о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста
консультация по теме

Нестерова Лариса Ивановна

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста.

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из  положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение, но и из отрицательных (порицание, запрет наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или  не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Эти вопросы волнует и педагогов, и родителей.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникающего у малыша в результат проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, что он при этом испытывает; вину, раскаяние, беспокойство, замешательство, обиду унижение Именно от того, какие эмоции испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность воспитательной меры, так как чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

ШШЩ

^ ,-.,

Психологический смысл поощрения заключается в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно хорошо. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей. Успешное завершение какого-то дела, достижение цел сами по себе сопровождаются положительными чувствами радости, гордости т п. Эти эмоции возникают и без поощрения и являются наградой  приложенные ребенком усилия. Многочисленные психологически эксперименты, проведенные на детях разных возрастов, показали, что че меньше вознаграждение малыша, тем больше это удовлетворенность от работы

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку. Они каждый вечер приносят ребенку в детский сад обязательным подарок-поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и ребенок, выбегая в разделку к родителям, первом делом интересуется тем, что же они ему принесли. Подарки   вытеснили радость о


встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения может вылиться в скандал.

Рассмотрим, как наказывают и как поощряют современные педагоги и родители детей дошкольного возраста. Вот характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают родители?».

  • «Бьют рукой».
  • «Ставят в угол».        
  • «Бьют по попе».        
  • «Таскают за уши».
  • «Шлепают ремнем».
  • «Ставят голыми коленками на соль».
  • «Шлепают по щекам».         Физические   наказания   остаются   популярными   у   большой   часто

современных родителей.  Часто родители рассуждают следующим образом   «Меня тоже били в детстве, и я вырос нормальным человеком!». О своих ощущениях на тот момент они стараются не вспоминать, поэтому просто вытесняют их из своего сознания.

Воспитание по принципу «бью и люблю» принесло свои плоды. Максимум усвоил форму поведения:  агрессия к тем, с кем дружишь, кого любишь   . Физические наказания стали для мальчика нормой, которую он перенес на взаимоотношения со  сверстниками.  Педагоги детского  сада оказались не авторитетны для Максима: раз они не бьют, значит, не любят.

Физические наказания чаще используют молодые родители. С такими

родителями необходимо не просто говорить о пользе и вреде наказаний,

важно «достучаться» до тех чувств, которые они испытывали в своем детстве

когда их наказывали физически. Эти воспоминания могут предотвратить побои

Но,   несмотря   на   очевидный   вред,   физические   наказания   весьма эффективны: на какое-то время ребенок становится послушным и тихим. Но только на время и пока над ним господствует страх. Очень часто родителях теряют рычаги управления ребенком в тот момент, когда он перестает их бояться.

Крик  взрослого,  направленный  на  маленького  ребенка,  не  являете безобидным сотрясанием воздуха. По сути, это то же, что физическое наказание.  Дети  дошкольного  возраста воспринимают  его  как  своеобразное словесное битье.

Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать психику дошкольника. Исключительно чувствительны к слова  девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо  учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т. д., особенно, если хвалит  


ее будут отец, дедушка или другой значимый для нее мужчина. Неосторожное слово, особенно из уст значимого мужчины,  способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой   детства,   которая   может   напоминать   о   себе   через   много   лет супружеских отношениях в форме заостренной чувствительности к слову   фразам и выражениям любимого мужчины.

Необходимо помнить, что дошкольный возраст — это период открытого   формирования   и   укрепления   у   ребенка   чувства   любви.   Понимающе  поддерживающее отношение значимого взрослого в этом возрасте являете основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.

При    взаимодействии    с    детьми    дошкольного    возраста    педагогу ;=необходимо проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными  в оценке поведения малышей.

Хвалить девочек дошкольного возраста необходимо также особым об -
разом, подбирая более сильный эмоциональный компонент: «красавица»,
«умница», «ты мой котенок» и т. п. Результаты исследований нейропсихологов  
;
Т. П. Хризмана и В. Д. Еремеевой (1998) показали, что девочки очень
эмоционально реагируют и на положительные оценки, и на отрицательные, для
них важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести на них впечатление.  
Отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать у девочек
 эмоциональный срыв. Обида буквально захватывает ребенка, и осознания неправильных моментов поведения не происходит.

Мальчикам более важно указать на то, что оценивается в их поведении
или деятельности, что вызывает недовольство или, наоборот, положительную
оценку.
        !

Чтобы увидеть разницу в восприятии мальчиками и девочками похвалы ]порицания, можно предложить детям назвать плохие, неприятные слова, то ест    те, которые им не нравятся. И наоборот — попросить назвать хорошие, добрые   приятные, позитивные слова. Эта игра «Плохие и хорошие слова» не только поможет педагогам и родителям узнать, что происходит в душе ребенка, но и подскажет какие словесные выражения лучше всего использовать для похвалы  мальчиков или девочек, поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо  остерегаться при порицании детей.

Поставить в угол, посадить на стул. Эти формы наказания служат для
временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. Применяя такие
штрафные санкции к детям, необходимо учитывать их возраст: количество
минут удаления ребенка должно быть соразмерно его возрасту. Так, если  
ребенку  4  года,   то  удаление  должно   быть  не   более  чем  на  4  минуты
Необходимо также заранее оговорить с малышом те нарушения, за которым
будет вводиться штраф.
        


Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний поощрений. Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерными. Я.Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления можно создать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».

Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста...

О наказании и поощрении детей дошкольного возраста.

Информация для воспитателей о методах наказания и поощрения детей дошкольного возраста....

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и...

О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание...