Откуда азбука пришла?
проект (подготовительная группа) по теме

Проект «Откуда азбука пришла»?

    В 2013 году исполняется 1150 лет со дня возникновения славянской письменности на Руси. Это значимое событие в истории Русского государства и в развитии культуры нашего народа. Воспитание гражданина не может быть успешным без познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры, которая создавалась предшествующими поколениями. Поэтому мы считаем, что детей с ранних лет необходимо приобщать к родной культуре, поддержания их познавательной инициативы лучше реализуется в проектной деятельности как части образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_azbuka_prishla.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Откуда азбука пришла»?

    В 2013 году исполняется 1150 лет со дня возникновения славянской письменности на Руси. Это значимое событие в истории Русского государства и в развитии культуры нашего народа. Воспитание гражданина не может быть успешным без познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры, которая создавалась предшествующими поколениями. Поэтому мы считаем, что детей с ранних лет необходимо приобщать к родной культуре, поддержания их познавательной инициативы лучше реализуется в проектной деятельности как части образовательного процесса.

    Проект – совместно творческая работа решаемая конкретную проблему в ходе разнообразной исследовательской деятельности,  результат который с обобщается и систематизируется, закрепляется культурно- досуговой деятельности.  Я расматриваю проектную деятельность как личностный-ориентированное вариативное обучение,  направленное на развитее творчества, его коммуникативных умений, навыков поисковоиследовательской деятельности в процессе сотрудничества который обхватывает образовательные области, режимные процессы игры и  труд и др.  В педагогическом процессе в детском саду «Югорка»  широко используется метод проекта – один из видов совместной деятельности педагогов и родителей.  Проект «От куда азбука пришла» позволил мне познакомить детей с культурой как неотъемлемой частью  истории, образом жизни наших предков в до письменный период; при этом я опиралась на народный календарь  взяла сведения из разных областей знаний  согласно Федеральным государственным требованиям.

  С целью расширения кругозора детей  и мотивации на поисково-позновательную деятельность, развития активности, инициативы, самостоятельности обсуждалась тема «Откуда азбука пришла?» Которая позволила сформулировать проблему познавательной деятельности с привлечением к ее реализации детей и их родителей.

  Работа над  проектом включала разные виды детской деятельности, связь с социумом, сотрудничество с родителями определение участников:,  дети, педагоги, родители. Разработка проекта проходила в несколько этапов:

- Подготовительный – Обсуждение плана мероприятий в связи с юбилейной датой, сбор информации по теме.

- Основной – Обогащение знаний детей в процессе оброзовательной деятельности, в ходе режимных маментов, самостоятельной деятельности при  в заимодействии с родителями.

- Заключительный – Показ видео материалов, презентация проекта.

Совместная деятельность с социумом

  • Взаимодействие с краеведческим музеем, школой искусств, библиотекой,экскурсия  книжный магазин.

Ожидаемый результат проекта «Откуда азбука пришла?» Сближение  и взаимодействие детей друг с другом ,применение полученных знаний в процессе совместной и самостоятельной деятельности, развитие их творческого потенциала .

Цель проекта «Откуда азбука пришла?» Расширять образовательное пространство и формировать целостную картину мира, что способствует духовно-нравственному  воспитанию,  развитию личности, осозноному принятию духовных традиций и ценности народа; вызвать интерес к прошлому народа  на основе конкретных исторических событий, в том числе возникновение письменности на Руси, сыгравши большую роль в просвящении народа.

Задачи проекта «Откуда азбука пришла?»

            Приобщать к русской культуре; пробуждать интерес к прошлому народа; развивать чувство сопричастности к Родине; расширять кругозор на основе знакомства с древними памятниками письменности - берестяными грамотами; знакомить с известными людьми (просветители Кирилл и Мифодий, книгопечатник Иван Федоров); развивать потребность в приобретении знаний о культуре государства; воспитывать умение отражать впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная деятельность с социумом:

  • Взаимодействие с краеведческим музеем, школой исскуств, библиотекой

  Деятельность старшего воспитателя:

  • Обсуждение плана мероприятий в связи с юбилейной датой.
  • Воспитание бережного отношения к памятным датам.
  • Обогащение знаний педагогов об истории возникновения письменности на Руси.
  • Консультации для педагогов «Роль письменности в просвещении народа».
  • Литературные чтения и презентации, посвященные русской азбуке.
  • Оформление в группах уголков книг.
  • Подбор литературы, наглядного материала, составление познавательных рассказов для детей, разработка планов бесед с детьми о народных мастерах, талантливых людях города и края ( материал из местной печати).
  • Экскурсии в краеведческий музей, библиотеку, книжный магазин.

Совместная деятельность педагога и детей по реализации проекта

Познавательная деятельность:

  • Рассказы педагога «Славяне – наши предки», «Культура Древней Руси» (цель - дать представление о жизни славян, культуре и традициях народа, их самобытности, языческих обычаях и обрядах, народном календаре, поклонении древнего человека природе, труду).
  • Исторические путешествия во времени «Предметное письмо», «Иероглифы», «Берестяные грамоты» (познакомить с общением людей в дописьменный период на Руси).
  • Просмотр и обсуждении мультимедийного материала о просветителях Кирилле и Мифодии, показ слайд-шоу.
  •  Рассказывание преданий, пословиц, сказаний, былин, знакомство с устным народным творчеством как со сведениями об окружающем, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста в дописьменный период.
  • Заучивание стихотворений: «Первая книга» С.Маршака, «Слова и буквы» С. Михалкова и др., пословиц и поговорок о грамотности, родной земле.
  • Рассматривание альбомов наскальных рисунков, изображений первобытных людей.
  • Интегрирование занятия: «Родное слово», «Кто придумал алфавит?», «Письменность и книга».
  • Образование ситуации, включающие обучение и игру «Что было бы, если бы если бы  не было азбуки?»
  • Подготовка выставки книг, фотоальбомов, детского творчества.
  • Викторина «Что я знаю о письменности?», конкурсы «Пословица недаром молвится», «Книга - лучший друг».
  • Проведение книжного базара.

Игровая деятельность:

  • Сюжетно – ролевая игра «Первобытные люди».
  • Игры – путешествия «Древняя Русь», «От куда азбука пришла
  • Развивающие игры «Чем похожи слова?», «Как ты понимаешь?» (объясни пословицу), «Кто быстрее произнесет скороговорку?», «Покажи знаком!», «Расскажи руками!».
  • Игры – драматизации сказок разных народов.
  • Игры – диалоги «Оживи алфавит!», «Наша азбука».
  • Игры «Семафорная азбука», «Сигнальщик», «Эхо», «Через стекло» (общение с помощью рук, мимики, жестов).
  • Творческая игра «Развитие письма» (передача сообщений с помощью схем-рисунков, вещественных знаков, жестов, моделирование игровых ситуаций)

Музыкальная деятельность:

  • Концерт для малышей «Книжки – малышки».
  • Слушание песен о Родине, классической музыки.
  • Развлечения «Традиции русского народа», «Ярмарка игр».
  • Праздник родного языка «От считалки до азбуки».
  • Праздник книги.
  • Музыкально – литературный вечер «Русь-матушка».
  • Праздник славянской письменности.

Самостоятельная деятельность детей, продуктивная деятельность:

  • Сочинение сказочных историй.
  • Эксперименты со словом (путаницы, небылицы).
  • Печатание букв, рисование букв кириллицы, иллюстраций к художественным произведениям.
  • Игры-эксперименты с бумагой, изготовление бумажных игрушек, книжек-самоделок, поделок-оригами.
  • Самостоятельная деятельность в уголке книги.
  • Создание музея рукописной книги.

План работы с родителями:

  • Встречи с родителями, беседы, анкетирование родителей по теме проекта.
  • Оформление информационных стендов, памяток, советов для родителей.
  • Вовлечение родителей в поисково-познавательную деятельность по сбору наглядного и познавательного материала по письменности: побор загадок, пословиц, стихотворений, домашнее задания.
  • Консультация на тему «Возникновение письменности на Руси, ее роль в просвещении народа».
  • Семейные маршруты выходного дня: посещение краеведческого музея, библиотеки, книжного магазина.
  • Привлечение родителей к проведению групповых совместных мероприятий и экскурсий.
  • Создание с родителями видеоматериалов, фотогазет.
  • Организация библиотеки для родителей по теме (справочная литература).
  • Конкурс совместных работ детей и родителей на лучшую газету, на лучший коллаж.

Далее приводятся конспекты некоторых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста по проекту «Славянские встречи».

«Родное слово»

Интегрированное занятие

            Цель: Донести до детей мысль, что ценностью русского народа является его язык как духовная культура народа, которая складывалась на протяжении многих лет; учить видеть связь времен (от устного народного творчества до развития письма); закрепить знание и использование особенностей выразительных средств родного языка (образность, поэтичность, точность и т.д.); воспитывать культуру речевого общения.

            Предварительная работа. Ознакомление со сказками разных народов, показ родства народов, связанных в древности единым языком; драматизация сказок (на усмотрение педагога и детей); продуктивная деятельность.

Последовательность работы: 

            Ведущий: Какие вы знаете потешк, пословицы, сказки, считалки, загадки? (Чтение детьми произведений фольклора.) Это богатство родного языка формировалось на протяжении многих лет и дошло до наших дней. Раньше, когда люди не умели писать и читать, знания об окружающем передовались из поколения в поколение, из уст в уста в форме песен, сказок, преданий, сказаний. Творчество народа было средством общения. Сыграем в игру «Иностранец»? Представим, что в Россию приехал гость из другой страны. Он не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Пообщайтесь с ним, покажите свои игрушки. (Цель – убедить детей, что язык необходим для общения.) А как вы сейчас приобретаете знания? (Ответы.)

           Инсценирование обрядного творчества народа ( по желанию детей).

           Ведущий: Наш язык состоит из звуков речи, которые образуют слова. Тайна языка скрыта в словах. Проводятся игры «Волшебные слова» (найти слово-секрет), «Слово на ладошке» (поиск слов).

          Ведущий: Русский язык является родным не только для русского народа, но и для других народов, которые проживают в нашей стране. Мы выражаем свои мысли и чувства словами, люди общаются друг с другом с помощью речи – это умение говорить. Есть такое выражение «Дар речи»; как вы его понимаете? (Суждения детей.) Какие вы знаете образные выражения речи? (Сравнения, эпитеты.) Значит, наша речь состоит из слов, а слова имеют большую силу. Послушайте пословицу: «Слово ранит, слово лечит». Да, грубым словом можно обидеть человека, а добрым – обрадовать. Речь бывает устная и письменная. С помощью устной речи мы друг с другом разговариваем. Письменная речь – это запись звуков буквами. Писатели нашей страны помогают сохранить язык. Считается, что русский язык великий. В сказке А.С. Пушкина есть такие слова «… а как речь-то говорит, словно реченька журчит …». (Из «Сказки о царе Солтане…».) Наша речь образная, поэтичная, напевная, музыкальная. А еще наша речь точная, меткая. Запомните: чем лучше занешь родной язык, тем живее речь и выше культура слова.

«Путешествия во времени»

(проводится в нерегламентированное время, цикл путешествий «Предметное письмо», «Иероглифы», «Берестяные грамоты»)

             Цель: познакомить с древними способами общения людей, с разными способами передачи информации до появления письменности; убедить в трудности использования данных видов послания (письма) на расстоянии; вызвать интерес к прошлому, к познанию истории письма.

                                     

Последовательность работы

             Ведущий: В древности люди не умели писать, читать, не было алфавита, и им приходилось общаться разными способами. Вначале люди общались с помощью жестов и звуков. Представьте, что вы древние люди, и с помощью рук, мимики, жестов, звуков передайте следующие ситуации: «Хочу пить», «мне холодно», «болит зуб» и т.д. (игра «Через стекло»). В древности люди использовали язык сигналов, знаков: например, камень у входа означал «Не входить!»; дым костров разной высоты предупреждал об опасности; сломанные ветви деревьев обозначали путь охотника и др. Давай придумаем свой язык сигналов для ситуаций: «Не надо ссориться!», «Давай дружить!». (Выполняют). Древние люди общались с помощью различных предметов, но так можно общаться, если люди находятся рядом друг с другом. Как можно сообщить нужную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (Высказывания детей.)

              Послушайте легенду о персидском царе Дарии. Как-то он получил послание от скифов (был такой древний народ). Послание включало четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелу. На древнем языке мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрела – отказ от войны. Как же понимать это послание от скифов? Царь Дарий рассудил так: скифы в знак смирения принесли ему в дар землю, воду и небо. Однако один из мудрецов истолковал послание скифов по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачите в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Оказалось, что мудрец прав. Легенда показывает, что послания-предметы можно понять по-разному, и поэтому они неудобны в использовании.

