Главные вкладки

    Краски осени интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии с элементами методики ТРИЗ для детей подготовительной группы
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Татьяна Леонидовна Житкова

    Данное мероприятие является частью творческого проекта "Времена года в классике" для детей подготовительной группы и является итоговым по теме "Осень".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon publikatsiya_-_integr_nod_kraski_oseni3.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краски осени

    Интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии с элементами методики ТРИЗ

    для детей подготовительной группы

    Задачи:

    1. Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки путём выразительных поэтических, изобразительно-художественных и ритмопластических средств.
    2. Развивать способность детей передавать в слове, пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах, рисунках различный характер одноимённых музыкальных произведений.

    Оборудование:

    • Презентация, проектор, ноутбук, экран.
    • Стихи об осени, ноты песни «Осень» муз. Арутюнова, сл.                .
    • Аудиозаписи: 1 ч. концерта для скрипки с оркестром «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Осенний парк» муз. А.Петрова.
    • Атрибуты для импровизированного осеннего танца (цветные ленты, разноцветные лоскутки, полоски гофрированной бумаги).
    • Детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники.
    • Столы, материал для изобразительной работы: бумага, акварель, вода, кисти.
    • Пособие по ТРИЗ «Умные нотки» с карточками — символами признаков (образ, цвет, характер, жанр, инструменты).

    Ход мероприятия:

    На экране слайд 1.

    Дети входят в зал под «Осенний парк» муз. Петрова, садятся на стулья.

    Музыкальный руководитель:

    Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

     Уж небо осенью дышало,

     Уж реже солнышко блистало,

     Короче становился день,

     Лесов таинственная сень

     С печальным шумом обнажалась,

     Ложился на поля туман,

     Гусей крикливых караван

     Тянулся к югу: приближалась

     Довольно скучная пора;

     Стоял ноябрь уж у двора.

     О каком времени года эти стихи?                        

     Дети: Об осени, автор А.С.Пушкин.

    Музыкальный руководитель:  Матушка природа постоянно преображается, всё время меняя свои наряды. Посмотрите на пейзаж, вспомните его название и автора. 

    Слайд 2 - пейзаж Левитана «Золотая осень».        

    Музыкальный руководитель:  (Имена), возьмите карточки и задайте вопросы по картине.

    1 ребёнок: Какое настроение у этой картины?  

    Дети: Солнечное, радостное.

    2 ребёнок: Какие цвета использует художник для передачи светлого, радостного настроения?

    Дети: Оранжевый, красный, жёлтый.

    Музыкальный руководитель: Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным красками. Каких только цветов и оттенков не увидишь! Послушайте стихотворение И. Бунина и сравните его настроение с этой картиной?

    Ребёнок:  И.Бунин.

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Берёзы жёлтою резьбой,
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки ёлочки темнеют,
    А между клёнами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной,

    Просветы в небо, что оконца.

    Лес пахнет дубом и сосной,

    За лето высох он от солнца,

    И Осень тихою вдовой

    Вступает в пёстрый терем свой.

    Музыкальный руководитель: Сравните характер пейзажа и стихотворение Бунина.

    Дети: Они похожи.

    Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем другую музыку.

    Звучит  отрывок из 1 ч. концерта для скрипки с оркестром

    «Осень» А. Вивальди.

    Музыкальный руководитель:  (Имена), возьмите карточки и задайте вопросы о музыке.

    Желающих берут карточки с символами признаков (характер, лад, автор, инструменты, темп, жанр), задают вопросы о музыке.

    1 Ребёнок: Какая музыка по характеру?

    Дети: По характеру музыка радостная, торжественная, ликующая, бодрая, восторженная.

    Музыкальный руководитель: Осень радует своими  красками, плодами, хотя и в ней мелькает грустное настроение, но грусть эта светлая.

    2 Ребёнок: Какой лад у этой музыки?

    Дети: У этой музыки мажорный лад.

    3 Ребёнок: Кто сочинил эту музыку?

    Дети: Эту музыку сочинил Антонио Вивальди.

    Слайд 3 портрет А.Вивальди.

    4 Ребёнок: Какие инструменты исполняют музыку?

    Дети: Эту музыку исполняют скрипки и оркестр.

    5 Ребёнок: Какая музыка по темпу?

    Дети: По темпу эта музыка неторопливая, умеренная.

    6 Ребёнок: Какая музыка по жанру?

    Дети: По жанру эта музыка вначале похожа на марш, потом на танец.

    Музыкальный руководитель: А вы хотите придумать свой осенний танец? Выберите  предметы, соответствующие характеру музыки.

     (На стульях вдоль стен зала разложены лоскутки материи, полоски бумаги, небольшие камешки, шишки, палочки. Дети выбирают предметы,  с помощью которых можно имитировать трепещущие на ветру листья).

    Двигательная импровизация под музыку «Танец осенних листьев» «Осень» А. Вивальди.

    Логопед:  А сейчас присядьте и представьте, что мы попали в картину Левитана. Какие звуки мы можем услышать?

    Дети:  Шорох листьев под ногами, шум ветра, крик птиц, улетающих на юг.

    Игра со звуками.

    Логопед:  Сейчас мы озвучим  стихотворение. Я буду его читать, а вы изображать звуки природы голосом и звуками речи:

    А ветер щёки толстые надул (Надувать и резко сдувать  «Пф»).

    Надул, надул.

    И на деревья пёстрые подул (дуть «Фу-у»).

    Подул, подул.

    - Ветер свистит: с – с – с - с;

    - Листья шумят: ш-ш-ш-ш;

    - Мухи сонные жужжат: ж – ж – ж – ж;

    - Провода звенят: з – з – з – з.

    Интонационная игра «Ветер».

    Логопед: Завывания холодного ветра мы покажем интонацией голоса. Если моя рука движется вверх, то интонация голоса тоже повышается, если  - вниз – интонация опускается.

            У- у                у – у          у – у              у – у

    Слайд 5 Левитан «Поздняя осень».

    Педагог по изодеятельности: Посмотрите на следующую картину. Какой период осени на ней изображён?

    Дети: Поздняя осень.

    Педагог по изодеятельности: Почему ты так думаешь?

    Дети: Деревья серо - чёрного цвета, на деревьях нет листьев. Вся трава промокла, почернела от сырости. Небо тёмное дождливое.

    Педагог по изодеятельности: Какое настроение у этой картины?

    Дети: Унылое, грустное.

    Педагог по изодеятельности: Какие цвета использует художник для передачи унылого, грустного настроения?

     Дети:  Серые, чёрные, тёмные.

    Педагог по изодеятельности: Поздней осенью вся сказочная красота природы увядает. Грустно видеть голые деревья, тучи, лужи. Вспоминается стихотворение Плещеева.

     Ребёнок:         А.Плещеев                               

    Осень наступила,
    Высохли цветы,
    И глядят уныло
    Голые кусты.

    Вянет и желтеет
    Травка на лугах,
    Только зеленеет
    Озимь на полях.

    Туча небо кроет,
    Солнце не блестит,
    Ветер в поле воет,
    Дождик моросит…

    Музыкальный руководитель: Послушайте отрывок, вспомните название и какая часть музыки звучит?

    Исполняется вступление к песне «Осень» муз. Арутюнова.

    Дети: Прозвучало вступление к песне «Осень».

    Музыкальный руководитель: На что похожа музыка?

     Дети: На падающие капли дождя.  

    Музыкальный руководитель: Тембры каких музыкальных инструментов подходят для изображения дождя?

     Дети: Металлофон, треугольник.

    Музыкальный руководитель: Спойте, пожалуйста, песню «Осень» и придумайте аккомпанемент на вступление, проигрыш и окончание песни.

    Дети исполняют песню «Осень» муз. Арутюнова.

    импровизируя аккомпанемент на  треугольнике и металлофоне.

    Музыкальный руководитель: Сравните характер песни с другим музыкальным отрывком.

    Звучит отрывок из «Осенней песни» П.И.Чайковского.

    Дети. Это «Осенняя песнь», по характеру она похожа на песню «Осень»: грустная, печальная, задумчивая, монотонная, жалобная.

    Музыкальный руководитель: Музыка передаёт тоскливое, подавленное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы.

    Желающие дети берут карточки (лад, автор, инструменты), задают вопросы:

    1 Ребёнок: Какой лад у этой музыки? 

    Дети: Минорный.

    2 Ребёнок: Кто автор музыки? 

    Дети: П.И.Чайковский.

    Слайд 6 – портрет П.И.Чайковского.

    3 Ребёнок: Какие инструменты её исполняют?

    Дети: Фортепиано.

    Педагог по изодеятельности:  Который из двух пейзажей соответствует настроению «Осенней песни» Чайковского? 

    Дети: «Поздняя осень» Левитана.

    Педагог по изодеятельности: 

            Скучная картина! Тучи без конца…

            Дождик так и льётся, лужи у крыльца…(А.Плещеев).

    - А сейчас мы с помощью красок изобразим осень. Как вы получите нужные вам цвета и оттенки?

    Дети: Смешивая краски на палитре.

    Педагог по изодеятельности: При рисовании листвы каким способом воспользуетесь?

    Дети: «Тычком», «мазком».

    Педагог по изодеятельности: Каким способом нарисуете дождь?

    Дети: «Набрызг».

    Педагог по изодеятельности: На столах лежат листы бумаги для ваших картин. Пройдите к ним и приступайте к работе.

    Самостоятельная деятельность детей.

    По мере окончания рисования педагоги индивидуально проводят рефлексию:

    • Какой период осени ты нарисовал?
    • Что тебе понравилось  больше: петь, танцевать, читать стихи, играть на детских музыкальных инструментах или рисовать?
    • Молодцы! Вы нарисовали очень красивые пейзажи. Из ваших рисунков мы сделаем фильм на музыку П.И.Чайковского и А.Вивальди. Вы сможете в любое время его посмотреть, послушать музыку и надолго оставить в памяти краски осени и наше сегодняшнее занятие. Возьмите свои работы и покажите их своим родителям.

    Литература:

    А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Детство с музыкой, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

    С.В.Конкевич. Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе. – Санкт-Петербург, 2005.

    Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова. Музыка. Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 1998.

    О.П.Радынова «Природа и музыка», Москва, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Краски осени" интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии для детей подготовительной группы.

    Данное мероприятие является частью проекта "Времена года в классике" (смотрите разработку на мини-сайте) и является итоговым по теме "Осень"....

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «СЕКРЕТЫ АРТИСТА».

    Важным условием духовной жизни человека являются глубокие  эстетические  чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. О влиянии красоты написано ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной к школе группы "Волшебный лед"

    Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе детского сада. В процессе образовательной деятельности осуществляются следующие цели и задачи:  познакомить детей с качествами и ...

    Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

    «Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

    Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием элементов технологий ТРИЗ для детей с ОВЗ (дети с нарушением зрения) «КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК»

    Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.(творческая совместная работа детей и воспитателя.)...

    организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада Тема: «Превращения»

    организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада...

    Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада на тему «Волшебный лед»

    Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды.Задачи:Образовательные:Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.Знакомить детей со способами экспериментирования.Находить оп...