Доклад "Дети и цифры"
консультация по теме

Морозова Татьяна Викторовна

 

Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают -2 или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девать:

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов преимущество детей перед взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_tsifry.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Дети и цифры»

Составитель: Морозова Т.В., воспитатель

Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают -2 или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девать:

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов преимущество детей перед взрослыми. Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов), предмета быта (два стула), игры (три куклы), питания(две морковки).

Ещё до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают.

Ребёнка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учиться называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребёнка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию:  1 и 4; 2 и 5; 6и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев её начертание, предложить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Они сами сравнивают 2и 5; а в старшей группе - 3 и 8; 6 и 9. В детском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобы дошкольники усвоили правильное направление движения руки при написании разных чисел. Эффективным для этого является обведение контура цифр.

Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 3-4 летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет необходимости заучивать с детьми определённый объём символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отгораживать ребёнка от неё тоже не следует, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно, начиная от номера своей квартиры и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения, номера автобуса и т.д.

Цифра - это лишь символ числа. Ранняя символизация ради манипулирования символами не имеет смысла, если ребёнок не понимает сущности процесса счёта как процесса нумерации элементов пересчитываемого множества.  Момент для знакомства детей с цифрами педагог определяет сам, когда видит, что дети считают осознанно (достаточно и счёта до 3). Педагогу следует помнить, что цифры - понятие вторичное, на формирование процесса счёта умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры.

Не следует смешивать процесс обучения счёту со знакомством с цифрами. При знакомстве с цифрами педагог должен помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более" вписываться" в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести её с количеством предметов - это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. Дошкольника следует научить узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.) и соотносить слово (числительное) и цифру, его обозначающую.

Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно (кинестезически). Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры, это не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз её контура, помогающий освоить её написание.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)

Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...

цифра 4. состав цифра 4.

Количество и счет. Число и цифра  4. составь число 4.   Цель: познакомить детей с образованием числа 4,составом число 4, цифрой 4. Задачи:Сформировать умение соотносить цифру ...

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...