Развитие мышления детей раннего возраста
материал (младшая группа) по теме

Набережных Елена Викторовна

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием - малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, психологи называют наглядно-действенным, основой и исходным пунктом становления всех форм мышления. Именно настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (от сравнения разных предметов, от взаимодействий одних предметов с другими и пр.) дают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных - внутренних - форм мышления. Конечно, опыт этот у детей раннего возраста еще не осознан. Пока все ограничивается включением в «ткань» непосредственного, конкретного действия. Однако важно то, что предметы ребенок воспринимает со стороны как практически-потребительских функций, так и абстрактных, общих свойств. Действия с этими предметами способствуют развитию умения вычленять их существенные и функциональные признаки.

Особое значение для формирования наглядно-действенного мышления имеют действия, которые в психологии называют соотносящими. Речь идет о действиях с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов -форму, величину, твердость, местоположение и т.п. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает совершать действия с двумя предметами - нанизывает, ставит один на другой, складывает и пр. Однако в этих действиях он еще не учитывает свойство - не выбирает и не подбирает нужный предмет в соответствии с формой, величиной, не пытается расположить предметы в определенном порядке. Характерно, что «содержание» большинства игрушек, пирамидок, кубиков, вкладышей, матрешек направлено на развитие соотносящих действий - на подбор и соединение предметов или их частей в соответствии с формой и размером. Разумеется, действия с ними должны регулироваться и направляться тем результатом, который следует получить (например, готовую пирамидку или матрешку). Для этого годовалому ребенку необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия выполняются разными способами в зависимости от того, как учить. Если ребенок просто подражает взрослому, т.е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в его присутствии и при непосредственном показе. Поэтому важно, чтобы малыш научился выделять необходимые свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтересовать его игрушкой, стимулировать желание действовать. Первоначально действия эти выполняются только через практические пробы, потому что ребенок еще не способен зрительно сравнивать величину и форму предмета. Только какое-либо неоднократное действие с игрушкой сможет убедить его в несостоятельности попыток. Только так он поймет, что нужно, например, не втискивать деталь, а примерять до тех пор, пока не будет найдена необходимая. Игрушки - пирамидки, кубики, матрешки - как бы сами подсказывают, какая деталь подходит. Поэтому их и называют автодидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получит результат.

В 2-2,5 года формируется новый тип восприятия - зрительно соотнесенное. Его называют так потому, что свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойств другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали подбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Разумеется, зрительный выбор по образцу - гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или примеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом - по цвету. Это значит, что новые действия формируются первоначально для тех свойств предмета, которые непосредственно задействованы, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные.

На третьем году жизни ребенок способен уже сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его «как домик», а круглый - «как мячик». Это означает: у ребенка есть представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Но эти представления сами по себе не формируются. Со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводят к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в период раннего детства ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. В основе догадки - элементарная форма внутреннего действия, но не с реальными предметами, а с их образами, представлениями и способами употребления. Такое мышление в психологии называют наглядно-образным.

В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если и выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Игры, которые мы предлагаем вниманию читателей с различными составными игрушками - пирамидками, кубиками, картинками, - развивают не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_myshleniya_detey_rannego_vozrasta.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышления детей раннего возраста

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием - малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, психологи называют наглядно-действенным, основой и исходным пунктом становления всех форм мышления. Именно настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (от сравнения разных предметов, от взаимодействий одних предметов с другими и пр.) дают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных - внутренних - форм мышления. Конечно, опыт этот у детей раннего возраста еще не осознан. Пока все ограничивается включением в «ткань» непосредственного, конкретного действия. Однако важно то, что предметы ребенок воспринимает со стороны как практически-потребительских функций, так и абстрактных, общих свойств. Действия с этими предметами способствуют развитию умения вычленять их существенные и функциональные признаки.

Особое значение для формирования наглядно-действенного мышления имеют действия, которые в психологии называют соотносящими. Речь идет о действиях с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов -форму, величину, твердость, местоположение и т.п. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает совершать действия с двумя предметами - нанизывает, ставит один на другой, складывает и пр. Однако в этих действиях он еще не учитывает свойство - не выбирает и не подбирает нужный предмет в соответствии с формой, величиной, не пытается расположить предметы в определенном порядке. Характерно, что «содержание» большинства игрушек, пирамидок, кубиков, вкладышей, матрешек направлено на развитие соотносящих действий - на подбор и соединение предметов или их частей в соответствии с формой и размером. Разумеется, действия с ними должны регулироваться и направляться тем результатом, который следует получить (например, готовую пирамидку или матрешку). Для этого годовалому ребенку необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия выполняются разными способами в зависимости от того, как учить. Если ребенок просто подражает взрослому, т.е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в его присутствии и при непосредственном показе. Поэтому важно, чтобы малыш научился выделять необходимые свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтересовать его игрушкой, стимулировать желание действовать. Первоначально действия эти выполняются только через практические пробы, потому что ребенок еще не способен зрительно сравнивать величину и форму предмета. Только какое-либо неоднократное действие с игрушкой сможет убедить его в несостоятельности попыток. Только так он поймет, что нужно, например, не втискивать деталь, а примерять до тех пор, пока не будет найдена необходимая. Игрушки - пирамидки, кубики, матрешки - как бы сами подсказывают, какая деталь подходит. Поэтому их и называют автодидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получит результат.

В 2-2,5 года формируется новый тип восприятия - зрительно соотнесенное. Его называют так потому, что свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойств другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали подбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Разумеется, зрительный выбор по образцу - гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или примеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом - по цвету. Это значит, что новые действия формируются первоначально для тех свойств предмета, которые непосредственно задействованы, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные.

На третьем году жизни ребенок способен уже сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его «как домик», а круглый - «как мячик». Это означает: у ребенка есть представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Но эти представления сами по себе не формируются. Со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводят к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в период раннего детства ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. В основе догадки - элементарная форма внутреннего действия, но не с реальными предметами, а с их образами, представлениями и способами употребления. Такое мышление в психологии называют наглядно-образным.

В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если и выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Игры, которые мы предлагаем вниманию читателей с различными составными игрушками - пирамидками, кубиками, картинками, - развивают не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.

ВКЛАДЫШИ

Игры и занятия с вкладышами предполагают индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого: он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает. В некоторых случаях понадобятся два одинаковых предмета: один - для показа и образца, другой - для воспроизведения правильного действия.

Самое первое соотносящее действие -вкладывание одного предмета в другой. Уже в конце первого года жизни ребенок с удовольствием достает из коробки или мешочка игрушки. Сначала он предпочитает только вытаскивать и разбрасывать их. В начале второго года жизни собирание мелких предметов становится любимым занятием. Малыш может сосредоточенно собирать в коробку или миску палочки, колесики, шишки, а потом доставать их. Конечно, следует не только поддерживать это простое занятие, но и предоставлять для него материал. Желательно показывать, как собирать пуговицы или брусочки в кастрюльку, как перекладывать их в коробку, в мешочек, а потом опять в кастрюльку. Если ребенок заинтересуется, он на какое-то время сосредоточится на этом действии. Основное удовольствие приносит сам процесс перемещения предметов, а не результат.

Более сложным представляется действие со специальными игрушками - вкладышами. Их значимость: развивают восприятие и мышление. Набор вкладышей - это несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера: кубики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, тем самым координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину.

Сначала можно предложить всего два-три предмета. Взрослый ставит на стол больший кубик, в который спрятаны два маленьких, и поднимает верхний. Малыш видит следующий кубик, поменьше. Его тоже снимают, чтобы показать самый маленький. Далее меньшие кубики накрываются большими. На практике действия озвучиваются в такой последовательности: «Что там у нас прячется? -спрашивает взрослый. - Смотри, еще кубик, а под ним еще. А теперь спрячем его, вот так! {Показ.) Нет кубика! И этот тоже спрячем. И опять один кубик остался». Разыгрывается нечто вроде игры в прятки, в которой ребенок наверняка захочет принять участие. Сначала он будет только снимать верхние кубики, а взрослый собирать. Поэтому можно попробовать совместно (действуя руками ребенка) спрятать маленький кубик, «надев» на него больший, и показать, что «прячется» только меньший предмет в больший, а не наоборот.

Постепенно для самостоятельных манипуляций число вкладышей увеличивается   (до   четырех-пяти). Не исключено, что на первых порах ребенок будет пробовать втиснуть    один предмет в другой силой. Если бесполезное действие «задерживается», педагог дает другой предмет, но меньшего размера; совместно они вкладывают его в больший. Так, путем проб малыш учится перебирать предметы и выбирать среди них нужные.

Одна из любимых детских игр - раскладывание предметов по разным емкостям. Разложив все элементы вкладышей, например миски, в порядке убывания, взрослый вкладывает в каждую по одной бусинке. Ребенок наверняка продолжит это занятие самостоятельно. Сначала его внимания не заостряют на соответствии величины миски и бусинки. Главное, положить какой-либо один предмет. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой - побольше, в маленький -поменьше.

Варианты игр с вкладышами. Первый: постройка башенки. Педагог ставит меньший кубик на больший и удивляется: «Вот какая башенка получилась!» Башня будет расти до тех пор, пока малыш не развалит ее. Но через определенное время у него обязательно возникнет желание самому принять участие в строительстве. Только так, на практике, можно убедиться: башня получается, когда маленький кубик «становится» на большой.

Второй вариант (для детей 2,5 лет). Используются специальные коробки с прорезями или углублениями различной формы, окрашенные в цвет, соответствующий вкладываемой детали. Для каждого отверстия играющий подбирает нужную по форме (или размеру) «крышечку».

Этот дидактический материал -три карточки с рельефным контуром (окошком) какой-либо геометрической фигуры - можно изготовить самостоятельно. Для рельефного контура понадобится плотный картон из двух слоев. На верхнем слое предварительно вырезается окошко, форма и размеры которого соответствуют одной из основных фигур (круг, квадрат или треугольник). Фигура должна вкладываться в окошко и выниматься из него легко. Педагог показывает, как закрывается крышкой окошко; обращает внимание: каждому подходит только одна определенная крышка: вместе с ребенком подбирает соответствующие формы и только после этого предоставляет возможность играть самостоятельно.

Рассадив трех-четырех малышей вокруг стола, на котором разложены разные геометрические фигуры, педагог дает каждому карточку с рельефным контуром. Дети должны рассмотреть их, обвести пальцем контур своего окошка и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, какая крышка подойдет твоему окошку?» Если ребенок выбирает неправильную фигуру, педагог тем не менее дает возможность выполнить действие до конца (т.е. убедить, что выбран не тот предмет). Когда подходящая крышка наконец найдена, взрослый, выразив восхищение, сначала сам показывает остальным игрокам, как закрывается окошко, а затем просит ребенка самостоятельно выполнить то же действие. Для закрепления дайте ребенку возможность подержать свое окошко и несколько раз самостоятельно открыть и закрыть его. Далее по такой же схеме «отыскивается»  крышка для следующего ребенка. Когда все «окошки» закрыты, взрослый торжественно открывает их, раскладывает фигуры на столе и предлагает детям поменяться «своими окошками». Игра продолжается до тех пор, пока сохраняется интерес к ней.

ИГРЫ С ПИРАМИДКОЙ

Для детей от года до полутора лет подбирается простая пирамидка - из трех-четырех колец одного размера. Малыши обычно предпочитают разбирать игрушку. Задача взрослого - научить правильно брать кольцо пальцами и надевать его на стержень. Показ и помощь желательно сопровождать словами («Вот так! Взял колечки пальчиками, надел колечко на палочку. Молодец! Попробуем еще раз»). Если малыш не освоил движения, взрослый помогает, действуя совместно с ним. Надев все колечки и колпачок, показывает, что получилось.

Игру можно усложнить, предложив пирамидки с колечками разного размера. Конечно, поначалу ребенок будет складывать кольца, не обращая внимания на размер. Наиболее простая и удобная пирамидка - с основанием в виде конуса. Играя с нею, ребенок убеждается, какое колечко свободно опускается, какое не влезает на стержень. Детей от полутора лет можно учить складывать так называемую гладкую пирамидку, т.е. сложенную правильно -от большего кольца к меньшему она на ощупь гладкая. Взрослый обращает внимание на этот факт: проводит рукой малыша по неправильно собранной пирамидке, указывает на неровности. То же самое проделывается и с правильно собранной игрушкой.

Играя с ребенком, педагог обязательно проявляет внимание и высказывает одобрение, даже если малыш с усердием нанизывает колечки неправильной величины.

С детьми полутора-двух лет действия с пирамидкой можно разнообразить, например, заданием «Сложи дорожку» - сначала простым подбором колец, затем - от большего к меньшему. Образец выполнения задания показывается. (Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком.) Из колец можно построить и башенку, каждое верхнее колечко которой должно быть меньше нижнего. Чтобы научить ребенка различать величину, педагог раскладывает кольца вперемешку и предлагает найти самое маленькое, потом самое большое и т.д. Накладывая одно колечко на другое, он показывает, что большее по размеру кольцо всегда выступает из-под меньшего.

Пирамидка с кольцами разного цвета -прекрасный материал, с помощью которого дети учатся различать цвета. Но для этого игра обязательно сопровождается и показом, и речевыми комментариями. Один из вариантов этой игры - две одинаковые пирамидки из трех-четырех колец разного цвета (для педагога и ребенка). Задание - разобрать свою пирамидку - получает тот, кто уже умеет нанизывать кольца. Те же действия выполняет и педагог, попутно показывая кольцо какого-либо цвета и спрашивая: «У тебя есть такое же? Красное?» Если ребенок ошибется, взрослый помогает: находит и прикладывает к своему кольцу, чтобы продемонстрировать совпадение цветов. Для занятий с детьми третьего года жизни подбираются пирамидки из шести-семи колец разного цвета. По заданию педагога, у которого в руках, например, красное колечко, ребенок находит диски того же цвета (или зеленые, желтые); собирая пирамидку на ощупь (закрыв глаза), определяет размеры колец и правильность сложения.

С детьми третьего года жизни с помощью пирамидки можно разыгрывать и коллективные игры (4-6 детей). Все действия играющие под руководством воспитателя выполняют одновременно. Общность решаемой задачи сближает участников, способствует развитию чувства согласованности, взаимопонимания. Кроме того, наблюдая, как действуют партнеры, малыши лучше осознают свои действия. Приведем несколько примеров.

«Разберем и соберем».

Цель игры: увлечь детей содержанием и совместным решением общей задачи - разобрать и собрать пирамидку.

Материал: пирамидка, число колечек которой соответствует числу участников. Ход игры. Рассадив детей вокруг стола, взрослый привлекает внимание к новой игрушке, к ее конструкции - проводя рукой, показывает, что сверху колечки совсем маленькие, внизу - самые большие; предлагает всем повторить это движение. Затем обращается к каждому играющему и дает задание: одному снять колпачок, другому - самое маленькое колечко, третьему - верхнее колечко и т.д. Первая часть игры заканчивается на том, что перед участниками на столе должны лежать колечки, а в руках педагога - пустая палочка с подставкой.

Содержание второй части: постепенно надеть на палочку все кольца и колпачок. Педагог, исполняя роль пирамидки, которой холодно без одежды, предлагает «одеть» ее и начать, конечно, с самого большого колечка. Если дети не понимают задания, педагог обращается к одному ребенку: «У тебя самое большое колечко, пожалуйста, надень на мою палочку», затем к другому и т.д.

Примечание. Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде привлекают детей: зная ход последующих решений, они лучше осознают свои действия. Кроме того, преобразуя внешний вид пирамидки, постепенно приходят к мысли об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета, его обратимости.

«Приходите на лужок». Цель игры: выбрать колечко, соответствующее по величине наглядному образцу. Материал: одноцветные пирамидки (на каждого ребенка); картонный круг диаметром 15-20 см, окрашенный в зеленый цвет.

Ход игры. Усадив детей за стол и раздав всем по пирамидке, педагог кладет на середину стола зеленый круг и поясняет: «Это у нас лужайка, покрытая зеленой травкой. На эту лужайку будут приходить колечки, чтобы поиграть». По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают колечки на столе ровными рядами. «Так колечки отдыхают», - объясняет педагог и, взяв самое маленькое колечко из своей пирамидки, кладет его на середину круга со словами: «Приходите, колечки, на лужок, становитесь-ка в кружок». На лужайку, образуя круг, «выходят» такие же маленькие колечки. Взрослый помогает детям, вместе с ними любуется получившимся узором и проверяет (накладывая кружки друг на друга), все ли колечки одинаковой величины. Убедившись в правильном выполнении задания, предлагает поиграть: «Пусть колечки попрыгают, покружатся, разбегутся, соберутся, а потом возвратятся домой». Отдыхать на лужайку «приглашаются» уже другие колечки - побольше.

Вариант игры. Колечко выбирает ребенок и кладет его в центр круга. Дети повторяют текст: «Приходите на лужок, собирайтесь-ка в кружок», с помощью взрослого находят у себя колечко необходимой величины и ставят его в общий хоровод. Игра повторяется.

«Солнышко». Цель игры: формировать у детей устойчивый образ предмета, независимо от его положения в пространстве.

Материал: одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (на каждого ребенка); оранжевый картонный круг для обозначения центра, к которому сходятся лучи.

Ход игры. Вокруг стола, на котором лежит картонный круг, рассаживаются дети. Каждый получает по пирамидке.

Взрослый. Пирамидки мне сказали по секрету, что они устали, что им очень хочется полежать. Поможем им? Посмотрите, как это можно сделать. (Снимает колпачок со своей пирамидки и ставит в центр стола). Пожалуйста, снимите верхнее колечко со своей пирамидки, самое маленькое, и придвиньте его к моему колпачку. Теперь снимите следующее колечко.

Когда все колечки сняты и разложены от центра к краю стола в порядке возрастания, взрослый подравнивает ряды-лучи.

Взрослый. Полюбуйтесь, какое красивое получилось солнышко с разноцветными лучами. И эти лучики сделали вы... А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставки. Надоело им стоять такими некрасивыми. Может, позовем колечки домой и опять поставим их так, как было раньше! Какое колечко позовем сначала? Скажу вам по секрету: внизу, у подставки, всегда самое большое кольцо. (Дети выполняют задание.) А теперь какое кольцо позовем? Тоже большое, но чуть поменьше, вот такое. (Показ)

Так, действуя по образцу, дети собирают свои пирамидки по убывающей величине и по предложению воспитателя разыгрывают веселое гуляние: пирамидки прыгают, кружатся, ложатся отдыхать. Игра повторяется до тех пор, пока дети сохраняют интерес,

Возможно, при повторах уже не придется каждый раз подсказывать величину нужных колечек - дети научатся выбирать их сами. В этом собственно и цель игры.

ИГРЫ С КУБИКАМИ

Этот игровой материал можно использовать с детьми второго года жизни. Подойдут кубики деревянные или пластиковые. Задача педагога - знакомить малышей с предметами, содержащими новизну; учить удерживать кубики, перекладывать их из одной руки в другую; строить несложные башенки из двух-трех предметов одинаковой величины.

Дети третьего года жизни могут строить башенки, домики для кукол, стулья уже из большего числа кубиков (шесть-восемь) и разной величины. Педагог в ходе занятия обращает внимание на величину материала (большой кирпичик, поменьше, еще поменьше), помогает словесно («Вот взял большой кубик, правильно; теперь нужно искать поменьше. А где у нас самый маленький?»); показывает, как из кубиков возводят ворота, складывают кровать или лесенку, по которой можно «пройтись» пальцами. Важно, чтобы педагог сформировал у детей способность действовать по образцу.

ИГРЫ С КАРТИНКАМИ

На втором году жизни ребенок уже способен узнавать на картинках изображения знакомых предметов. Исходя из этого, рисунки можно использовать на занятиях в ходе развивающих игр. Вот некоторые примеры.

Найди половинку. Цель игры: ориентировать детей на установление логической связи и цветового единства (что позволяет из двух частей составить одно целое).

Материал: два одинаковых набора красочных открыток (по три-четыре), из которых один набор предварительно разрезан пополам.

Ход игры. На столе разложены картинки, разрезанные пополам. Показав одну целую картинку, взрослый берет со стола ее половинку и просит подобрать к ней соответствующую часть. Если ребенок затрудняется, задание взрослый и ребенок выполняют вместе. Игру можно усложнить, увеличив число половинок от шести до восьми или разрезав картинки на три или четыре части.

Угадай, что на картинке. Цель игры: ориентировать детей на установление логической связи и цветового единства.

Материал: разрезанные картинки, на которых изображено что-либо хорошо знакомое (например, животное, предмет мебели, фрукт).

Ход игры. Взрослый показывает ребенку половину изображения и просит угадать, что нарисовано. Картинку можно или разрезать или закрыть какую-либо   ее часть белой бумагой. (Более сложный вариант: показывают не половину, а третью или четвертую часть картинки.)

Зайчик и белочка. Цель игры: учить детей удерживать и выполнять инструкцию, осуществлять элементарную классификацию предметов.

Материал: морковка и орехи (по пять-шесть штук), вырезанные из бумаги; две игрушки - зайчик и белочка.

Ход игры: Взрослый, показывая ребенку игрушки и рассаживая их в разных частях комнаты). Зайчики любят морковку, а белки - орешки. Вот тебе орехи и морковка. Зайчику, пожалуйста, дай все морковки, а белочке - орешки. Молодец! И зайчик доволен, и белочка. Спасибо тебе и за белочку, и за зайчика.

Зайчика и белочку можно заметить другими персонажами - ежиком, мишкой, собачкой или их изображениями, т.е. картинками с различными животными. Здесь важно, какое именно животное и чем оно любит полакомиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль картины в развитии речи и мышления детей раннего возраста

Занятие с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В  первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Оно играет стратегически важную роль в развитии вы...

Развитие речи и мышления детей раннего возраста

Развитие речи и мышления детей раннего возраста. Взаимодействие семьи и детского сада по проблеме развития речи детей раннего возраста. Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка...

Статья "Развитие мышления в раннем возрасте"

Ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью....

Развитие мышления детей раннего возраста

Всероссийский практико-ориентированном семинаре "Игра в дошкольном детстве: требования ФГОС"Тема выступления: "Развитие наглядно-образного мышления детей средствами игры"...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Долгосрочный педагогический проект "Развитие пространственного мышления детей раннего возраста" (от 1 года до 2 лет)

В данной работе даю информационную характеристику проекта, а именно называю тип проекта, обозначаю сроки реализации, указываю участников проекта, объясняю актуальность выбранной темы, указываю цель, з...