Деловая игра-занятие с учителями-логопедами по реализации лексико-грамматической темы "Семья"
материал по теме

Сергель Татьяна Николаевна

Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения открытого занятия для учителей-логопедов, когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами, естественно подбирая материал так, чтобы он был интересен взрослым и в то же время мог быть творчески использован в работе с детьми. Такие мастер-классы позволяют показать максимальное количество приемов и предполагают живое творческое участие коллег.

     Данная игра-занятие построена с учетом  привлечения практического и жизненного опыта детей и взрослых, воспитания личностных качеств, таких как – любовь к ближним и стремление проявлять эту любовь на практике. Способствует выработки в детях тяги к семье и закладке жизненного фундамента, который формируется в детстве из камешек положительного стремления к семейной жизни в будущем.    Методы, приемы и объем игры – занятия по содержанию выходят за рамки существующего регламента для дошкольников, что предусматривает творческое его использование в работе с конкретными возрастными категориями детей.  

Цели и задачи данного занятия соответствуют лексико-грамматической теме «Семья» в подготовительной  логопедической  группе ДОУ и могут реализоваться в рамках всей лексической недели в системе непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми.

 

Цель: Реализация лексико-грамматической темы «Семья» в подготовительной  логопедической  группе ДОУ.

Задачи: Показать методы и приемы формирования и закрепления навыков связной речи и некоторых лексико-грамматических категорий, а так же голоса, темпа, ритма, интонации, навыка чтения, и предложить их к использованию  на занятиях с детьми. Способствовать развитию стремления  положительного  взаимоотношения  в семье, основывающегося на любви к ближним через практические упражнения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент.  Постановка цели занятия.

Звучит песня о семье «Папа и мама» Юрия  Привалова.   Цветная иллюстрация «Семья».     Постановка цели: - О ком поется в песне? Мы сегодня поговорим о семье и родственниках.

II. Вступительная беседа.

1. Вопросы:

– Как вы считаете, что такое семья?   

(Здесь и далее определение по словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой). СЕМЬЯ: 1.Группа живущих вместе близких родственников. 2.Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а так же обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида: семья медведей, бобров, пчелиная. 

- В народе говорится, что русский человек без родни не живет. Кто же такие родственники (родня)?  РОДСТВЕННИК, РОДСТВО (РОДНЯ).  Определение по словарю:  Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или разных лиц от одного предка, а так же на брачных семейных отношениях .

 Обобщение. Логопед: - Когда родственники живут вместе – это семья  (Обратить внимание на иллюстрацию «Семья»).  - Перечислите родственников, живущих в этой семье. (Мама, папа, дети, бабушка, дедушка)

- И так, в нашем словарике появились слова, прочитайте их: СЕМЬЯ, РОДСТВЕННИКИ, РОДНЯ  ( выставляются таблички слов).

2. Многозначность слова «семья»   

 Вопросы: - Как вы считаете, можно ли назвать семьей ежа, ежиху и ежат? Можно ли сказать: «семья медведей, бобров»? - А вот эти замечательные опята разве не дружная семейка? - А вот  пчелы, живущие в одном улье дружной семьей!? (Показ соответствующих иллюстраций)

Вывод: - В каждой такой  семье все ее «члены» похожи друг на друга, живут вместе друг с другом, растут в определенном месте – это их объединяет, и мы говорим о них – СЕМЬЯ.

III. Работа с фотографиями.

Игра «С кем ты живешь?»

Цель: Составление предложений с предлогом «с». Закрепление родственных отношений, знание и употребление имени и отчества старших членов семьи, употребление однокоренных слов с корнем  род.

Инструкция: - Вы принесли свои семейные фотографии. Назовите на ваших фотографиях родственников - членов семьи, с которыми вы живете. (Это я сама с мужем и двумя дочерьми)

Беседа по вопросам:- Как вы называете младшего члена семьи? (Аня, Анечка, Анюта, доченька…) - Как у вас называют старших членов семьи? (мамочка, мама, папа, отец) - Как ласково называют тебя в семье? Как ты думаешь, почему? (Меня любят, ценят)

Логопед: – Моего папу зовут Николай и мое имя отчество Татьяна Николаевна. - Как  имя отчество твоей мамы, бабушки? Твоего папы, дедушки? (Индивидуальный опрос)

Логопед: - Мама и папа  для  тебя кто? (Родители).  - Ты для мамы и папы кто? (Дочь).  - Ты для  бабушки и дедушки кто? (Внучка). - Как ласково ты называешь своих родителей?  (Мамочка, мамуля, папочка)

Логопед: - Когда вы  родились? (Осенью, в октябре)  - Когда  родился  твой  братик,  сестра? (Летом, в июне). - Где вы родились? (Я родилась в городе Прокопьевске) - Значит Прокопьевск это твоя родина

Обобщение: - И так,  у нас в словарике появились еще слова: РОДИЛСЯ, РОДИНА, РОДИТЕЛИ.  (Выставляются таблички этих слов)

Игра «Доскажи словечко»

Инструкция: - Поиграть в эту игру нам поможет наш словарик, нужно вставить в предложение недостающее слово из словарика.

- Мама и папа – это ваши… (родители). Родители - это… (мама и папа)

- У меня большая... (родня)  - А у тебя?  (У меня тоже большая родня)

- Дядя и племянники между собой… (родственники). - Кто еще между собой родственники? (Брат и сестра между собой… родственники)

 – Мой младший брат…(родился) летом.  - Летом…(родился мой младший брат)

- Место, где ты родился, называется…(родина). – Родина - это… (место, где ты родился)

Обобщение: - Не кажется ли вам, что слова в нашем словарике тоже родственники? - Назовите или прочитайте их. - Похожи ли эти слова? Чем?  - В них  есть общее маленькое слово РОД.  Такие слова называются родственными.

 Игра – описание «Кто из родственников рассказал о себе?»

Задача: Развивать  понимание родственных отношений в рамках семьи, способствовать умению составлять описательные рассказы.

Инструкция: -  Послушайте и догадайтесь, кто из родственников рассказал о себе.

     «У меня есть семья. Мою жену зовут Татьяна Сергеевна, она медсестра, работает в поликлинике. Моего сына зовут Тема, ему восемь лет, он учится в школе. Дочери Светлане двенадцать лет, она тоже школьница. Я работаю врачом в больнице». (О себе рассказал папа, он же муж). - Как вы догадались, что это папа? (Он рассказал о своей жене и детях)

     «Наша семья состоит из пяти человек. Дедушка Николай Кондратьевич и бабушка Зинаида Васильевна уже на пенсии. Брат Андрей - студент горного колледжа. Мама Галина Сергеевна работает логопедом в детском саду. Я работаю медсестрой в поликлинике».  (О себе рассказала дочка, она же внучка и сестра) – Как вы догадались, что это дочка? (Дочка назвала маму, дядю и дедушку с бабушкой)

Игра: «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь».

Инструкция: - А сейчас попробуем рассказать о членах семьи на ваших фотографиях в такой последовательности:  

Нужно сказать:  Кто живет в вашей семье? Как зовут старших членов семьи? (их имя и отчество). Где и кем они работают? Кто в семье младшие? Как их зовут и сколько им лет? Чем они занимаются?  (Составление рассказов по предложенному плану).  

 Физ. минутка:

«Пальчики кивают»  

Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку – «кивание» одного пальца 2 – 4 раза.

Вот и встретилась семья.   

Рад тебя увидеть я.  

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер «пять»,

Безымянный может ниже,

Средний - силой не обижен,

Этот знает все на свете,

 А вот этот любят дети!     

 (И.О Крупенчук).

IV. Речевые логические задачи.

1.Игра тренинг «Диалоги».

Задачи: Продолжать способствовать умению целенаправленно задавать вопросы по смыслу и составлять диалоги.

Речевая логическая задача.

 Мама и папа задали сыну – дошкольнику вопросы, на которые он ответил:

1.Да, сделал. 2.Пойду через пять минут. 3.Хорошо, сейчас дам. 4.Конечно видел. 5.Поеду к дедушке.

На какие вопросы так ответил Владик?

(1. Сынок, ты уборку в комнате сделал? 2. Когда пойдешь гулять? 3.Ты дашь мне твои карандаши? 4. Владик, ты видел вчера фильм о китах? 5.Ты хочешь куда-нибудь поехать?)

- Попробуйте в парах задать друг другу вопросы и ответить на них по ролям: мама – сын, муж  - жена, бабушка – внучка и т. д.

2.Игра – эксперимент «Крепкая семья».

Цель: Способствование активизации в речи глаголов: помогать, любить, защищать, ухаживать, уступать…и т.д. Воспитание нравственных качеств.

Инструкция: - Наши пальцы не случайно сравнивают с семьей (большой пальчик-дедушка, указательный пальчик – бабушка, средний – папочка …и т.д.), ведь наши пальцы напоминают дружную, трудолюбивую семью. Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья», и вы узнаете, что делает семью крепкой.

      «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

      - Сломайте!

     Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту.

     Они легко переломали прутья поодиночке.

     Отец и говорит:

      - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.

      Веника не сломаешь, а по прутику весь переломаешь».

 (Предложите детям сломать веник – не получается, а прутик легко ломается)

Логопед: - Как нужно  вести себя в семье, чтобы она была крепкой? Я начну, а вы попробуйте продолжить. (Любить, помогать, слушать…)

А теперь, называя слова-действия, сложим прутики вместе – получается опять крепкий веник, который нельзя сломать).

Л о г о п е д: - Чему же учил отец своих детей? (Жить в согласии и быть крепкой семьей).

 3. «Доскажи словечко»

- Хорошо, когда в семье все друг друга: любят, понимают - (кто кого? Друг-друга, дети родителей…);  уступают …(в споре, лучшее место);  заботятся … (о младших, старших, больных);  ухаживают …(друг за другом), слушаются … (дети взрослых),  помогают … (в уборке, занятиях, трудностях); хвалят - (кто кого?), благодарят (за что?  - за помощь, внимание, поддержку, дарят…(подарки); утешают…(в беде, болезни); мирятся, когда…(ссорятся), прощают (кого? - друг друга), жалеют, (когда кто-то болеет, переживает, горюет) и т.д.

    Вывод: Все эти перечисленные действия – это проявление любви, любовь делает семью крепкой.)

4. Игра-упражнение «Мама пришла»

Цель: Закрепление повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации.

Инструкция: - А теперь представьте, что  в доме порядок,  мама пришла, а вы ей очень обрадовались и с восторгом кричите:

- МАМА ПРИШЛА!    (Выставляется схема   |_____    _____ ! )

- А теперь спросите: -  МАМА ПРИШЛА?   (Выставляется схема   |_____   _____ ? )

- Вас спрашивают, пришла ли мама? А вы спокойно отвечаете:  - МАМА ПРИШЛА. 

(Выставляется схема   |_____   _____ . ) 

Игру повторить.

5. Чтение стихотворения «Обида»

Инструкция: - Бывают в семье и такие ситуации как в  стихотворении  «Обида», написала его Агния Барто.  (Рассказывает ребенок)                              

Моей сестренке двадцать дней,

Но все твердят о ней, о ней-

Она всех лучше, всех умней!

И слышно в доме по утрам:

- Она прибавила сто грамм!

Ну, девочка, ну, умница!

Она водички попила -

За это снова похвала:

- Ну, девочка, ну, умница!

Она спокойно поспала

- Ну, девочка, ну, умница!

А мама шепчет: - Прелесть!

В восторге от Аленки.

- Смотрите, разоделись

Мы в новые пеленки,

Смотрите, мы зеваем, мы ротик разеваем!

Кричит довольный папа

И он не узнаваем…

Он всю цветную пленку

Истратил на Аленку.

Я гвоздь в сарае забивал

И то не слышал я похвал!

Обиду трудно мне сдержать,

Я больше не могу…

И вот я тоже лег в кровать

И стал кричать: - Агу-у!

Но папа глянул на меня,

Сказал он: – Не дури.

Чего вопишь средь бела дня как дети-дикари?

Тогда я лег лицом к стене

И ждал я нахлобучки.

Вдруг, мама бросилась ко мне:

- Давай, возьму на ручки!

А я в ответ: - Я не грудной,

Ты просто так, побудь со мной.

 Вопросы: - Почему мальчик обиделся? - А ты бы обиделся? - Нужно ли обижаться? – Что нужно сделать, если обиделся? (простить, помириться, не вспоминать обиду)

 Совет логопеда: - Чтобы не обижаться, нужно самому участвовать во всех событиях: радоваться, помогать маме ухаживать за сестренкой и т.д.

Инструкция: - Ну а если все равно грустно, тогда лучше попробовать посочинять чистоговорки о своей замечательной семье или спеть песню и настроение обязательно  поднимется:

6. Чистоговорки:

Задача: Развивать способность изменять слово семья по родам и падежам, четко проговаривая окончания и подбирая рифмующееся слово в конце каждой фразы.

я –я –я, я –я - я -   очень дружная  (семья),

е – е - е, е – е – е -   хорошо у нас в   (семье),

ю – ю – ю , ю – ю – ю  -  я люблю мою   (семью),

я – я – я, я – я – я – все умею делать   (я),

е - е - е, е - е - е – помогаю всем в   (семье),

ю - ю - ю, - ю - ю - ю – вместе с мамой куклам   (шью),

ё - ё - ё, ё - ё - ё – глажу с бабушкой  (бельё), 

я - я - я, я - я - я – с малышом гуляю  (я).

ю - ю -ю, ю - ю - ю – с папой песни я  (пою).

пой – пой – пой, пой – пой – пой -   я горжусь своей  (семьёй).

 V. Пословицы и поговорки о родственниках и воспитании:

Инструкция: - Народное образное слово богато пословицами и поговорками о семье и семейных взаимоотношениях, некоторые из них мы сейчас вспомним и прочитаем.

Использовать дидактический картинный материал «Семья» (иллюстрации родственников – мать, отец, брат, сестра, дядя, тетя, дедушка, бабушка и другие с пословицами и поговорками о них).

Итог: Звучит песня Ю. Привалова «Папа и мама». Предложить подвигаться в ритме музыки, обменяться впечатлениями.

    Продолжение темы в семье ребенка.

Для совместной деятельности родителей и ребенка предложить речевой материал (выборочно), для обсуждения в его семье:

В семье и каша гуще.

Коли у мужа с женой лад, так не надобен и клад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Живут рука в руку, душа в душу.

Красна пава перьем, а жена мужем.

Муж – голова, жена – душа.

На что и клад, когда в семье лад.

Учи жену без детей, а детей без мужа.

Умел дитя родить, умей научить.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Куда матушка, туда и дитятко.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мед сладок, а ребенок еще слаже.

Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Родители трудолюбивы, и детки не ленивы.

У милого дитяти много имен.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Красота и творчество не перестает и не знает границ»

                                                           Учитель-логопед МДОУ № 2 «Сказка»

                                                                  г. Прокопьевска, Кемеровской области              

                                                                                                              Сергель Т.Н.

        За многие годы своей работы мне всегда приходится делать вещи, которые выходят за рамки моей профессии учителя-логопеда. Поэтому я часто размышляю: - Кто самые разносторонне творческие люди? И прихожу всегда к одному и тому же выводу – это педагоги. Их разносторонность в том, что они вобрали в себя и актерское, и художественное, и писательское мастерство, и само собой – педагогическое, и много чего ещё.  Это я имею в виду вас, дошкольные работники.  Я коротко попытаюсь рассказать о моем дорогом коллективе,  который вот уже двенадцать лет создает маленькие снежные шедевры на радость всем.

        Идея строительства снежных городков не нова.  Для нас - это уже ежегодная традиция. А то, что в дошкольных учреждениях в основном женский коллектив – это не секрет, поэтому строить огромные снежные сооружения нам не по силам. Первые наши снежные городки – это горка, лабиринты,   елка с самодельными игрушками. Все как у всех, поэтому мы были в активном поиске. Наступает очередной декабрь и наш, тогда еще методист, Запольских Ирина Николаевна (сейчас  наша заведующая), говорит:   - А не замесить ли нам тесто из снега? Слепим фигурки животных, Снегурки, Деда мороза, елок налепим, небольших, чтобы ребятишкам удобно было играть . Начали  пробовать. Снег, холодная вода и мороз делали свое: снежное тесто быстро замерзало и мы тоже, а вот замешанное на горячей воде стало послушным и не таким холодным. Снежные фигурки для сюжетного обыгрывания и хороводных игр получались как живые. Украшали их цветными льдинками, краску старались использовать по минимуму – не очень аккуратно она ложится, да и марается.

       Традиционным стал каток для скольжения и организации веселых зимних забав. Со временем стали оформлять стены снежными налепами по  определенной тематике. Это придало городку сказочность и завершенность.

