Краски осени интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии с элементами методики ТРИЗ для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Татьяна Леонидовна Житкова

Данное мероприятие является частью творческого проекта "Времена года в классике" для детей подготовительной группы и является итоговым по теме "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_-_integr_nod_kraski_oseni3.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краски осени

Интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии с элементами методики ТРИЗ

для детей подготовительной группы

Задачи:

  1. Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки путём выразительных поэтических, изобразительно-художественных и ритмопластических средств.
  2. Развивать способность детей передавать в слове, пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах, рисунках различный характер одноимённых музыкальных произведений.

Оборудование:

  • Презентация, проектор, ноутбук, экран.
  • Стихи об осени, ноты песни «Осень» муз. Арутюнова, сл.                .
  • Аудиозаписи: 1 ч. концерта для скрипки с оркестром «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Осенний парк» муз. А.Петрова.
  • Атрибуты для импровизированного осеннего танца (цветные ленты, разноцветные лоскутки, полоски гофрированной бумаги).
  • Детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники.
  • Столы, материал для изобразительной работы: бумага, акварель, вода, кисти.
  • Пособие по ТРИЗ «Умные нотки» с карточками — символами признаков (образ, цвет, характер, жанр, инструменты).

Ход мероприятия:

На экране слайд 1.

Дети входят в зал под «Осенний парк» муз. Петрова, садятся на стулья.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

 Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась,

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливых караван

 Тянулся к югу: приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора.

 О каком времени года эти стихи?                        

 Дети: Об осени, автор А.С.Пушкин.

Музыкальный руководитель:  Матушка природа постоянно преображается, всё время меняя свои наряды. Посмотрите на пейзаж, вспомните его название и автора. 

Слайд 2 - пейзаж Левитана «Золотая осень».        

Музыкальный руководитель:  (Имена), возьмите карточки и задайте вопросы по картине.

1 ребёнок: Какое настроение у этой картины?  

Дети: Солнечное, радостное.

2 ребёнок: Какие цвета использует художник для передачи светлого, радостного настроения?

Дети: Оранжевый, красный, жёлтый.

Музыкальный руководитель: Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным красками. Каких только цветов и оттенков не увидишь! Послушайте стихотворение И. Бунина и сравните его настроение с этой картиной?

Ребёнок:  И.Бунин.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой,
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Музыкальный руководитель: Сравните характер пейзажа и стихотворение Бунина.

Дети: Они похожи.

Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем другую музыку.

Звучит  отрывок из 1 ч. концерта для скрипки с оркестром

«Осень» А. Вивальди.

Музыкальный руководитель:  (Имена), возьмите карточки и задайте вопросы о музыке.

Желающих берут карточки с символами признаков (характер, лад, автор, инструменты, темп, жанр), задают вопросы о музыке.

1 Ребёнок: Какая музыка по характеру?

Дети: По характеру музыка радостная, торжественная, ликующая, бодрая, восторженная.

Музыкальный руководитель: Осень радует своими  красками, плодами, хотя и в ней мелькает грустное настроение, но грусть эта светлая.

2 Ребёнок: Какой лад у этой музыки?

Дети: У этой музыки мажорный лад.

3 Ребёнок: Кто сочинил эту музыку?

Дети: Эту музыку сочинил Антонио Вивальди.

Слайд 3 портрет А.Вивальди.

4 Ребёнок: Какие инструменты исполняют музыку?

Дети: Эту музыку исполняют скрипки и оркестр.

5 Ребёнок: Какая музыка по темпу?

Дети: По темпу эта музыка неторопливая, умеренная.

6 Ребёнок: Какая музыка по жанру?

Дети: По жанру эта музыка вначале похожа на марш, потом на танец.

Музыкальный руководитель: А вы хотите придумать свой осенний танец? Выберите  предметы, соответствующие характеру музыки.

 (На стульях вдоль стен зала разложены лоскутки материи, полоски бумаги, небольшие камешки, шишки, палочки. Дети выбирают предметы,  с помощью которых можно имитировать трепещущие на ветру листья).

Двигательная импровизация под музыку «Танец осенних листьев» «Осень» А. Вивальди.

Логопед:  А сейчас присядьте и представьте, что мы попали в картину Левитана. Какие звуки мы можем услышать?

Дети:  Шорох листьев под ногами, шум ветра, крик птиц, улетающих на юг.

Игра со звуками.

Логопед:  Сейчас мы озвучим  стихотворение. Я буду его читать, а вы изображать звуки природы голосом и звуками речи:

А ветер щёки толстые надул (Надувать и резко сдувать  «Пф»).

Надул, надул.

И на деревья пёстрые подул (дуть «Фу-у»).

Подул, подул.

- Ветер свистит: с – с – с - с;

- Листья шумят: ш-ш-ш-ш;

- Мухи сонные жужжат: ж – ж – ж – ж;

- Провода звенят: з – з – з – з.

Интонационная игра «Ветер».

Логопед: Завывания холодного ветра мы покажем интонацией голоса. Если моя рука движется вверх, то интонация голоса тоже повышается, если  - вниз – интонация опускается.

