Главные вкладки

    гражданское воспитание
    статья по теме

     

     Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.

     

     

     

       

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Гражданское воспитание в дошкольной системе образования — это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ возникновения регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности.

     

    Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.

    Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле. Предлагаю рассмотреть гражданское воспитание как систему знаний. 

     

    Занимаясь воспитанием основ гражданственности у старших дошкольников в условиях многонационального региона, перед педагогами стоят следующие цели: 

     

    • Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других; подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества.

     

    • Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданскому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства.

     Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

     1. Изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии.

     2. Развитие "Я — сознания” ребёнка, свободы самовыражения и самопрезентации.

     3. Содействие постоянному обогащению развивающей педагогической среды, направленной на формирование человека - гражданина.

     4. Изменение менталитета педагогов и родителей, повышение их политической и правовой культуры.

     5. Знакомство старших дошкольников с культурно — историческим наследием страны, региона.

     6. Обучение детей творческому и ненасильственному решению конфликтов и проблем, воспитание терпимости к чужому мнению.

     7. Последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьёй каждого воспитанника для объединения усилий по гражданственному воспитанию детей.

     Работа по реализации задач предполагает  осуществление в трех направлениях: педагоги, родители, дети.

     Блок "Педагоги”

     Реализация работы по гражданскому воспитанию начинается с подготовительной работы педагогического коллектива. Подготовка осуществляется администрацией ДОУ, психологом и проходит в несколько этапов:

     1. Психологический (повышение мотивации педагогов на участие в инновационной деятельности)

     2. Организационный (подбор педагогических кадров, участвующих в реализации программы; распределение обязанностей для всех сотрудников; создание творческих инициативных групп по направлениям: правовое, эколого-краеведческое, историко-национальное, патриотическое.)

     3. Профессиональный (изучение международного опыта в области гражданского воспитания, накопление практического материала, проведение тематических педсоветов, семинаров, создание авторских программ.)

     Перед администрацией стоит  задача – установление добрых отношений, которые снимут напряженность и страх быть не понятыми, создадут позитивную обратную связь. На этом этапе проводится ряд предварительных мероприятий:

    1.     Психологические тренинги личностного роста.

    2.     Групповые и индивидуальные консультации.

    3.     Посещение и анализ открытых занятий.

    4.     Оказание методической помощи при реализации программы.

    5.     Проблемно-деловые игры.

     Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать  эти  же умения у педагогов. Работа с детьми преследует цель – обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками. Работа с педагогами сводится  к подготовке их собственного общения с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения.

     Блок "Родители”

     Взаимодействие с родителями предполагается  в несколько этапов:

    1.     Диагностический (использование методов психологической диагностики с целью выявления степени удовлетворенности родителей инновационной деятельностью педагогов)

    2.     Информационный (предоставление интересующей информации, тематических консультаций)

    3.     Обобщающий (подведение итогов, предоставление возможности принимать участие в выработке решений, входить в состав различных органов, решающих важные вопросы жизни ДОУ)

     Блок "Дети”

     Методы и приемы гражданского воспитания, используемые педагогами, разнообразны, но необходимо учитывать  психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимание социальных явлений. Педагоги должны понимать, что воспитывать любовь к Родине - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.

       Воспитатель должен стремиться  к тому, чтобы дошкольник овладел определенными знаниями (о правах человека, о государстве, об основных документах, о выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т. д.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.) 

     

    Работа по гражданскому воспитанию требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги) направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса в целом.

     

     

    Как мы уже сказали, формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.

    Поэтому развитие у детей чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы ДОУ в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам - один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями детский сад призван воспитывать у детей чувство любви к нашему Отечеству.

      Используя краеведческий материал, как самый близкий, понятный и доступный для детей дошкольников можно разработать  тематические долгосрочные проекты:

    - «Моя семья – волшебный мир»

    - «Как все начиналось» ( история основания г. Балаково, геральдика)

    - «Вода, вода, кругом вода» (река Волга, ГЭС, шлюзовые сооружения, животный мир водоемов нашей местности)

    - «Мосты и площади нашего города»

    - «Славные дела  - славные люди нашего города»

    - «Улицы старого и нового Балаково»

    - «Природный мир» (парки, скверы, животный мир нашего края)

    Взаимодействие, организованное в рамках этих проектов основано на совместном решении педагогом и ребенком исследовательских и творческих задач по ознакомлению с малой родиной. Педагог и ребенок совместно формулируют причину, по которой они включаются в исследование. Особенностью взаимодействия взрослого с ребенком в дошкольной практике при использовании метода проектов, является то, что педагогу необходимо помочь ребенку, «навести» его на нужную тему, спровоцировать ее возникновение. Педагог ненавязчиво должен вызвать у детей интерес, желание исследовать тему, при этом, способствовать самостоятельности в решении проблемной ситуации. Работа с ребятами над проектом, включает составление плана действий, при этом план не является статичным, он может меняться по ходу сбора информации, изменений интересов. Первый этап – выбор темы исследования. Тема должна быть достаточно широкой, чтобы каждый ребенок смог найти в ней интересующий его аспект.