       В 2005 году мы представляли на городской конкурс свой снежный городок  с тематикой «Птичий двор» (По восточному календарю был год петуха). Возникла идея оформить фигуры из снега с помощью цветных лоскутков (этот метод нам очень понравился, и его мы использовали  в дальнейшем). Эффект получился необычайный: яркие естественные, насыщенные цвета. В восторге были все: мы, дети, родители и все-все, кто приходил полюбоваться нашим произведением искусства. Помню, приехала смотреть городок конкурсная комиссия. Оператор только взглянул и сразу два пальца вверх – класс!  Все сняли на видео. Мы тогда первое место заняли. И не только тогда.  Мы занимали первые и одно второе места в городском конкурсе на лучший снежный городок «Вьюговей»  в 2002,2003, 2004, 2005 годах. Стали победителями телевизионного проекта «Новогодняя карусель в номинации «Все лучшее детям» в 2009.  Не каждый год бывали конкурсы, но наш городок мы строили  всегда. Для нас стимул- это наши дети.

         Ежегодно мы  меняем снежную тему, назову некоторые -  «Животный мир Севера», «Животные жарких стран», «Дружная семейка», «В гостях  у сказки», «Ледяная фантазия», а в 2012 году - «Голубая гжель».

         Каждый год в декабре месяце на площадку детского сада выходят  все дошкольные работники «Сказки» – самые творческие, жертвенные, талантливые  люди, чтобы родился очередной  эксклюзивный шедевр.  Трудно кого-то выделить, но особенно удается это Мальцевой Татьяне Петровне, Чуйковой Вере Андреевне, Костровой Наталье Владимировне, Ефановой Лилии Геннадьевне, Хасановой Ольге Юрьевне, Ширяевой Ларисе  Геральдовне, Бердниковой Светлане Анатольевне, Косоловой Ольге Николаевне. В их числе Кубышкина Татьяна Ивановна, которая много лет проработала  с нами, из них четыре года была старшим воспитателем, вдохновляла нас личным примером, удивляла своими шедеврами, и которая, к сожалению, теперь работает ни с нами.  Её заменил молодой старший воспитатель –  Пугачева Алена Геннадьевна, которая горит новыми творческими идеями.  

         Жители близ лежащих домов с интересом наблюдают за нашей работой: что-то будет на этот раз? Как - то одна пожилая женщина воскликнула, проходя мимо: «Ну, наконец-то! Все ждала, ждала, когда вы будете лепить, неужели НАШ детский сад останется без красоты?!»…  

         Не останется! Пока есть дети и творческий  коллектив единомышленников – красота и любовь не перестаёт.

         Приходите к нам на мастер-класс и вас научим.

«Снежный чудо-городок».

                                                                                        Сергель Т.Н.

                                               

Строим снежный городок!

Лепим не один денек.

Снег с водой смешаем вместе –

Тесто снежное замесим.

Из него построим дом,

Елки высадим кругом.

Серебрятся и блестят,

Будут радовать ребят.

Строим снежный городок!

Ледяной зальем каток,

То-то радость детворе

Покататься во дворе.

Каждый год на зимней стуже

Лепим снежных мы зверушек:  

Вот Дракоша - в год Дракона,

Это дело нам не ново:

Мы лепили  птичий двор,

Был жираф, и даже слон,

Белый приходил медведь

На  ребяток посмотреть.

А вот лавка Дед Мороза –

Заходи и покупай,

И ни мало не смущайся,

Если хочешь – продавай

Слышен гомон тут и смех -

Наша лавка  лучше всех!

Городок всех восхищает

И ни мало удивляет:

-Вы не шутите над нами?

Это сделали вы САМИ?!

Нам призы не раз давали

И на камеру снимали.

Но не скроем, наш успех-

Радостный детишек смех!

Что без дела вам сидеть?

Приходите поглядеть,

Покататься, погулять…

Только, чур! – не поломать!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как метод познавательно-речевого развития детей в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГТ

Работа по созданию проекта в рамках тематических недель "Овощи", "Огород" в подготовительной логопедической группе МБДОУ....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

Деловая игра-занятие с учителями-логопедами по реализации лексико-грамматической темы "Семья"

Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения открытого занятия для учителей-логопедов, когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами, естественно подбирая материал так...

презентация на тему: "Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО"

Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС  в ДО. Изменений в работе логопеда мало, но есть....

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС...

Активные методы и приёмы обучения в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам....

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....