        У- у                у – у          у – у              у – у

Слайд 5 Левитан «Поздняя осень».

Педагог по изодеятельности: Посмотрите на следующую картину. Какой период осени на ней изображён?

Дети: Поздняя осень.

Педагог по изодеятельности: Почему ты так думаешь?

Дети: Деревья серо - чёрного цвета, на деревьях нет листьев. Вся трава промокла, почернела от сырости. Небо тёмное дождливое.

Педагог по изодеятельности: Какое настроение у этой картины?

Дети: Унылое, грустное.

Педагог по изодеятельности: Какие цвета использует художник для передачи унылого, грустного настроения?

 Дети:  Серые, чёрные, тёмные.

Педагог по изодеятельности: Поздней осенью вся сказочная красота природы увядает. Грустно видеть голые деревья, тучи, лужи. Вспоминается стихотворение Плещеева.

 Ребёнок:         А.Плещеев                               

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…

Музыкальный руководитель: Послушайте отрывок, вспомните название и какая часть музыки звучит?

Исполняется вступление к песне «Осень» муз. Арутюнова.

Дети: Прозвучало вступление к песне «Осень».

Музыкальный руководитель: На что похожа музыка?

 Дети: На падающие капли дождя.  

Музыкальный руководитель: Тембры каких музыкальных инструментов подходят для изображения дождя?

 Дети: Металлофон, треугольник.

Музыкальный руководитель: Спойте, пожалуйста, песню «Осень» и придумайте аккомпанемент на вступление, проигрыш и окончание песни.

Дети исполняют песню «Осень» муз. Арутюнова.

импровизируя аккомпанемент на  треугольнике и металлофоне.

Музыкальный руководитель: Сравните характер песни с другим музыкальным отрывком.

Звучит отрывок из «Осенней песни» П.И.Чайковского.

Дети. Это «Осенняя песнь», по характеру она похожа на песню «Осень»: грустная, печальная, задумчивая, монотонная, жалобная.

Музыкальный руководитель: Музыка передаёт тоскливое, подавленное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы.

Желающие дети берут карточки (лад, автор, инструменты), задают вопросы:

1 Ребёнок: Какой лад у этой музыки? 

Дети: Минорный.

2 Ребёнок: Кто автор музыки? 

Дети: П.И.Чайковский.

Слайд 6 – портрет П.И.Чайковского.

3 Ребёнок: Какие инструменты её исполняют?

Дети: Фортепиано.

Педагог по изодеятельности:  Который из двух пейзажей соответствует настроению «Осенней песни» Чайковского? 

Дети: «Поздняя осень» Левитана.

Педагог по изодеятельности: 

        Скучная картина! Тучи без конца…

        Дождик так и льётся, лужи у крыльца…(А.Плещеев).

- А сейчас мы с помощью красок изобразим осень. Как вы получите нужные вам цвета и оттенки?

Дети: Смешивая краски на палитре.

Педагог по изодеятельности: При рисовании листвы каким способом воспользуетесь?

Дети: «Тычком», «мазком».

Педагог по изодеятельности: Каким способом нарисуете дождь?

Дети: «Набрызг».

Педагог по изодеятельности: На столах лежат листы бумаги для ваших картин. Пройдите к ним и приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

По мере окончания рисования педагоги индивидуально проводят рефлексию:

  • Какой период осени ты нарисовал?
  • Что тебе понравилось  больше: петь, танцевать, читать стихи, играть на детских музыкальных инструментах или рисовать?
  • Молодцы! Вы нарисовали очень красивые пейзажи. Из ваших рисунков мы сделаем фильм на музыку П.И.Чайковского и А.Вивальди. Вы сможете в любое время его посмотреть, послушать музыку и надолго оставить в памяти краски осени и наше сегодняшнее занятие. Возьмите свои работы и покажите их своим родителям.

Литература:

А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Детство с музыкой, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

С.В.Конкевич. Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе. – Санкт-Петербург, 2005.

Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова. Музыка. Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 1998.

О.П.Радынова «Природа и музыка», Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Краски осени" интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии для детей подготовительной группы.

Данное мероприятие является частью проекта "Времена года в классике" (смотрите разработку на мини-сайте) и является итоговым по теме "Осень"....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «СЕКРЕТЫ АРТИСТА».

Важным условием духовной жизни человека являются глубокие  эстетические  чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. О влиянии красоты написано ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной к школе группы "Волшебный лед"

Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе детского сада. В процессе образовательной деятельности осуществляются следующие цели и задачи:  познакомить детей с качествами и ...

Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием элементов технологий ТРИЗ для детей с ОВЗ (дети с нарушением зрения) «КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК»

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.(творческая совместная работа детей и воспитателя.)...

организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада Тема: «Превращения»

организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада на тему «Волшебный лед»

Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды.Задачи:Образовательные:Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.Знакомить детей со способами экспериментирования.Находить оп...

Методическая разработка «Игры по ТРИЗ для детей подготовительной группы

Методическая разработка «Игры по ТРИЗ для детей подготовительной группы "Хорошо-плохо" Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные ...