Главные вкладки

    Формирование математических представлений у детей с ЗПР в игровой деятельности.
    статья по теме

    Арнаутова Людмила Викторовна

    Математическое развитие выступает в качестве особого «ключа» к освоению свойственных возрасту видов деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Для овладения математическими представлениями в дошкольном возрасте наибольшее значение имеют предметно-практическая, игровая, познавательная и элементарная учебная деятельности (Л.А. Венгер, З.А.Михайлова, А.А. Смоленцева, А.А.Столяр, Л.И. Тихонова). В исследованиях отмечается и обратная связь —математическая деятельность, обладающая пластичностью, способствует формированию различных видов деятельности. Это делает ее значимой для целостного развития ребенка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematika_v_igre.docx22.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Арнаутова Людмила Викторовна,

    учитель-дефектолог

    МБДОУ детский сад №20 «Дельфин» г. Саяногорск

    Формирование математических представлений  у детей с  ЗПР в игровой деятельности.

    Актуальность. В каждый период общественного развития существует определенная модель культурного человека, соответствующая социально-экономическим и ментальным требованиям общества. Именно они определяют подходы к построению педагогических систем образования подрастающих поколений в ту или иную историческую эпоху.

    Современные системы образования, в том числе и дошкольного, отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм и содержания. Дошкольное образование, являясь начальным звеном непрерывного образования, направлено на обеспечение условий для самореализации ребенка, его социализации. Математическому образованию в этом процессе отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым областям знаний человека (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Н.И. Непомнящая и др.). Математические знания служат средством интеллектуального развития ребенка (А.А. Зак, З.А.Михайлова), его познавательных и творческих способностей. В ходе математического развития у детей формируются социально опосредованные психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

    Математическое развитие выступает в качестве особого «ключа» к освоению свойственных возрасту видов деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Для овладения математическими представлениями в дошкольном возрасте наибольшее значение имеют предметно-практическая, игровая, познавательная и элементарная учебная деятельности (Л.А. Венгер, З.А.Михайлова, А.А. Смоленцева, А.А.Столяр, Л.И. Тихонова). В исследованиях отмечается и обратная связь —математическая деятельность, обладающая пластичностью, способствует формированию различных видов деятельности. Это делает ее значимой для целостного развития ребенка.

    В настоящее время и теоретически, и экспериментально доказана не только возможность, но и необходимость раннего ознакомления детей с логикой математики. Это позволяет уже в дошкольном возрасте организовать работу по формированию знаково-символической способности как инструментария мыслительной деятельности. Поэтому математическое образование имеет такое большое значение для целостного, в том числе когнитивного, развития детей.

    Среди детей дошкольного возраста значительное место занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). Для современных теории и практики специальной педагогики и психологии характерно глубокое и всестороннее изучение своеобразия познавательной деятельности и речевого развития детей с ЗПР. У детей с ЗПР не сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к математической деятельности; наряду с общими , у них существуют и особые образовательные потребности (С.Г. Шевченко, С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, Н.Ю Борякова, Л.И. Переслени и др.). Поэтому в процессе обучения таких детей необходимо решать задачи целостного развития и коррекции как первичных, так и вторичных нарушений, используя для этого специфические средства и методы. Вместе с тем в специальной педагогике до сих пор нет целостного научного взгляда на процесс математического образования дошкольников с ЗПР, отсутствует научно обоснованная модель их математического образования.

    Таким образом, проблема исследования требует принципиально иного подхода к изучению сущности математического развития ребенка с ЗПР в период дошкольного детства, позволяющего определить его диагностические показатели и создать интегративную модель его математического образования. Это, в свою очередь, вызывает необходимость теоретического и экспериментального обоснования целей, принципов, методов, содержания, организационных форм коррекционно-развивающей работы, основанной на интеграции разных видов детской деятельности и речи с учетом психологической структуры процесса овладения математикой, индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей с ЗПР. Реализация научно обоснованных целей и принципов коррекционно-развивающего воздействия обеспечит построение педагогической системы математического образования данной категории дошкольников в рамках интегративной модели.

    На начальном этапе нашей работы мы провели диагностическое обследование детей нашей группы (средняя группа 4-5лет): особые трудности дети испытывали при овладении представлениями о величине, не выделяли и не обозначали отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Дети не могли выделить часть и целое объекта, определить количество предметов, с трудом определяли форму. Практически отсутствовало пространственно-временное ориентирование.

