Главные вкладки

    Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Мякишева Ольга Викторовна

    Уточнить представления детей  о свойствах воды: прозрачная,  бесцветная, без запаха,  вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.  Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодной.

        Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon эксперементирование55 КБ

    Предварительный просмотр:

                                НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТАЛЬНОСТЬ  

                                      ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО  НАПРАВЛЕНИЯ

                                         ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЯ

    Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.

    ЦЕЛЬ: подвести детей к формулировке проблемы, анализу ситуации, планирования эксперимента.

        ЗАДАЧИ:  уточнить представления детей  о свойствах воды: прозрачная,  бесцветная, без запаха,  вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.  Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодной.

        Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.

         Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды.

          Активизировать речь словами:  жидкость, моря, океаны,  родник,  колодец,  град,  фильтр, краситель.

          Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.

          МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, песочные часы.  Алгоритм выполнения опыта  « Соломинка, пипетка» :  клеёнка, стакан с водой, чайная ложка, пипетка, соломинка для коктейля,  речной песок, сахарный песок, пищевой краситель, мука, масло  подсолнечное, вата, марля.

          ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций о воде, прослушивание диска «Звуки природы», беседа с детьми: «Вода в жизни растений, животных,  и людей», настольные игры о воде.

             ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Воспитатель приглашает  детей  подойти к себе и встать в кружок.

    (Дети подходят.)

    Воспитатель:  Сегодня утром , когда я шла к вам в детский садик, я встретила снеговика. Посмотрите, какой он маленький. Снеговик  очень просил меня взять его с собой, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Вот  он постоит на столе и посмотрит  на вас.

    А вы ребята проходите и садитесь на стульчики.

                 А чтобы вы поняли , о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:

                              Если руки ваши в ваксе

                              Если на нос сели кляксы

                              Кто тогда нам первый друг?

                              Снимет грязь с лица и рук?

                              Без чего не может мама

                              Ни готовить, ни стирать?                

                              Без чего мы скажем прямо,

                              Человеку умирать?

                              Чтобы лился дождик с неба,

                              Чтоб росли колосья хлеба

                              Чтобы плыли корабли,

                              Чтобы не было беды-

                              Жить нельзя нам без…

                                       (Дети: воды)

    Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

    -  Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?

    Дети: Вода нужна, чтобы умываться, пить, купаться. Она нужна людям, растениям, животным. Реки, моря, дождик – это тоже вода.

     Воспитатель:   Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут.

    Животные пьют воду, а некоторые, например,  рыбы  в ней живут.

         Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.

        Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под  землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы  и из глубины подымают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник.

       Вода есть и на небе.  Ребята, а где вода на небе?

    Дети: Облака, тучки. Вода на небе в виде облаков - это дождик, а когда холодно вода замерзает и получается снег или град.

     Воспитатель: Правильно.  Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды. Где можно услышать? (фонограмма: море, дождь, водопад).

       А сейчас я хочу пригласить вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой.

                                                   Есть ли запах у воды?

                                                   (Дети: нет)

                                                   А какой  у воды цвет?

                                                   Красный или голубой?

                                                   Синий или  золотой?

                                                   Кто даст правильный ответ?

                                                   У воды и цвета нет!

                                                   Тем вода приметна,

                                                   Что совсем …

                                                   (Дети: бесцветна).

      А какие ещё свойства воды мы  с вами  установили с помощью опытов на прошлых занятиях?

    Дети:  У воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная.  Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.

    Воспитатель:  Перед  тем, как  начать работу,  ребята, давайте вспомним с вами  правила работы: можно ли  пробовать вещества на вкус?

    Дети: Нет

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Есть опасность отравиться.

    Воспитатель:  Можно ли нюхать?

    Дети: Можно, только  осторожно направляя запах ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими  и можно  обжечь дыхательные пути.

      Воспитатель:  Ребята, а вы дома чай пьёте? А как мама вам его делает?

    Дети:  Да, пьём из заварки и сахара.

    Воспитатель: Правильно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез. Куда он делся?

    Дети:  растворился в воде.

    Воспитатель:   Вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете какие, назовите?

    Дети: Сахар, акварель.

    Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде?

       Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? (Дети: вода прозрачная, бесцветная, холодная, без запаха).

      Правильно. Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Дети: сахара не видно).

      Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной.

      Давайте попробуем растворить другой песок, какой песок вы ещё знаете?

    Дети: Песок из песочницы, песок около речки.

      Воспитатель:  Это речной песок. Он бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите  речной песок  в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?

      Дети: вода стала грязная, мутна, серого цвета.

      Воспитатель: Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно. Речной песок в воде не растворяется.

    Воспитатель:  А давайте попробуем эту грязную воду очистить, как вы думаете, что можно сделать?

    Дети: пропустить через вату.

     Воспитатель:  Давайте попробуем  очистить эту воду с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная  фильтрованная  бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать.

      Возьмите вату, положите её на горлышко бутылки и потихоньку перелейте воду с песком  в эту бутылку. Что получилось?

     Дети: Грязь и песок остались на вате.  Вода стала  чище.

      Воспитатель: Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде.

      Вот у вас  на столе лежит пакетик с красителем. Когда и для чего мы его используем? (Дети: красим яйца).

       Правильно, на пасху красим яйца. Давайте положим чуть-чуть красителя в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось?

      Дети: Вода стала красной, синей, зелёной…

      Воспитатель:  Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краситель красный и вода  стала красного цвета, а за этим синий и вода стала синего цвета. Значит,  краска растворилась и покрасила воду.  Вода стала красного и синего цвета. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится?

     Возьмите фильтр (вату или марлю) и эту воду, которую вы покрасили пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало?

    Дети:  вата стала красного, синего, розового цвета.

    Воспитатель: Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краситель растворился в воде.

    -В маленьком стаканчике  какая - то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте,  что это?

    Дети: это масло подсолнечное.

     Воспитатель:  Молодцы,  правильно.  Это масло подсолнечное. Давайте посмотрим,  растворится ли оно в воде. Возьмите каплю масла и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?

    Дети:  Капли масла остались на воде. Да, масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.

     Теперь мы его попробуем отфильтровать. Что дл этого мы должны сделать?

    Дети: возьмём пустую бутылку, положим туда фильтр и будем пропускать воду с маслом.

       Что же у нас получилось?

    Дети: масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной.

     Вода хорошо отфильтровалась, следы масла  хорошо видны на фильтре.

    -Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за белый порошок  лежит у вас?

    Дети: мука, сода.

    Воспитатель:  Потрогайте его. Да это мука, давайте растворим её.  Хорошенько помешайте ложкой, подождите. Посмотрите, что у нас получилось?

       Дети: Вода мутная.

    Воспитатель:  Правильно.  Вода в стакане стала мутной. Мука растворилась в воде. Теперь попробуем очистить воду. Перельём  воду через фильтр в другой стакан. Что мы видим?

    Дети:  Вода почти чистая, на фильтре остался осадок.

    Воспитатель: Да, вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре. Только совсем маленькие частицы проскользнули  сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.

       -Ребята, а где же наш гость снеговик? Мы совсем про него забыли. (Смотрят на снеговика, а он совсем растаял и превратился  в лужу воды) . Видите ребята, можно сделать вывод, что снег это тоже вода, только в замёршем состоянии. Вот он растаял и превратился в воду. Давайте попробуем её профильтровать. Посмотрите на фильтр, какой он?

    Дети: фильтр грязный.

       На вате остались частички грязи. Значит снег, из которого  мы слепили снеговика был грязный. Поэтому, нельзя есть снег и сосать сосульки.  Давайте подведём итоги: о чём мы сегодня с вами говорили? Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?

    Дети:  говорили о воде. Растворяются: сахар, краситель, мука. Не растворяются:  речной песок, подсолнечное масло.

     Воспитатель:  Молодцы, всё правильно. С помощью чего вы это узнали?

    Дети: с помощью фильтра.

    Воспитатель:  Когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними  растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится, но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.

      -А теперь давайте поиграем. На моём столе стоит банка с водой. Вам надо с помощью пипетки перенести воду в пустой стакан, который стоит на вашем столе. Переносить воду надо по одному человеку, друг за другом, аккуратно, не разливая воду. Какой стол больше и быстрее перенесёт воды, те и победили. Раз , два, три начало игры! (Дети играют в игру).

      Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и хорошо отдохнули, всем спасибо! А теперь можете быть свободными и заняться своими делами.

       

     

     

                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

    Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...

    Вода – растворитель. Очищение воды.

    Данный материал поможет детям убедиться в том, что вещества в воде не исчезают, а растворяются....

    Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка»

    Цель занятия:-закрепить знания у детей о свойствах различных предметов: воды, камня, песка;-формировать интерес к экспериментальной деятельности;-развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движ...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе с элементами экспериментирования на тему«Путешествие в мир воды»

    Знакомство со свойствами воды, значимость воды в природе и жизни человека. Обучение бережному отношению к воде....

    Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Чудесные свойства воды»

    Занятие направлено на формирование представлений детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

    Конспект занятия по экспериментированию на тему: Свойства воды при помещении в неё предметов из различных материалов.

    Данное занятие направлено на объяснение детям такого свойства воды как выталкивание. Почему предметы разные по весу, но одинаковые по размеру выталкивают одинаковое количество воды....