             Дети выполняют игровое задание: передать информацию с помощью этих предметов (ель, медведь, лодка, стрела), составить предметное письмо.

            Ведущий: Со временем люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное. Тогда они эти предметы стали рисовать (наскальные рисунки; показ альбома). Так с помощью рисунка люди передовали информацию друг другу: как прошла охота, какой был улов и др. Славяне также использовали рисуночное письмо.

           Дети выполняют игровое задание – рисуют письмо на тему «Как прошел мой день» (читают свои письма друг другу).

           Ведущий: Постепенно от рисунка люди перешли к знакам-символам: например, слово «человек» передовали изображением человека. Эти знаки называются иероглифами – каждый обозначал слово и вырезался на дощечке или табличке (показ древнего письма, выполненного на глиняной табличке). Догадайтесь, что изображено вместо букв?  

           Дети выполняют игровое задание: написать письмо, предварительно договорившись, какой знак какое слово будет обозначать (дети тонкой палочкой пишут знаки на глиняных табличках).

           Ведущий: Памятные дощечки называли бирками для записей, люди носили их с собой, на них делали зарубки, пометки, чтобы незабыть важную информацию. С тех пор возникло выражение «зарубить на носу». Как вы его понимаете? Да, это значить запомнить раз и навсегда.

           В разных странах писали на разных материалах, папирусе, пергаменте, глиняных табличках. А на чем рисовали на Руси? Этот материал – дерево, символ России.Рассказ о берестяных грамотах – памятниках древнерусской письменности.) Наши предки записывали все важные события, специально для этого готовили бересту, т.е. кору березы; для письма заостряли палочки, которые назывались писалами. (Читает стихотворения, задает загадки о березе.) Итак, мы побывали в древнем времени. Что вы узнали о нем?

«Кто придумал алфавит?»

Интегрированное занятие

               Цель: Познакомить со славянской азбукой, которую создали братья Кирилл и Мифодий, и с распространением письменности на Руси; формировать познавательную активность детей; вызвать восхищение величием подвига первоучителей; воспитывать уважение к предкам.

             Предварительная работа. Рассказ о святых  Кирилле и Мифодии, просветителях славянского народа, показ иконы святых, экскурсия к памятнику или мультимидейный показ памятника славянским просветителям, установленный в Москве на Славянской площади (скульптор В. Клыков), просмотр документального фильма о славянских просветителях, ирга «Наша азбука».

Последовательность работы.

         Ведущий: Долгое время наши предки обходились без письма, они общались друг с другом, рассказывали о том, что видели или слышали, а вот записывать свои мысли не могли, потому что не было азбуки. Сведения разного рода черпали из песен, сказок, гаданий, сказаний. Как вы думаете, для чего нужна письменность? (Высказывание детей.) Со временем накопилось мног знаний, запомнить все сложно, нужно было их записывать. Вспомните, как люди передовали информацию друг другу? Как общались? (предметное письмо, иероглифы). Понятно ли было такое письмо? (Ответы.) Да, рисунки для всех слов трудно и грамотно по ним нелегко учиться. Братья Кирилл и Мифодий из далекого греческого города Салоники совершили великое дело – создали славянский алфавит и научили людей писать. Кирилл и Мифодий взяли греческий алфавит (показывает) и применяли его к звукам славянскогоязыка, поэтому многие наши буквы внешне похожи. Первая славянская азбука – глаголица, от слова «глагол», что означает «речь», «говор». Она имела те же буквы, но со сложным написанием (показ). Затем возникла кириллица. (Дети рассматривают буквы, узнают, что каждая имела имя и напоминала о словах, которые забывать нельзя.) Так славяне получили письменную азбуку – кориллицу, которую назвали память  одного из ее создателей. Славянские азбуки с легкостью мог выучить любой человек, поэтому они быстро распространились среди разных народов.

          На Руси было открыто много школ, где взрослые и дети обучались письму. А как образовалось слово «азбука»? (По первым буквам «аз» и «буки».) В Москве открыли памятник братьям Кириллу и Мифодию на Славянской площади. Почуму о них помнят? (Братья принесли на Русскую землю письменность, приобщили народы к культуре). Кирилл и Мифодий говорили: разве не для всех светит солнце? Разве не для всех идет дождь? Разве не всех кормит земля? Значит, все люди равны, и всем нужна грамота. Вы согласны с этими словами? (Высказывание детей.) Возникновение письменности на Руси послужило развитию грамотности народа, распространению книжного дела.

