Коррекционные занятия
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Светлана Борисовна Бондаренко

Корркционные занятия для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционные занятия21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные занятия        

ПЕРЕСКАЖИ ТЕКСТ

Цель: учить пересказывать прочитанный текст; закрепить умение правильно называть предметы посуды; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками («с», «ш»).

Н а г л я д н ы й   м а т е р и а л. Полка с посудой – 2 сахарницы, 2 хлебницы, 2 салфетницы (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, 2 сухарницы, 2 солонки. Картина «Саша и Снеговик» (из пособия «Звучащее слово»).

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ Н. Калининой «Помощники» и задает вопросы: «Про кого этот рассказ? (Про Сашу и Алешу.) Что делали Саша и Алеша? (Они дежурили, накрывали на стол.) Что забыли сделать мальчики? (Положить ложки.) Как заканчивается этот рассказ? Кто так мог сказать: «Вот так помощники!»? (Воспитатель, родители, другие дети.)»

После повторного чтения дети пересказывают текст. Воспитатель обращает внимание на полноту передачи содержания, использование выразительных средств. После каждого пересказа воспитатель дает оценку, привлекая к этому детей: «Как рассказывал Сережа? О чем забыл сказать Миша? Правильно ли Лена закончила рассказ?»

Игра.

Организуется игра в «магазин». Здесь можно купить посуду, но для этого ребенок должен точно назвать то, что ему нужно, и объяснить, как использовать эту посуду. «Сначала посмотрим, – говорит педагог, – что продается в магазине. Это (показывает)… хлебница, это… (сахарница), это… (салфетница). Вот блюдо для печенья, у него нет другого названия. А это специальное блюдо для сухарей – … (сухарница). А вот солонка и мас… (масленка). Запомните, как звучат эти слова: «сухарница», но «солонка», «хлебница», но «масленка». Не ошибайтесь, когда будете покупать. Кто какую посуду хочет купить?»

Вывешивается картина «Саша и Снеговик». Воспитатель рассказывает: «Скучно было Снеговику одному с метлой стоять. И вдруг пришел мальчик. Как его звали, догадайтесь сами, в его имени слышался звук «ш». (Если необходимо, воспитатель подсказывает: Шура, Саша, Миша.) «Мое имя Саша, – говорит мальчик, – а твое?» «Мое – Снеговик». – «Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки!» «Согласен», – отвечает Снеговик. «Посмотри на меня и на мою одежду, – говорит Саша. – На мне надеты шапка, шуба, шарф. Послушай, как я произнесу эти слова: шшшапка, шшшуба, шшшарф. Какой звук я выделяю голосом?» Не мог Снеговик сам догадаться и попросил детей помочь ему. (Дети произносят слова протяжно выделяя звук «ш».)

Воспитатель уточняет, что Снеговик сделан из снега, что шуба у него снежная, нос тоже снежный, а в словах «снег», «снежный», «снеговик» слышится звук «с».

 

ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ

Цель: продолжать учить описывать игрушку; упражнять в образовании форм от глагола «хотеть» (хочу – хочет, хотим – хотят); закреплять правильное произношение звуков «л», «ль» в изолированном виде, в словах и фразах, учить правильно пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение). Продолжать учить определять и называть первый звук в слове; интонационно выделять заданный звук голосом, называть слова с этим звуком.

Н а г л я д н ы й  м а т е р и а л. Картинки или игрушки: лошадь, волк, лиса, козленок, белка, ослик, коза, жеребенок, котенок, медвежонок, собака. Картина, на которой изображены мама и девочка. Елка (из зеленой фланели) и игрушки на ней – шарик, пирамидка, неваляшка, матрешка, собачка, грибок; фишки или мелкие игрушки.

 Ход занятия

Воспитатель предлагает вспомнить, как гудит самолет (звук «л» произносится хором и индивидуально, особое внимание уделяется громкости и четкости его произнесения). Затем дети рассматривают игрушки, называют их, вслушиваясь в звучание слов.

Педагог ставит на стол картонный или деревянный дом. Говорит: «Это зоопарк. На машине подвезли много разных животных. Но зоопарк не велик, всем не уместиться, поэтому в нем поселятся лишь те животные, в названии которых есть звук «л» или «ль». Можно ослику войти в зоопарк? Почему? Кто произнесет название игрушки так, чтобы ясно слышался звук «ль»? А теперь посмотрите на ослика и скажите, какой он?» (Дети рассказывают, какой он величины, цвета, какие у него ушки, хвостик и т. п.)

Аналогично рассматривается и описывается каждое животное. Те из них, которые в своем названии не имеют звука «л» или «ль», «уезжают» в другой зоопарк.

Воспитатель загадывает загадку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост – колечком». (Дети отгадывают, показывают собачку, вместе со взрослым уточняют, что в ее названии нет звука «л». Решают подобрать ей кличку с этим звуком. (Все предлагаемые клички произносятся четко, нарочито растянуто, чтобы слышался каждый звук, – Жжууччкаа, Ллааййкаа…)

Педагог показывает картинку, на которой изображены мама и девочка. Говорит: «Эту девочку зовут Мила. Повторите, как ее зовут. Кого моет мама? Чем мама моет Милу? (Показывает мыло.) Мама Милу моет мылом (интонацией подчеркивается слово «мыло»)».

Затем воспитатель спрашивает: «Мама Милу моет мылом?» Дети отвечают утвердительно. После этого дается задание: один ребенок произносит чистоговорку в вопросительной форме, а другой отвечает в утвердительной (выделяя слово «мыло).

Игра.

Занятие продолжается. Организуется игра, цель которой побудить детей образовывать различные формы от глагола «хотеть». Воспитатель объясняет: «Каждый из вас спросит у своего товарища, что он хочет делать: похлопать в ладоши, попрыгать, поскакать на одной ножке и т. д. Например: «Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь? (Хочу.) Кто еще хочет похлопать? Давайте скажем о своем желании все вместе: «Мы хотим похлопать в ладоши». А что хочешь сделать ты, Валя? (Покататься на велосипеде.) Кто еще хочет покататься? (Тамара и Сережа.) Скажите вместе, что вы хотите делать. («Мы хотим кататься на велосипеде».)»

Воспитатель показывает елку и говорит: «Для этой елки у меня есть игрушки. Но повесить их на елку сможет только тот, кто правильно назовет игрушку и громко выделит первый звук. Дети поочередно подходят к елке и выполняют задание. Ответ ребенка оценивается воспитателем и остальными детьми.

После того как названы все игрушки, дети отгадывают загадки: «Какое слово начинается со звука «г»? (Грибок.) Какой первый звук в слове «пирамидка»? («Пь».) Какой первый звук в слове «неваляшка»? («Нь».) Какое слово начинается со звука «ш»? (Шарик.)»

Воспитатель произносит слова, которые начинаются со звука «м» (мама, морковь, мороженое, море, мука, макароны), и предлагает детям тоже вспомнить слова, начинающиеся со звука «м». Когда будет названо 10–12 слов, задание меняется: дети вспоминают слова, которые начинаются со звука «мь» (милиция, мина, мясорубка, мир, метка и т. д.). За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку (игрушку). В конце игры определяются победители, назвавшие больше всех слов.

СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ

Цель: учить детей составлять небольшой рассказ по картине «Кошка с котятами» (о событиях, предшествующих изображенным на картине, их связи с сюжетом); находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; дифференцировать их на слух; произносить протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное слово, быстро и громко произносить его.

Н а г л я д н ы й  м а т е р и а л. Картина «Кошка с котятами», игрушечный котенок.

 Ход занятия

Воспитатель вывешивает на стенде картину «Кошка с котятами» и спрашивает: «Как называется эта картина? (При необходимости педагог помогает детям, дает правильное название картины – «Кошка с котятами».)

Расскажите о кошке. Какая она? (Большая, пушистая.)

Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? Чем отличаются котята? (Один – рыжий, другой – черный, третий – пестрый.) Правильно. Они отличаются цветом, разной окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок? (Один играет с клубком, другой спит, третий лакает молоко.)

Чем похожи все котята? (Они все маленькие, одинаковые по величине.)

Котята очень разные, хотя и похожи. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок. (Дети придумывают клички, объясняют свой выбор.)

Котенок (воспитатель называет кличку) играет. Как еще можно сказать про него? Что он делает? (Резвится, прыгает, катает клубок.)

Котенок (называет кличку) спит. Как еще можно сказать, что он делает? (Лежит, закрыл глаза, мурлычет.)

А этот котенок (называет кличку) лакает молоко. Как сказать по-другому, что он делает? (Пьет, ест, наклонил голову.)

Как вы думаете, кто оставил здесь корзинку с нитками? Расскажите: что произошло дальше?»

Воспитатель вызывает двух детей, предлагает им договориться, кто начнет, а кто закончит рассказ. Если дети испытывают затруднение, педагог сам начинает рассказ – первые три предложения. Если дети не могут продолжить, то дает весь рассказ.

«Однажды бабушка поставила корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка с тремя котятами. Все котята были такие разные! (Черный котенок спал около мамы, пестрый лакал молоко, а рыжий – самый озорной – прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все нитки запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала.)»

Задание выполняют две-три группы детей.

Игра (по усмотрению воспитателя).

Педагог протяжно произносит звук «с». Предлагает повторить индивидуально.

Аналогично проводится работа со звуком «з».

Затем воспитатель организует игру «Комары и осы». Объясняет ее содержание: «Комары звенят: «ззз», а осы ползают около банки с вареньем и поют свою песенку: «ссс». Когда услышите перенку комара (звук «з»), покашите крылышками; когда услышите песенку осы (звук «с»), покажите пальцами, как она ползает». Игра повторяется несколько раз. Сначала воспитатель произносит эти звуки протяжно, потом в обычном и ускоренном темпе.

Проводится игра «Эхо». Воспитатель произносит звук, а ребенок, на которого он указывает, должен повторить этот звук точно так же, только чуть-чуть потише, как настоящее эхо.

Воспитатель берет игрушечного котенка и от его имени обращается к детям: «Встаньте в круг. Каждый из вас должен громка и четко назвать какое-нибудь слово и при этом передать меня рядом стоящему товарищу. Тот назовет свое слово и тоже передаст меня стоящему рядом. Кто не сумеет быстро назвать слово или повторить уже названное, выходит их круга».

Воспитатель следит, чтобы все дети назвали разные слова, произнесли их громко и отчетливо. Слова, неясно звучащие, предлагает повторить.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

Цель: учить составлять рассказ; самостоятельно соотносить описание людей с их изображением; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» («ль»), «р» («рь») в изолированном виде и в словах; учить выделять их фраз слова, включающие эти звуки.

Н а г л я д н ы й   м а т е р и а л. Сказка У. Дисней «Белоснежка и семь гномов».

Ход занятия

Воспитатель: «Сегодня вы будете учиться произносить звуки «р» и «л». Повторите, какие звуки? (Групповые и индивидуальные ответы.)

Когда вы произносите звук «л», то кончик языка упирается в верхние зубы. Я буду называть слоги. Если услышите звук «л» – хлопните в ладоши. Если услышите звук «р» – поднимите руки: ла, ва, на, ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т. д.»

Педагог загадывает несколько з а г а д о к:

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, слезы проливает.

«Почему вы думаете, что это лук? Какой звук слышится в слове «лук» – «л» или «р»?»

Начинает он копать,

Заменяет сто лопат.

«Почему вы думаете, что это экскаватор? Какой звук слышится в этом слове – «л» или «р»? Произнесите слово так, чтобы в нем четко слышался звук «р».

Стоят в поле две сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

«Почему вы думаете, что это ромашки? Какой звук слышится в этом слове – «л» или «р»? Произнесите слово так, чтобы в нем четко слышался звук «р».

Аналогично отгадываются и другие з а г а д к и:

От дома начинается

У дома и кончается.

(Дорога.)

Вот так дом – одно окно,

Каждый день в окне кино.

(Телевизор.)

Следующее задание: «Вспомните и назовите имена мальчиков и девочек, в которых есть звук «л» («р»). Какой первый звук слышится в имени «Рома»? Произнесите слово так, чтобы ясно слышался звук «р» («л»)». (Дети могут назвать имена и со звуками «ль», «рь», например «Рита», «Оля». Эти ответы тоже считаются правильными, если звуки произносятся четко и ясно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста 1г-2г. Тема занятия: « Дом для медведей».

Учить подбирать предметы  по величине большой, маленький.Учить различать предметы (стол, стул, тарелка, ложка). Обогащать пассивный словарь детей прилагательными (большой, маленький, красивый).Ак...

Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стал заметным рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличиваетс...

Конспект коррекционного занятия «Зимующие птицы», для занятия с детьми с ЗПР

Задачи:Коррекционно-образовательные:- Познакомить детей с названиями зимующих птиц, рассказать об их строении;- Уточнить и расширить знания детей о рационе питания птиц;- Учить называть обоб...

Конспект занятия по физическому развитию Коррекционное занятие (профилактика плоскостопия) «О здоровье всерьез»

Цель. Формирование правильной стопы.Задачи. Создание положительного эмоционального настроя, формирование интереса и желания выполнять коррекционные упражнения. Укрепление мышечно связочного аппарата с...

Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА

У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходи...