Возможности детского коллекционирования для развития познавательной активности
статья по теме

Димяненко Елена Васильевна

Представление педагогического опыта по использованию современных технологий в формировании интеллектуальных и личностных интегративных качеств дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_detskogo_kollektsionirovaniya_.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА

Димяненко Е.В.

Воспитатель МБДОУ д/с № 9

г. Зеленогорск

Толковый словарь определяет коллекционирование как  «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес».
Например, кукол собирают плангонологи, флаги — векссилологи, проездные билеты и карточки — билетофилы. Коноклефилы отдают предпочтение брелокам и ключам, филокарты — почтовым открыткам. Фигурки из «киндер-сюрпризов» являются достоянием киндерфилистов, куклы «Барби» — барбифилистов и т. д.

В педагогике коллекционирование подразумевает  одну из  форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющее наибольшую ценность для ребёнка.

В своём педагогическом опыте представлю возможности коллекционирования в разных формах работы:

  • совместная деятельность в НОД и режимные моменты
  • реализация образовательных проектов
  • обогащение работы мини-музея

 В совместной деятельности с дошкольниками были собраны такие коллекции: «Цветные льдинки», направленная на развитие опытническо-экспериментальной деятельности, «Разные соки» с технологией изготовления и дегустацией  формирующая основы безопасности при работе с кухонными приборами. Формированию творческих способностей способствовали коллекции необычных ёлок и новогодних фонариков. Развитию познавательной активности дошкольников послужили коллекции «Игрушки из киндер-сюрпризов», «Календари», «Магнитики из разных уголков мира», «Открытки», «Значки».  Они были представлены в рамках детско-родительских проектов: «Семейная реликвия» и «Моя коллекция». Необычной стала коллекция «Косы и косички девчонок нашей группы» показанная в видео-журнале. Коллекционирование способствует формированию представлений о стране, мире, природе, о себе и своей семье; способствует развитию любознательности, активности и эмоциональности.

Обогащением работы по коллекционированию стало создание в группе мини-музея «Горница». В нём разместились коллекции старинных вещей, домотканных половичков и лоскутных одеял. Работа в данном направлении решает следующие задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • приобщение дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, воспитание любви к родному краю;
  • обогащение представлений о рукотворном мире, развитие познавательных интересов;
  • вовлечение родителей в жизнь группы

В нашем музее все экспонаты можно трогать руками и играть с ними. Самостоятельная или специально организованная игровая ситуация с экспонатами мини-музея способствует овладению детьми особых, несвойственных для современного семейного уклада жизни,  ролевых действий: «приготовление каши в горшке в русской печи», «укачивание младенца в люльке». Такая деятельность способствует формированию знаний о стране, её истории, традициях и укладе жизни, способствует развитию  коммуникативных способностей дошкольников, овладению ими средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Тематика коллекций в зависимости от календарных дат, государственных праздников,  событийности и традиций ДОУ:

Осень. Сбор урожая.

«Удивительные овощи» (овощи причудливой формы и необычных размеров), «Разные соки» (знакомство с технологией приготовления соков на соковыжималке и их дегустация), «Коллекция осенних листьев»

День народного единства

«Флаги», «Разные уголки мира в магнитиках»

Новый год  и Рождество

«Коллекция новогодних фонариков» (изготовление и украшение в совместной деятельности с детьми);

«Коллекция необычных ёлок», «Коллекция цветных льдинок» (с выставлением экспозиции на зимнем участке)

День защитника Отечества

Коллекции моделей автомобилей, коллекции значков, солдатиков.

Весна. Международный Женский день 8 Марта. Пасха. Весенняя неделя добра

Коллекция пасхальных яиц, коллекция старинных предметов, лоскутных одеял, домотканных половичков (в рамках работы в мини-музее «Горница»), благотворительные коллекции сувенирных зайчиков, добрых слов, коллекция кукол, пуговиц, причёсок

Лето. День города.

Коллекция любимых семейных мест отдыха в  городе Зеленогорске (в фотографиях), в рамках летних проектов «Коллекция насекомых», коллекции камней, ракушек, семян

Для того чтобы избежать банального собирательства соблюдала  следующие принципы:

  • безопасность экспонатов коллекции (отсутствие предметов опасных для здоровья);
  • соответствие тематики коллекции дошкольному возрасту (пивные крышки и сигаретные пачки не являются предметами коллекций);
  • оптимальная образовательная направленность коллекции (как составляющая проекта, досуга и др.)
  • доступность экспонатов их оптимальное размещение в образовательном пространстве;
  • равноценность экспонатов всех участников коллекционирования.

Экспонаты коллекций не прекращают своей жизни после демонстрации. Они служат:

  • подарками родным и близким (новогодние фонарики)
  • элементами благотворительных акций (пасхальные зайчики)
  • экспонатами тематических выставок в ДОУ (необычные новогодние ёлки).

Описание педагогической техники создания коллекции «Моё дерево Добрых слов»

Этапы создания коллекции

  1. Создание сюжетной ситуации (сюжетная ситуация «вежливые слова», ситуативный разговор о предстоящей весенней неделе добра, о «доброй» лексике). Определение целей и задач будущей коллекции (воспитание эмоциональной отзывчивости, доброжелательности). Предположение о будущем коллекции: где будет выставляться, т.е. последующая жизнь экспонатов.
  1. Создание условий для самостоятельной деятельности по изготовлению экспонатов коллекции (продуктивная деятельность по созданию листочков «доброго дерева»)

  1. Обобщение результатов и подведение итогов работы. Демонстрация коллекции. Рассматривание коллекции. Ситуативное общение по результатам коллекционирования. Представление экспонатов коллекции.            

Библиографический список:

  1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов Пособие для педагогов под редакцией Бурлаковой И.А., Степановой М.И. Москва. «Просвещение» 2011г.
  2. Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт осмысления и осознания
    Голядкин Г.Н., Барболин М.П. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. С. 135-142.
  3. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет Л.Н. Вахрушева Библиотека воспитателя Творческий Центр Москва. 2012
  4. Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Нещеритова Т.А., Фирсова А.И. Справочник старшего воспитателя. 2012. №12
  5. Музей в детском саду Целина Т. Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С. 124-125.
  6. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры средствами музейной педагогики Лагутина Н.Ф. Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 3. С. 117-126.
  7. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре Анисимова Н.Н. Детский сад: теория и практика. 2011. № 9. С. 90-93.
  8. «Времён связующая нить» Фесенко Г., Иванова С., Подкапаева Л. Дошкольное воспитание. 2008. № 6. С. 80-84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.

В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что  детское экспериментирование – это активная деятельность пра...

Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...

Возможности использования Лэпбука для развития познавательной активности детей с ТНР.

Лэпбук в игровой форме познакомит детей со свойствами воды с круговоротом воды в природе, тремя состояниями воды, значением ее для человека и природы. Лэпбук рассчитан на старший дошкольный возраст. З...

БУКЛЕТ "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Собирать можно всё, главное предметы должны быть безопасными и нести познавательную нагрузку....

Консультация для родителей. Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольника.

В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, те...

Оформление группы детского сада как развитие познавательной активности детей

Оформление группы детского сада как развитие познавательной активности детей...

Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...