Педсовет «Развитие коммуникативных умений в ДОУ» План-конспект выступления«Коммуникативная деятельность. Трудности общения».
методическая разработка по теме

Степановская Ольга Васильевна

Полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства в современной системе образования выдвигается на первый план. В этом процессе особое место занимают коммуникативные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_kommunikativnaya_deyatelnost.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет  «Развитие коммуникативных умений в ДОУ»

План-конспект выступления«Коммуникативная деятельность. Трудности общения».

Коммуникативные умения – личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

Основные направления развития коммуникативных умений:

Я и Я                                  Я и другие                          Я и моя семья

Типичные трудности общения:

1.Психофизические нарушения и наследственные заболевания.  -  специальная врачебная помощь

2. Изменение самооценки (слишком высокая или слишком низкая). Как следствие: агрессивность, повышенная возбудимость, застенчивость, замкнутость. – игры и упражнения на коррекцию самооценки и детской агрессивности

3.Неблагоприятная атмосфера внутри семьи:

А) непоследовательность и противоречивость воспитания,

Б) Отвержение и  излишняя требовательность,

В) Неблагоприятно складывающиеся отношения между членами семьи   – работа с семьями

Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирование коммуникативных умений:

-реализация комплекса коммуникативных игр,обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений;

- рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);

-коллективный характер игр на основе добровольного участия детей;

- отсутствие соревновательности в играх.

Приведем некоторые варианты игр по первым двум направлениям развития коммуникативных умений.

САМООЦЕНКА (Я и Я).

  1. Анализируем:   рисунки «Какой я есть и каким бы я хотел быть».

Ребенку предлагается нарисовать себя таким, какой он есть на самом деле, и таким, каким хотел бы стать. Анализ рисунков а) рисунки практически совпадают :ребенок вполне удовлетворен собой; б)реальное Я крупнее и выразительнее: завышенная самооценка; в) незначительные расхождения : адекватная оценка, перспектива саморазвития; г) контрастное расхождение : рисование одним цветом, без  элементов украшения себя реального и разноцветное изображение в движении себя будущего – заниженная самооценка.

  1. Упражнения на коррекцию:

«Зеркало»

1вариант: «зеркало» повторяет мимику и жесты ребенка – взгляд со стороны на себя самого.

2 вариант: «зеркало» изображает знакомых, а дети узнают, кто это.

«Окажи внимание другому»:

 учимся выражать хорошее отношение к людям и принимать знаки внимания.

СНЯТИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

 Ролевая гимнастика:  выполнение ряд упражнений:

А)походить как…

Б) улыбнуться как…

В) посидеть как…

     Г) попрыгать как…

 2.Подвижные игры «Прорви круг», «Мышеловка» и т.д.

СНЯТИЕ АГРЕССИИ.

Игра «Подушечный бой» - ст. дошкольный возраст

Игра «Кулачок» - младший дошкольный возраст.

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ( Я и другие).

Анализируем : рисунок «Мои друзья».

«Спина к спине» - развиваем умение договариваться друг с другом; помогаем увидеть как важно смотреть друг другу в глаза при разговоре.

«Разыгрывание ситуаций» используется для коррекции всех видов коммуникативных нарушений.

БЕСЕДЫ «Как надо дружить» : обсуждение некоторых приемов и правил, которые будут способствовать общению без ссор и конфликтов.

- Помогай товарищу. Если у тебя что-то получается лучше – научи его. Если твой друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.

- Делись с друзьями. Не старайся взять себе самое лучшее.

- Останови друга, если он делает что-то нехорошее. Если товарищ  не прав, скажи ему об этом.

«Как поступить» - позволяет оценить представления ребенка о морально- этических нормах социального окружения.

  1. Можно ли смеяться, когда твой товарищ  упал?
  2. Можно ли обижать животных? Почему?
  3. Можно ли отбирать игрушки у других детей?

В ходе проведения беседы могут быть составлены некие правила , которые соответствующим способом оформляются вместе с детьми.

Работа по третьему  направлению, на мой взгляд, требует отдельного детального  рассмотрения.

Источники

1.Белкина В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками: монография/В.Н.Белкина.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ,2006.

2.Белкина В.Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспект:монография/В.Н.Белкина –Ярославль: Изд-во ЯГПУ,2010.

3.О.Л.Куликова. Модель формирования коммуникативных умений у дошкольников в музыкально-игровой деятельности.Ярославский педагогический вестник – 2013-№1-Том 2

http://vestnik.yspu.org/releases/2013_1pp/44.pdf

4.Поняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykh-umenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta

5.Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  http://festival.1september.ru.

6.Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в совместной ИЗО-деятельности

Эфффективность влияния коллективной изобразительной  деятельности на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в 1 младшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели «В стране игрушек» по теме «Любимая игрушка» Подготови

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федера...

Доклад к педсовету "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей в средней группе"

Доклад к педсовету на тему"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."Подготовила воспитатель Сучкова И.Е.Так как я являюсь воспитателем детей средней группы , то ...

Педсовет "«Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

laquo;Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность» Задачи:  совершенствовать педагогическое мастерство восп...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания...