Педагогические чтения "Духовно-нравственное воспитание на этапе дошкольного образования"
учебно-методический материал по теме

Глухова Галина Андреевна

Данный материал представляет собой описание опыта работы воспитателя о создании среды по духовно-нравственному развитию воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sprosi_u_zhizni_strogoy.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

"Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому отправиться с утра? -

Иди за Богом следом,

Хоть этот путь не ведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра."

Становление человека, как личности, полностью невозможно без осознания его сопричастности к культуре, традициям, истории своего народа, места, где мы живем, где родились. Однако в последнее время эти слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время мы все чаще задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век научно-технического прогресса сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «Иванов не помнящих родства», не имеющих никаких нравственных ценностей?

Что нужно нашим детям, для того, чтобы они выросли и не перестали радовать нас своими успехами, своей любовью и вниманием, да и просто человечностью. Чтобы наши дети были благополучными во всех отношениях гражданами?

Всякий скажет, что детей нужно любить, уделять им много времени и внимания, общаться с ними, интересоваться их чувствами, их внутренним миром. Но приходит пора, и детские души куда-то ускользают, и не только от нас, но и от наших истоков, от самого, самого…

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Начиная работу по духовно-нравственному воспитанию, я руководствовалась задачами программы «Детство» Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена г. Санкт-Петербурга. Девиз программы «Чувствовать – познавать - творить». Позже опиралась на задачи программы «Источник» В.И. Булатова специалиста по работе с ДОУ Катехизаторского отдела Екатеринбургского епархиального управления.

Данный курс направлен на достижение следующей цели: введение в личностный мир ребенка православных ценностей и приобретения на их основе опыта нравственного поведения.

Достижение цели сопровождается решением следующих задач:

  1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста первоначальных представлений о христианских духовно-нравственных ценностей.
  2. Возвышение духовных ценностей в воспитании, религиозных чувств, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к природному миру.
  3. Поддержка общего развития, творческих способностей, умственных и физических сил.

С любви к малой родине начинается осознание своей большой Родины. При подготовке занятий в разделе «Социальный мир» (краеведение) программы «Детство», приходиться собирать информацию из разных источников, и я не предполагала, что эта информация окажется настолько интересной. Я поняла, как мы мало знаем о своем родном крае.                                                                                                                                                          В дошкольный период начинает формироваться чувство патриотизма, привязанность к родине, ответственность за нее. Работая с детьми в этом направлении, я поставила перед собой задачи по воспитанию нравственно- патриотических чувств через формирование познавательного интереса к своему краю, расширению и уточнению знаний о родном поселке, его прошлом,  настоящем, достопримечательностях, формированию у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях через проведение православных праздников, бесед, развития творческих способностей.

Любая культура, любые традиции тесно переплетены с традициями и культурой религии. Так у нас возникла идея проведения праздника Пасхи в детском саду при поддержке и благословении настоятеля Тевризской православной церкви отца Алексея, при помощи и поддержке заведующей детским садом Н.Г.Ананьевой и коллег. Начинали готовиться к празднику с бесед, с того, что лепили и самостоятельно раскрашивали яйца, слушали запись со звоном колоколов, разучивали стихи. Итогом подготовки стал светлый и радостный праздник.

На лицах детей была неописуемая радость и трепет от святых слов, от пасхальных песнопений, от света горящих свечей. Во время пения пасхального трапора стояла тишина, не свойственная для детского праздника, даже самые шаловливые дети сидели с открытыми ртами и блестящими от восторга глазами. Особенно этот восторг усилился, когда батюшка освятил угощенья, окропил всех святой водой. Кто-то из старших детей сказал другому: "Не вытирай капельки, это же святая вода". В переживании радости от впервые услышанных слов: "Христос Воскресе!" - вот с чем был связан этот таинственный праздник. Не напрасным он был. С большим интересом и радостью, каждому ребенку хотелось хоть немножко принять участие в празднике.

А по окончанию праздника, непременно каждому хотелось, чтобы батюшка подарил ему медальон с изображением Христа и иконку. На следующий день многие дети с гордостью показывали всем свой медальон на шее. Праздник Пасхи был лишь началом, затем последовало проведение праздника Святой Троицы, Рождество, Калядки, Вербное воскресенье, Крещение.

В группе появился групповой уголок «Родина моя», в котором дети могли познакомиться не только с государственными символами России, но и с символикой Омской области, Тевризского района. А также рассмотреть фотографии достопримечательностей родного села, природу родного края, рассмотреть карту Омской области, папку с иллюстрациями и вырезками «По странам и континентам».          

 Доброй традицией на протяжении нескольких лет стало сотрудничество с детской библиотекой – проведение совместных праздников, выставок детских работ, викторин,  конкурсов.                                                                                                                       Вместе с детьми приняли участие в конкурсе патриотической песни, смотре песни к Дню Победы, участвовали в акции «Кросс Победы»,  в конкурсе «Голубь мира». Подобные мероприятия помогают знакомить детей с героическими поступками и подвигами земляков, выявляют отношение к ним жителей поселка. Очень нравятся ребятам экскурсии. Мы побывали на предприятиях района, выставках, большое впечатление произвела прогулка по улицам Тевриза. Много интересного узнали в центрах русской и татарской культурах.

Во время проведения подобных мероприятий мне удалось вызвать у детей интерес к истории родного края, уважительное отношение к своему поселку, повысились показатели познавательного  интереса.

Основной формой контроля являлось текущее наблюдение, беседы, вопросы к детям. Результаты работы отслеживались в естественных условиях и специально организованных видах деятельности: проведении праздников, викторин, беседах с родителями, играх и т.п. этому способствовали разные методы работы, проводимые мною (словесные, наглядные, практические). Накопленные знания, впечатления применяются  детьми в жизни, что позволяет воспитывать чувство любви и привязанности  к родным местам, уважительное отношение к землякам.

Любовь и понимание оценивается не в сумме затраченных на игрушку денег. И никакая кукла Барби и даже самый лучший, самый дорогой подарок не заменит ребенку душевного комфорта и единения с близкими людьми. Приобщая наших детей к духовному наследию своего народа, развивая в их душах доброту, любовь к Богу и ближним, мы поможем нашим ребятам вырасти настоящими гражданами своей страны.

Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы с ребятами начали говорить о том, с чем играть, что смотреть, как нужно относиться друг к другу. Но они уже уловили разницу между добром и злом, между тем, что хорошо и что плохо. Как сложится их дальнейшая жизнь, не знаю, но хотелось бы, чтоб частичку добра, которую они уже научились дарить друг другу, пронесли через всю свою жизнь и своих детей учили основам нравственным и духовным Ведь именно в семье должна зарождаться духовная доброта, любовь и понимание.

Мы провели диагностическое исследование в детском саду по вопросу духовно-нравственного воспитания   в  дошкольном   возрасте. Родители высказали свое мнение за воспитание нравственно здоровой личности. Это говорит о том, что им небезразлично, каким вырастет их ребенок и каким будет наше общество в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация ведущих каналов восприятия ребёнка как средство развития индивидуальности на этапе дошкольного образования

В статье представлена краткая характеристика ведущих каналов восприятия ребёнка и изложен практический способ применения знаний по данной теме, а также метод диагностики...

Здоровьесберегающие технологии на современном этапе дошкольного образования

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.       Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического з...

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

Эффективность работы учителя – дефектолога на завершающем этапе дошкольного образования

В статье рассматриваются основные направления в работе учителя – дефектолога ДОУ, содержание деятельности. Представлены практические результаты проделанной работы....

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...

Особенности развития и воспитания детей в различные этапы дошкольного образования (4-5, 5-6, 6-7 лет)

Каждый ребёнок индивидуален, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребёнок или испытывает в чём-либо затруднения. Данный материал поможет оп...