Обобщение опыта работы
статья по теме

Кондакова Елена Ивановна

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту задачу и условия экономической нестабильности общества. Но главным препятствием по нашему убеждению является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в процессе занятий познавательного цикла.                                Из опыта работы.

Е.И. Кондакова – воспитатель I квалификационной категории                         МАДОУ детский сад № 8 «Незабудка» г. Чайковский, Пермский край.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту задачу и условия экономической нестабильности общества. Но главным препятствием по нашему убеждению является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни.

Мы считаем, что главное помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни,

научить оценивать свои физические возможности,

видеть перспективы их развития,

осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий, возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без декларирования взрослыми.

Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Работа в этом направлении в нашей группе ведется с младшего возраста. Через игры – занятия, построенные на ознакомлении с собственным «телом», показали детям, что части тела, являются их помощниками; для чего они нужны; что умеют делать.

Такие занятия имеют важное воспитательное значение:

*Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.

* помогают ребенку осознать себя как человека, как неповторимую личность,

* находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.

К концу средней группы наши дети

 *правильно называли части тела (спина, живот, пальцы, голова, ног )

*Называли органы чувств( уши, нос, язык ).

*Могли объяснить, зачем человеку нужны органы и части тела, зачем нужны рот и зубы.

*Научились следить за чистотой своего тела  

*выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

В старшей группе больше внимания уделяли

*на установление связи между органом чувств и выполняемой функцией,

*между отношением к своему организму и возможным заболеванием.

Также  спланировали занятия по знакомству с внутренними органами (легкие, пищеварение, сердце),

правилами охраны органов чувств и ухода за ними. Например: занятия «Как мы дышим», «Мои глаза», «Осанка – красивая спина».

В подготовительной группе большое внимание уделяем формированию основ безопасного поведения и приемам оздоровления. Например: занятия «Как сделать сон полезным», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Полезные и вредные привычки», «Переходим улицу», «Опасные ситуации».

Занятия познавательного цикла  в старшем дошкольном возрасте проводятся еженедельно. На занятиях дети знакомятся со строением тела человека и безопасным поведением в быту, на природе.

Познавательные занятия разнообразны по форме:

*путешествиям – «В страну Здоровья»,

*посещение кафе «Растишка»,

*экскурсии в медицинский кабинет, на кухню

*викторины «Где прячутся витамины», «Лучший пешеход»

*беседы – «Как возникают болезни», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».

*круглые столы

*игровые обучающие ситуации.

Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки по ОБЖ, если знания преподносятся в доступной,  увлекательной,  игровой форме.

Занятия проводятся в игровой форме. На протяжении всего цикла в гости к детям приходят герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов. Попадая в затруднительное положение, они обращаются к ребятам за помощью, просят научить тому, чего не знают.

  Каждое последующее занятие начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие – постоянное наблюдение за самочувствием детей, позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия использую различные виды массажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр.  

При знакомстве детей со строением тела, функциями разных органов в доступной форме использую иллюстративный материал, художественную литературу.

В занятия включаю:

*опыты -  «Как обнаружить воздух», «Угадай на вкус».

*Игровые упражнения – «Пробеги, не   сгибая колени», «Съешь конфету, не сгибая локоть руки».

*Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Полезная и вредная еда», «Помоги зубику», «Источники опасности».

*Самостоятельные исследования

На примере экспериментирования дети легче воспринимают материал. Часто зарисовываем правила, составляем их вместе с детьми. Положительное воздействие на детей оказывает музыкально-звуковое сопровождение, как в качестве звукового фона, так и на занятиях развития творческой, когнитивной, деятельностной сторон личности ребенка. Правильно организованная музыкально – звуковая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности.

 Для реализации поставленных целей и задач по формированию здорового образа жизни  в детском саду,  как форма организации образовательного пространства, используется проектный метод.

 Его особенностью является интеграция: театральной, игровой и изобразительной деятельности. Это позволяет осуществить сотрудничество специалистов при решении задач формирования здорового образа жизни у детей. Серия занятий объединена основной проблемой.

 Например, проект «Питание и здоровье».

Цель проекта – помочь детям узнать о влиянии правильного питания на здоровье. Познакомить с витаминами и продуктами питания, в которых они содержатся.

 При этом использовалась заинтересованность каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Дети вводились в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, у них создавалась игровая мотивация. Такая форма работы эффективна как в смысле укрепления, конкретизации знаний детей, так и в налаживании сотрудничества между педагогами, специалистами и родителями.

В результате познавательных занятий: « Витаминный калейдоскоп», «Полезные продукты» дети узнали, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержатся во фруктах и овощах.

Полученные знания закреплялись на занятиях по изодеятельности: рисование натюрморта, лепка овощей и фруктов из соленого теста. В ходе работы над проектом были организованны выставки поделок из овощей и фруктов «Осенние фантазии» с привлечением родителей.

Вместе с родителями каждый ребенок выполнил свой мини – проект: «Где живет витамин А », «Чем полезен витамин С», «Как улучшить зрение» и т. Свои проекты дети защитили перед всей группой.

Заключительный этап работы над проектом это презентация. Была проведена как развлечение для детей под названием «Картошечка». Также оформлен альбом с рассказами детей об овощах и фруктах, альбом детских рисунков. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при сотрудничестве с семьей.

Анкетирование родителей показало, что уровень знаний родителей и умений в области воспитания здорового образа жизни невысок. Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сути здоровья, рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Поэтому необходимо знакомить родителей с работой, которая проводится в детском саду по формированию здорового образа жизни у детей.

 Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице или дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Полученные детьми знания на занятиях должны подкрепляться непременно в повседневной жизни. Необходим также положительный пример взрослых, окружающих детей и в первую очередь родителей.

 Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придается наглядным средствам, которые призваны знакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывая семье практическую помощь.

 Особой формой наглядной пропаганды среди родителей являются валеологические газеты. Газета должна привлекать внимание родителей, поэтому она должна быть ярко оформлена, тексты должны быть интересны и понятны родителям.

Например, тематика газет:

* «Если у ребенка ОРВИ»

*«Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка»

*«Домашняя ароматерапия. Рецепты ароматерапии в оздоровлении детей»

*«Тайна здоровой пищи».

В работе с родителями также можно использовать различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье.

При организации проектной деятельности важно вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...