Структура НОД с использованием ТРИЗ-технологии Вавилова И.В.
статья (средняя группа) по теме

Лакевич Валентина Владимировна

ТРИЗ-технологии - прививать ребенка радость творческих открытий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vavilova_statya.doc24.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Структура НОД с использованием ТРИЗ-технологии.

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий в НОД в детском саду  является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:

- организовывать проведение НОД таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную  жизнь детей, а   не носили  «академический» характер;

- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие  диалоги по теме НОД. Игрушка активно выражает  своё  мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать Игрушку необычную, оригинальную.  После подведения итогов  дети расстаются с игрушкой до следующей НОД;

- в конце НОД подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам  рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?,  Что осталось непонятным?  и   др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей»,  «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о   ….., а в следующий раз узнаем, почему  …..). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного  вида деятельности к другим, связав содержание  НОД с последующими, режимными моментами.

        Технология ТРИЗ работает как в организованной, так  и в совместной деятельности. Она  выстроена из нескольких этапов:

1.        этап (подготовительный) – вторая младшая группа;

2.        этап (ознакомительный) – средняя группа;

3.        этап (изобретательный) – старшая группа;

4.        этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.

        Методы составления сказок  применяются на заключительном  этапе синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов. На практике применяются  следующие методы составления сказок:

- «Салат из сказок»;

- «Выкладывание карт»;

- «Маленькие человечки»;

- Сказка «наизнанку»;

- «Сказка в заданном ключе»;

-  Мозговой штурм.

Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

Существуют различные подходы к построению НОД с использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение НОД на одной алгоритмической цепочки (в этом случае в НОД основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном  содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное.  Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны. Поэтому основной задачей, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

            Учитывая это, НОД может быть построена по следующим правилам:

1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций -  мозговой штурм.

3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

5. Обязательна активизация творческого воображения.

В процессе проектирования НОД с детьми я придерживаюсь следующей последовательности:

а) Выбор темы НОД на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности.

б) Определение вида НОД (выбор определенной методики или комплексный вариант). Замечу, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексная НОД не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия.

в) Формулировка программного содержания.

г)  Выбор разнообразных инструментов обучения.

д) Составление конспекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в старшей группе.

Примерное планирование  использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в  старшей группе.№ п./п.месяцНаправлен...

Развитие понимания и использование логико-грамматических структур языка

Взаимосвязь работы по формированию грамматически правильной речи и формированию пространственных представлений у детей...

Обследование звукослоговой структуры слов с использованием ИКТ

Презентация, интересная и привлекательная для детей, позволит логопеду быстро и достоверно обследовать состояние звукослоговой структуры слов у ребёнка....

Обследование звукослоговой структуры слов с использованием ИКТ

Этот материал сделает обследование ребёнка  для логопеда максимально простым, а для ребёнка превратится в игру....

Структура занятия с использованием технологии развивающего (проблемного) обучения.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился их самостоя...

Формирование слоговой структуры слова с использованием элементов сказкотерапии

Образовательная область "Речевое развитие" НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР...