенствовать связную речь как средство общения, совершенствовать диалогические и монологические формы речи.
ОО «Чтение худ. литературы»: продолжать развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж детей стихотворениями известных поэтов — классиков.
ОО «Художественное творчество»: воспитывать самостоятельность, развивать умение творчески и активно применять ранее усвоенные способы и техники рисования, используя разный художественный материал. Продолжать знакомство с иллюстрациями известных художников – пейзажистов.
Психологические концепции
Важное значение для решения такой проблемы имеют труды: Т.А. Казаковой, Г. Левашевой, М.А. Давыдовой, Н.А. Ветлугиной (художественно – эстетическое развитие).
Ресурсное обеспечение проекта.
- Фортепиано, ноты фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, концерта «Времена года» А.Вивальди.
- Технические средства: телевизор, магнитофон, ноутбук DVD – проигрыватель, проектор, экран, аудио/ видео записи цикла «Времена года» П.И. Чайковского, концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А.Вивальди.
- Музыкальный уголки в группе с записями классической музыки.
- Комплект детских музыкальных инструментов.
- Атрибуты для танцевальных импровизаций (лоскутки ткани, цветные ленты, осенние листья, полоски гофрированной бумаги).
- Художественный материал для изодеятельности.
Методическое сопровождение проекта.
- Конспекты НОД, бесед о музыкальных произведениях фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, концерта «Времена года» А.Вивальди, сценарии музыкальных праздников, развлечений по плану проекта.
- Подборка стихов известных поэтов о природе.
- Иллюстрации к музыкальным произведениям фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, концерта «Времена года» А.Вивальди.
- Слайды репродукций картин по временам года известных художников – пейзажистов.
- Набор картинок с изображением музыкальных инструментов.
- Наглядное пособие «Умные нотки» с карточками – символами признаков музыки.
- Пособие «Кольца Луллия» с карточками по музыкальным произведениям.
Этапы реализации проекта:
Содержание работы | Форма организации | Участники |
1 этап: подготовительный | ||
1. Разработка проекта со специалистами и воспитателями. 2. Изготовление дидактического материала (пособие «Умные нотки», кольца «Луллия»). 3. Подбор информации: стихов о временах года и иллюстраций музыкальных инструментов, аудиозаписей цикла «Времена года» П.И.Чайковского и концерта А.Вивальди. 4. Составление конспектов НОД, бесед о музыке. 5. Анкетирование, беседы, выступление на родительском собрании с целью выявления их возможностей для организации культурных мероприятий, консультация «Классическая музыка в семье». 6. Организация взаимодействия с учреждениями культуры: ДК «Юность», ДМШ № 2. 7. Подготовка изобразительного материала, пейзажей о временах года, картинок, слайдов с репродукциями картин. 8. Обзор литературы по теме «Времена года», подбор стихов, загадок. 9. Подбор речевых и голосовых игр и упражнений на разные времена года. | Планирование. Сбор информации. Конспекты НОД, бесед. Анкетирование, беседы. Составление графика концертов. Сбор информации, материалов. Сбор информации. Сбор информации. | Музыкальный руководитель, ПДО по изодеятельности, воспитатели. Музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель, родители, воспитатели. Педагог – концертмейстер ДМШ, музыкальный руководитель. ПДО по изодеятельности. Воспитатели. Логопед. |
| ||
1.Создание проблемной ситуации, мотивация детей к проектной деятельности.
Сбор картинок, систематизация. 3. Музыкально-дидактические игры «Музыкальное лото». 4. Знакомство с пейзажами о временах года, художественная творческая деятельность. 5. Заучивание стихотворений. 6. Проведение интегрированной НОД: «Краски осени» по музыке, изодеятельности, логопедии. «Поёт зима» - интегрированной НОД по музыке, развитию речи, изодеятельности; «Весенний перезвон» интегрированной НОД по музыке, изодеятельности, развитию речи; 7.Создание страничек в альбомы стихов «Времена года», «Музыкальные инструменты». 8.Концерты учащихся ДМШ.
9.Проводы зимы. Музыкальная викторина «Угадай мелодию». 10.Посещение городских концертов классической музыки с детьми. 11.Создание фильмов по детским рисункам. 12.Подготовка к презентации выбранных детей. | НОД по музыке. НОД по музыке. Самостоятельная деятельность детей в музыкальном уголке. НОД по изодеятельности. Интегрированная НОД
Совместное творчество. Концерт. Развлечения. Совместный досуг. ИКТ | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети. Музыкальный руководитель, дети, воспитатели. Дети, воспитатели. Дети, ПДО по изодеятельности. Дети, родители. Музыкальный руководитель, ПДО по изо, воспитатели, логопед, дети.
Дети, родители. Педагоги и учащиеся ДМШ, дети. Музыкальный руководитель, дети, родители, сотрудники д/с. Дети, родители. Родители, педагоги. Музыкальный руководитель, дети. |
| ||
1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта. Определение перспектив развития проекта. 3. Оформление выставки детских рисунков «Мое любимое время года», альбомов «Времена года», «Музыкальные инструменты». 4.Создание условий в группе для составления самостоятельного проекта. | Диагностика, презентация проекта на педсовете. Самостоятельная деятельность, выставка, альбомы, Фонотека классической музыки. | Музыкальный руководитель, дети. ПДО по Изо. Музыкальный руководитель дети. |
Формы реализации проекта:
- Совместная и самостоятельная изодеятельность.
