Возможности детского коллекционирования для развития познавательной активности
статья по теме
Представление педагогического опыта по использованию современных технологий в формировании интеллектуальных и личностных интегративных качеств дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА
Димяненко Е.В.
Воспитатель МБДОУ д/с № 9
г. Зеленогорск
Толковый словарь определяет коллекционирование как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес».
Например, кукол собирают плангонологи, флаги — векссилологи, проездные билеты и карточки — билетофилы. Коноклефилы отдают предпочтение брелокам и ключам, филокарты — почтовым открыткам. Фигурки из «киндер-сюрпризов» являются достоянием киндерфилистов, куклы «Барби» — барбифилистов и т. д.
В педагогике коллекционирование подразумевает одну из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющее наибольшую ценность для ребёнка.
В своём педагогическом опыте представлю возможности коллекционирования в разных формах работы:
- совместная деятельность в НОД и режимные моменты
- реализация образовательных проектов
- обогащение работы мини-музея
В совместной деятельности с дошкольниками были собраны такие коллекции: «Цветные льдинки», направленная на развитие опытническо-экспериментальной деятельности, «Разные соки» с технологией изготовления и дегустацией формирующая основы безопасности при работе с кухонными приборами. Формированию творческих способностей способствовали коллекции необычных ёлок и новогодних фонариков. Развитию познавательной активности дошкольников послужили коллекции «Игрушки из киндер-сюрпризов», «Календари», «Магнитики из разных уголков мира», «Открытки», «Значки». Они были представлены в рамках детско-родительских проектов: «Семейная реликвия» и «Моя коллекция». Необычной стала коллекция «Косы и косички девчонок нашей группы» показанная в видео-журнале. Коллекционирование способствует формированию представлений о стране, мире, природе, о себе и своей семье; способствует развитию любознательности, активности и эмоциональности.
Обогащением работы по коллекционированию стало создание в группе мини-музея «Горница». В нём разместились коллекции старинных вещей, домотканных половичков и лоскутных одеял. Работа в данном направлении решает следующие задачи:
- формирование у дошкольников представления о музее;
- приобщение дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, воспитание любви к родному краю;
- обогащение представлений о рукотворном мире, развитие познавательных интересов;
- вовлечение родителей в жизнь группы
В нашем музее все экспонаты можно трогать руками и играть с ними. Самостоятельная или специально организованная игровая ситуация с экспонатами мини-музея способствует овладению детьми особых, несвойственных для современного семейного уклада жизни, ролевых действий: «приготовление каши в горшке в русской печи», «укачивание младенца в люльке». Такая деятельность способствует формированию знаний о стране, её истории, традициях и укладе жизни, способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников, овладению ими средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Тематика коллекций в зависимости от календарных дат, государственных праздников, событийности и традиций ДОУ:
Осень. Сбор урожая. | «Удивительные овощи» (овощи причудливой формы и необычных размеров), «Разные соки» (знакомство с технологией приготовления соков на соковыжималке и их дегустация), «Коллекция осенних листьев» |
День народного единства | «Флаги», «Разные уголки мира в магнитиках» |
Новый год и Рождество | «Коллекция новогодних фонариков» (изготовление и украшение в совместной деятельности с детьми); «Коллекция необычных ёлок», «Коллекция цветных льдинок» (с выставлением экспозиции на зимнем участке) |
День защитника Отечества | Коллекции моделей автомобилей, коллекции значков, солдатиков. |
Весна. Международный Женский день 8 Марта. Пасха. Весенняя неделя добра | Коллекция пасхальных яиц, коллекция старинных предметов, лоскутных одеял, домотканных половичков (в рамках работы в мини-музее «Горница»), благотворительные коллекции сувенирных зайчиков, добрых слов, коллекция кукол, пуговиц, причёсок |
Лето. День города. | Коллекция любимых семейных мест отдыха в городе Зеленогорске (в фотографиях), в рамках летних проектов «Коллекция насекомых», коллекции камней, ракушек, семян |
Для того чтобы избежать банального собирательства соблюдала следующие принципы:
- безопасность экспонатов коллекции (отсутствие предметов опасных для здоровья);
- соответствие тематики коллекции дошкольному возрасту (пивные крышки и сигаретные пачки не являются предметами коллекций);
- оптимальная образовательная направленность коллекции (как составляющая проекта, досуга и др.)
- доступность экспонатов их оптимальное размещение в образовательном пространстве;
- равноценность экспонатов всех участников коллекционирования.
Экспонаты коллекций не прекращают своей жизни после демонстрации. Они служат:
- подарками родным и близким (новогодние фонарики)
- элементами благотворительных акций (пасхальные зайчики)
- экспонатами тематических выставок в ДОУ (необычные новогодние ёлки).
Описание педагогической техники создания коллекции «Моё дерево Добрых слов»
Этапы создания коллекции |
|
|
|
Библиографический список:
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов Пособие для педагогов под редакцией Бурлаковой И.А., Степановой М.И. Москва. «Просвещение» 2011г.
- Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт осмысления и осознания
Голядкин Г.Н., Барболин М.П. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. С. 135-142. - Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет Л.Н. Вахрушева Библиотека воспитателя Творческий Центр Москва. 2012
- Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Нещеритова Т.А., Фирсова А.И. Справочник старшего воспитателя. 2012. №12
- Музей в детском саду Целина Т. Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С. 124-125.
- Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры средствами музейной педагогики Лагутина Н.Ф. Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 3. С. 117-126.
- Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре Анисимова Н.Н. Детский сад: теория и практика. 2011. № 9. С. 90-93.
- «Времён связующая нить» Фесенко Г., Иванова С., Подкапаева Л. Дошкольное воспитание. 2008. № 6. С. 80-84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/30/picture-810100-1472583648.jpg)
Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.
В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что детское экспериментирование – это активная деятельность пра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/05/picture-1031059-1575530564.jpg)
Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1213674-1580492943.jpg)
Возможности использования Лэпбука для развития познавательной активности детей с ТНР.
Лэпбук в игровой форме познакомит детей со свойствами воды с круговоротом воды в природе, тремя состояниями воды, значением ее для человека и природы. Лэпбук рассчитан на старший дошкольный возраст. З...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/03/picture-1274568-1601733539.jpg)
БУКЛЕТ "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Собирать можно всё, главное предметы должны быть безопасными и нести познавательную нагрузку....
Консультация для родителей. Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольника.
В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, те...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/01/picture-990840-1514814834.jpg)
Оформление группы детского сада как развитие познавательной активности детей
Оформление группы детского сада как развитие познавательной активности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1026768-1705006510.jpg)
Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...