        «Современный алфавит и знаковое письмо»

Познавательная беседа

           Цель: Показать сходство и различие современной азбуки и кириллицы; рассказать о том, где ныне применяется знаковое письмо: в знаках дорожного движения, символах спорта, эмблемах, гербах. Упражнять в создании знакового письма; формировать интерес к письму и книгам.

Последовательность работы

Ведущий. Отгадай загадку.

Черные, кривые,

От рождения немые.

А станут в ряд—

Сразу заговорят.(Буквы.)

Да, это буквы, в алфавите они располагаются в определенном порядке. Давайте рассмотрим современный алфавит и  кириллицу. Чем они похожи и чем они отличаются ? (Количеством букв; в современной азбуке их 33, в кириллице 43; их написанием)

      Далее ведущий показывает использование знакового письма  в современной жизни, а дети объясняют : дорожные знаки, рода войск, символы городов и т. д.  Беседа заканчивается рисованием символов  в подарок малышам.

Интегрированное занятие «Письменность и книга»

Цель. Показать (на конкретных примерах от старины до наших дней) роль книги в жизни человека; познакомить с созданием рукописной книги , книгопечатанием; расширять кругозор; показать взаимосвязь  развития письменности  и создания книг; закрепить полученные знания  о книжном деле; формировать потребность  в общении с книгами , уважение к труду людей , создающих книги

     Предварительная работа. Экскурсии в библиотеку, книжный магазин, показ слайд-шоу «Российская государственная библиотека»,  беседы: «Как рождается книга?», «Где живут книги?», показ и обсуждение  документального  фильма «Книгопечатник Иван Федоров», игра-интервью «Моя любимая книга», игра- путешествие «Необычная книга».

Последовательность работы

Ведущий. Отгадайте загадку.

Не  куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита (Книга)

Что для вас значит книга ? О чем рассказывают книги? (Ответы) Вы пойдете в школу  и узнаете много нового  из книг. Да, книги  учат  человека  мудрости ,  делают нас умнее. Какие вы знаете пословицы о книгах ? (Ответы)
     Зачитывает стихотворение М. Ильина «Две книжки».

    В каждом деле , в каждой хате,

    В городах и на селе

    Начинающий читатель

    Держит книгу на столе.

     Мы дружны с печатным словом ,

    Если б не было его,

    Ни о старом , ни о новом

    Мы б  не знали ничего!

    Книг заветные страницы

    Помогают людям жить,

    И работать , и учиться,

     И Отчизной дорожить!

Книги появились давно, но не сразу приобрели  привычный вид ( показ старинной книги). Когда появился алфавит , начали создавать  рукописные книги. В   давние времена это было трудным делом , писцы переписывали отдельные листы  книги не один год. Требовалось много  времени и труда, чтобы аккуратно , буква к букве переписать от руки толстую книгу. В давние времена писцы писали гусиным пером  из левого крыла птицы  (показ).Почему? (Удобно держать в руке)

Потом листы соединяли , сшивали и одевали  в переплеты—деревянные доски , обтянутые кожей. Художники их разрисовывали  и украшали драгоценными камнями . Появились выражения : «Прочесть книгу от доски до доски», «Написано пером—не вырубишь топором»,  Как вы их понимаете? Древние книги красивые и дорогие, их бережно хранили . передавали по наследству. Прошло немало лет, прежде чем появились буквы-печатки и люди научились  печатать книги на станках , открылись  мастерские и типографии. Назовите  первопечатника Руси.(Иван Федоров).Одной из первых книг  был русский букварь, почему?(Чтобы дети учились грамоте.)

      Какие бывают книги? В современной жизни используют  электронные книги , аудиокниги и др. Только благодаря книгам до нас дошли произведения  древнерусской письменности. Как надо относиться к книгам? (Ответы)

       Занятие переходит в самостоятельную деятельность детей, изготовление книг «Моя книга» для музея рукописной книги.

                               Праздник славянской письменности

День славянской письменности и культуры ежегодно отмечают в славянских странах 24 мая. Накануне  мы проводим викторину»Что я знаю о славянской письменности?».Зал  оформлен по теме праздника : в центре –изображение святых  Кирилла и Мефодия, посередине – бутафорская азбука в рост ребенка , плакаты с изображением кириллицы и современного алфавита. Дети в костюмах букв Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро и др.(шапочка с нарисованной буквой), ведущая в старинном русском костюме. Звучит колокольный звон(грамзапись), дети змейкой проходят по залу, останавливаются лицом к гостям  врассыпную.

     Ведущий.Сегодня праздник  славянской письменности –праздник родного  слова , родной книги, родной литературы и культуры. В этот день мы с благодарностью склоняем головы перед подвигом  наших предков

1-й ребенок

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые  Кирилл и Мефодий

 За труды  свои прославляются.

2-й ребенок

Все народы , что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей ,

Христианских своих просветителей.

Звучит песня»Россия –Родина моя». Дети  выполняют упражнение с цветами . по окончании ставят цветы в вазу  у изображения святых.

Ведущий (со свитком в руках).

 Расскажу вам о Святой Руси, о далеких временах. Жили тогда добрые молодцы да красные девицы, у них были славные матушки и мудрые батюшки. Они пахали да косили, терема строили, холсты ткали да узорами вышивали. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья Кирилл и Мефодий и придумали буквы, а из них составили азбуку. (Раскрывает свиток и показывает всем.) Как называется азбука?

(Кириллица.) Почему? (По имени Кирилла, ее создателя.) Братья постарались, чтобы каждая буква славянской азбуки была простой и четкой, чтобы человек, увидев букву, захотел овладеть письмом. До сих пор мы используем азбуку, сочиненную в древности Кириллом и Мефодием. Каждая буква славянской азбуки была особенной, имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука! (Зачитывает названия букв.) Названия букв напоминают людям о словах, которые нельзя забывать :добро,живете,земля,покой,мыслите.Сейчас вспомним волшебные слова ,и старинные буквы оживут!раз,два,три ! Азбука ,буквы оживи!»-

         Добро, живете, земля, покой, мыслите. Сейчас вспомним волшебные слова, и старинные буквы оживут! Повторяйте: «Раз, два, три! Азбука, буквы оживи!.

         Звучит хор «Славься!» из оперы М.Глинки «Иван сусанин». Из азбуки выбегает буква Аз, потом Буки и т.д.

         Аз. Здравствуйте! Меня зовут Аз.

        Буки. Угадайте, как меня зовут? Верно, Буки. (Берет букву Аз за руку.) Назовите нас вместе!

       Ведущий: Получилось слово «азбука». Этим двум буквам выпала большая честь стоять в начале алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас а мир знаний.

         Проводится конкурс пословиц о пользе учения. Надо придумать пантомиму к любой пословице (старославянские пословицы: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Не пером пишут, а умом») или спеть песню о знаниях.

        Веди. Здравствуйте! Меня зовут Веди. Я все знаю, все ведаю. И то, что сегодня у вас праздник, что будем сочинять и отгадывать загадки. Кто хочет загадать загадку? (Дети загадывают).

       Глаголь. Здравствуйте! Я буква Глаголь. Как вы думаете, что обозначает мое имя? Верно, «глаголить» - значит «говорить», но, прежде чем говорить, надо хорошо подумать. В народе говорят: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

       Добро. Добрый день! Меня зовут Добро.

      Ведущий.  Какое у тебя доброе имя! Доброта – лучшая черта человека.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера…

(Л.Николаенко)

      Люди.Здравствуйте! Я – буква Люди.

      Мыслете.Здравствуйте, меня зовут Мыслете.

     Ведущий. Наши дети умелые, мастера на все руки. Исполняется танец «Сударушка» (дети-буквы выстраиваются в ряд и показывают плакат, на котором изображенна кириллица).  Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.Кириллица, встречай современную русскую азбуку! Двое детей вносят плакат с изображением букв современного алфавита, находят сходство и различия между ними и буквами кириллицы.

       Ребенок.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

      Ведущий. Спасибо святым братьям Кириллу и Мифодию за то, что подарили нам славянскую азбуку! Они создали не просто азбуку и письменность, они создали язык, культуру, способные передать ценности народа.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое развлечение, посвященное Дню славянской письменности и культуры « Откуда азбука пришла»

Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием. Дать представление о славянской азбуке – кириллице. Развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать чувство патриотизма....

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Познавательный проект : "Откуда азбука пришла"

Познавательный проект : "Откуда азбука пришла"...

Презентация "Откуда азбука пришла"

Презентация "Откуда азбука пришла"...