- Создание творческих работ детей и родителей.
- Чтение стихотворений.
- Интегрированная НОД, развлечение.
Итоговые мероприятия: Музыкальная викторина «Угадай мелодию», презентация проекта «Времена года».
Перспективный план проекта «Времена года».
Время | 1 неделя | 2 неделя | 3неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Прогулка в осенний лес. | Диагностика | Диагностика | |
Октябрь | НОД: Беседа о создании альбома «Времена года» П.И.Чайковского. Слушание «Октябрь. Осенняя песня». | НОД: Беседа о концерте А.Вивальди, слушание отр 1ч «Осень». Беседа «Симфонический оркестр». | Танцевальная импровизация «Танец осенних листьев». Концерт ДМШ. | Интегрированная НОД «Краски осени». |
Ноябрь | Выставка рисунков и фотографий «Остановись, мгновенье». | НОД: слушание «Ноябрь. На тройке» П.И.Чайковского. | Дидактическая игра «Бубенчики». Ритмопластика «Всадники и упряжки». | НОД по ИЗО: Аппликация «Снежинки». Концерт ДМШ. |
Декабрь | Чтение сказки «12 месяцев». «Декабрь. Святки» П.И.Чайковский | Ритмопластика «Танец снежинок», оркестр 2Ах, вы сени», этюд «Скоморохи». | Игра-драматизация сказки «Двенадцать месяцев» | Беседа «Рождество», «Девичьи гадания». |
Январь | Выставка рисунков и фотографий «Зима». | НОД: слушание «Январь. У камелька». П.И.Чайковский Показ слайдов. | НОД: слушание «Зима» А.Вивальди. Ритмопластика «Вьюга и снежинки». | |
Февраль | «Поёт зима» - интегрированная НОД по музыке, развитию речи, изодеятельности | НОД: слушание «Февраль. Масленица» П.И.Чайковский. Показ слайдов. | Разучивание хоровода «Танец кадриль». Беседа «Оркестр народных инструментов». | Ритмопластика «Танец петрушек». Концерт ДМШ. Развлечение «Проводы зимы». |
Март | НОД: слушание «Весна» А.Вивальди. | НОД: слушание « Март.Песня жаворонка» П.И.Чайковский Показ слайдов. | Оркестровое исполнение песни «Жаворонок» М.И.Глинки. | НОД по изо: оригами «Жаворонок» и украшение группы. |
Апрель | НОД: слушание «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковский Показ слайдов. | НОД по изо: оригами «Корзина с подснежниками»Ритмопластика «Танец цветов». | «Весенний перезвон» интегрирован-ная НОД по музыке, изо. | Выставка рисунков и фотографий «Весна». |
Май | НОД: слушание «Шторм» А.Вивальди. | НОД: слушание «Июнь. Баркаролла» П.И.Чайковский. | Музыкальная викторина «Угадай мелодию». | Презентация проекта. |
Ожидаемые результаты:
Продукты творческой деятельности:
- Оформление выставок детских рисунков «Времена года», «Музыкальные инструменты».
- Альбомы стихов с иллюстрациями «Времена года», «Музыкальные инструменты».
- Создание фильмов по детским рисункам.
- Постановка танцев, праздники, развлечения.
Результаты – эффекты:
- Дети знают названия пьес из альбома «Времена года» П.И.Чайковского и концерта «Времена года» А. Вивальди, узнают их по звучанию отрывков.
- Дети определяют звучание музыкальных инструментов, средства выразительности, анализируют, сравнивают музыку с помощью карточек - символов (признаков музыкальных произведений), составляют по схеме рассказ о музыке. Составляют творческий рассказ с помощью «Колец Луллия».
- Дети эмоционально откликаются на звучащую музыку, рассказывают о своих чувствах, настроениях. У детей обогащается личный музыкальный опыт, повышается уровень ритмического, тембрового и динамического восприятия.
- У детей повышается интерес к восприятию классической музыки.
- У детей актуализируются знания о временных представлениях, последовательности времен года.
- У детей совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).
- Устанавливается взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.
Критерии усвоения программы
- Сформированность представлений о временах года.
- Знание музыкальных пьес цикла «Времена года».
- Умение составить рассказ о музыке.
- Умение выражать свои впечатления в самостоятельной творческой деятельности.
Литература:
- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: ВАКО, 2006;
- Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я» №3 2008;
- Левашева Г. Твой друг Музыка. – Ленинград: Изд-во «Детская литература», 1977 г;
- Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ №7 2006 с.76;
- М.А. Михайлова "Развитие музыкальных способностей детей";
- Денякина Л.М., Малахова О.В. Проектирование образовательных программ ДОУ: Методические рекомендации. – М.:АПК и ППРО, 2007.
- Справочник музыкального руководителя № 1, 2012; № 5, 2013;
- Журнал «Музыкальный руководитель», № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Время года - весна» для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии эйдо-рацио-мнемотехника.
Цель: Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления. Задачи: ...
Программа саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2019-2020 уч.год/ по теме: «Развитие творческих способностей детей подготовительной к школе группы с ОВЗ через работу с пластилином»
в данной программе представлены цели,задачи,план работы с родителями и детьми подготовительной к школе группы по данной теме...
Практико-ориентированный, творческий проект «Театральная жизнь» Для детей подготовительной к школе группе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101 Практико-ориентированный, творческий...
Информационно-познавательный творческий проект «Неделя космонавтики» Для детей подготовительной к школе группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20231250","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"481","width":"644"}}]]...