    В своей работе мы за основу приняли комплексный характер формирования элементарных математических представлений, в котором   многообразие форм процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, обеспечивает системный характер формируемых знаний, умений и навыков и  предполагает организацию развивающей среды.

    Комплексный подход включает в себя следующие компоненты: 

    Комплексный подход предполагает формирование элементарных математических представлений в тесной связи с обучением другим видам деятельности (развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, изобразительная, конструктивная, трудовая и игровая деятельность).

    Формирование элементарных математических представлений осуществляется:

    В повседневной жизни, когда педагог вовлекает детей в коллективную деятельность с математическим содержанием, в общение друг с другом, стимулирует выражение радости от достигнутых результатов, оказывает им помощь (в известных пределах) и т. д.

    В специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений; на овладение средствами взаимодействия. В сюжетно-дидактических и театрализованных играх (режиссерских играх и играх-драматизациях), где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений является целью и средством деятельности.

    В рисовании, лепке, конструировании, хозяйственно-бытовом труде при наполнении их элементарным математическим содержанием.

    В специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений.

    В комплексных игровых занятиях, где одновременно используются вербальный, графический и образно-двигательный знаки для выражения одного содержания.

    В работе по развитию речи (обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов «из личного опыта», рассказыванию текста арифметических задач, сочинению текста с элементарным математическим содержанием при выполнении роли в сюжетно-дидактических и театрализованных играх и пр.).

    На первом этапе с детьми проводили  игры с природным и бросовым материалом, с бумагой и тканью, игры на сенсорное развитие, двигательные игры, игры с предметами-орудиями и образными игрушками, конструктивные игры, театрализованные игры. На этом этапе базовыми для математического развития являлись формирование представлений о себе и окружающем пространстве, физическое и музыкальное воспитание, труд, игра, которые позволяли детям прежде всего освоить элементарные пространственно-величинные представления.

    На втором  этапе ( старшая группа 5-6 лет) наибольшее внимание уделяли дидактическим, сюжетно-дидактическим, театрализованным играм и разнообразным игровым упражнениям с математическим содержанием: игры с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями. Наибольший эффект получили комплексные занятия, которые объединялись  единой сюжетной темой. В процессе такого занятия решается широкий круг задач, которые не исчерпываются формированием, к примеру, только количественных, временных или пространственных представлений, а предполагают также развитие речи, знаний о себе и окружающем мире или обучение конструированию. Комплексное занятие соединяется единой логической цепочкой, представляющей собой игровую сюжетную линию, основанную на каком-либо интересном для детей литературном произведении, театральном действии и т. п.

    На третьем  этапе(подготовительная группа 6-7лет) обучения  продолжается формирование элементарных математических представлений на комплексной основе с развитием самых разнообразных видов деятельности. Поэтому  большое внимание уделяем дидактическим играм и разнообразным игровым упражнениями с математическим содержанием: игры с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями, многофункциональные дидактические игры. Таким образом, сейчас игровая, трудовая,  конструктивная и изобразительная деятельность детей направлена на расширение, уточнение и закрепление элементарных математических представлений.

    Таким образом, в процессе реализуемых нами методов, приемов  по формированию математических представлений мы решаем широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач и обеспечиваем  ребенку максимально доступный ему объем знаний, стимулируем  поступательное интеллектуальное и эмоциональное развитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нетрадиционные формы работы с семьей, как средство формирования активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей»

    О создании семейного клуба, как нетрадиционной форме взаимодействия родителей и дошкольного учреждения...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

    Как через кружковую деятельность формировать мтематические представления у детей....

    Опыт работ .Тема: «Формирование правовой культуры детей средствами учебно- игровой деятельности»

    Тема: «Формирование правовой культуры детей средствами учебно-игровой деятельности»                Квалифика...

    Формирование познавательно-математических представлений у дошкольников через игровую деятельность

    Инновационный педагогический опытПо теме:                        « Формирование...

    Описание опыта. Тема : «Формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний....

    Формирование математических представлений у дошкольников через игровую деятельность.

    Советы родителям. Формирование математических представлений у дошкольников через игровую деятельность....