Проект «Русская изба»
проект (старшая группа) по теме

Фомичева Надежда Александровна

 

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt3.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Русская изба»

        Тип: информационный, практико-ориентированный

        По содержанию: социально-педагогический

        По числу участников: массовый

        Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

  Актуальность проблемы.

    Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.

     При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.

     Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.

      Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.

      Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.

       Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы»состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т.д.), выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности.

  Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

  Задачи проекта:

  1. Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.
  2. Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.
  3. Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства.
  4.  Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок).
  5.   Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.
  6. Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

Направление проекта:

  Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Предполагаемый результат:

  - осознанное отношение детей дошкольного возраста к русской культуре;

  - дети получают представления о внутреннем убранстве и предметах быта в избе;

  - дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи и традиции.

Программа реализации проекта: (система проектных мероприятий)

этапы

мероприятия

I.Подготовительный

Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».

Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями.

Анкетирование родителей с целью восстребованности  и аккуратности данного проекта.

II.Основной.

Цикл занятий:

  1. «Русская крестьянская изба».

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

  1. Экскурсия в «избу».

Цель: Дать понятие «красный угол».

  1. Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.

  1. Изодеятельность:

Лепка «Предметы посуды»

Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»

Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов

традиционной русской культуры.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

  1. Знакомство с художественной литературы:

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

Цель: Познакомить детей с народным фольклором.

  1. Музыкальная деятельность:

Слушание народных песен (аудиозапись).

Пение знакомых колыбельных песен.

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.

  1. Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

  1. Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки».
  2. Праздники:

«Осеннины», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».

III.Заключительный

Презентация проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская изба»

Проект «Русская изба» Информационная карта проекта1.    Полное название проекта: «Русская изба»2.    Автор проекта (Ф. И. О): Лебедева Елена Владимировна.3...

Проект «Русская изба»

Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств....

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....

Проект "Русская изба и традиции русского народа"

Для приобщения детей к русской культуре,  к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....