    Второй этап, самый обширный – сбор информации. Педагог должен создать оптимальные условия для реализации поисково-познавательной детской деятельности.

    Третий этап – реализация проекта. В ходе реализации этого этапа педагог организует совместную творческую, экспериментальную, продуктивную деятельность с детьми.  В ходе этого этапа ребенок имеет возможность проявить себя с разных, иногда совершенно неожиданных сторон, что, несомненно, способствует развитию его личности, повышению самооценки.

    Четвертый этап – презентация. Это самый яркий и запоминающийся этап. Задача педагога на этом этапе, дать возможность проявить себя всем воспитанникам, для того чтобы дети смогли рассказать о своих находках, достижениях,  осмыслить результаты своей деятельности, повысить самооценку. В процессе своего выступления перед сверстниками или перед взрослыми, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения.

    Для успешного внедрения метода проектов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию ребенка, требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования и взаимодействия,  достаточное и качественное дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение. Для реализации таких задач в каждом учреждении можно создать учебно-методический комплекс «Моя малая родина – славный уголок России», в который входят две рабочие тетради – «Азбука родного города», «Веселый задачник родного города», диск видеоматериалов и презентаций к проектам, раскраска «Город день за днем», интерактивный мини-музей «Мы в городе славном живем» и сама программа с комплексно-тематическим планированием по темам проектов.

    Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком, способствует развитию его нравственности, становлению гражданственности, духовности, развитию творческой личности.                  

    Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда вгруппах, созданная педагогами детского сада.

    Правильно организованная развивающая среда в группах  детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

    Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.

    Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах среднего, старшего и подготовительного к школе возраста созданы «уголки уединения» и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

    Хорошо сделать дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представить  различные виды театра по русским народным сказкам; создать макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по изобразительной деятельности можно превратить  в настоящие творческие мастерские, добавив  изделия прикладного искусства, иллюстрации,  альбомы,  кукол в национальных костюмах.

    Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах хорошо иметь  периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды желательно приобрести  настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.

    Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому в физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования надо поместить атрибуты для подвижных народных игр.

    Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе необходимо организовать  музыкально-театральный уголок, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Хорошо , если у музыкального руководителя  детского сада собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.

    Для нравственно-патриотического воспитания должен быть создан уголок патриотического воспитания куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.

    Также можно создать полочку красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

    «Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

    Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения. Можно  продолжить  работу по патриотическому воспитанию на кружковых занятиях. В кружке по физическому развитию разучивают подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В кружке по изобразительной деятельности дети знакомятся с разными видами народной росписи. В театральном кружке инсценируют русские народные сказки.

    Важность воспитания гражданственности огромна, не только, как для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. Помехи, создаваемые сегодня уровнем жизни в стране значительно влияют на прогресс гражданского воспитания. Отсутствие этих помех способствовало бы повышению эффективности гражданского воспитания. Но, тем не менее, задача воспитателя, не смотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящему и гордящемуся своей родиной, городом, в котором он живёт, а так же ставить в пример таких же патриотов страны, которые в Великую Отечественную Войну защищали наше отечество

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Право на участие в культурных мероприятиях". Гражданское воспитание.

    Конвенция о правах ребенка, статья 31. Открытое занятие, которое закончилось аплодисментами присутствующих педагогов (за эмоциональность). Схемы придуманы не мной, прошу прощения, что забыла, с какого...

    Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

    Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"

    Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»  1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...

    Конспект занятия по познавательному развитию в младшей подгруппе «Как мы Снегурушку искали» (с элементами гражданского воспитания)

    Программное содержаниеДать первоначальное представление о лесе: лес-это дом деревьев, птиц, зверей; каждое животное находит в лесу корм и укрытие(дом),о связи между растительным и животным миром.Воспи...

    Консультация"Гражданское воспитание"

    Консультация для родителей...

    гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.

    В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...

    консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...