Долгосрочный педагогический проект "Развитие пространственного мышления детей раннего возраста" (от 1 года до 2 лет)
проект (младшая группа)

Рыбина Наталья Владимировна

В данной работе даю информационную характеристику проекта, а именно называю тип проекта, обозначаю сроки реализации, указываю участников проекта, объясняю актуальность выбранной темы, указываю цель, задачи проекта, методы и формы работы. Кроме того в доступной форме раскрываю этапы работы и даю краткое содержание реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Долгосрочный педагогический проект

«Развитие пространственного мышления

детей раннего возраста»

 (от 1 года до 2 лет)

Выполнила:

Воспитатель Рыбина Н.В.

2022-2023 уч. год

Информационная характеристика проекта.

Тип проекта:

 По продолжительности – долгосрочный;

 По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);

 По характеру доминирующей в проекте деятельности – практико-ориентированный, общественно-значимый.

Срок реализации проекта: сентябрь 2022 года – май 2023 года

Участники реализации проекта:

 Воспитатели: Рыбина Наталья Владимировна, Мартынова Снежана Валериановна, Умнова Ольга Валериановна

 Воспитанники: дети группы раннего развития, 1- 2 лет

 Родители детей группы раннего развития

Актуальность темы. Проблема.

Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач.

Маленьким детям пока еще очень сложно ориентироваться в большом мире, у них часто возникают трудности с ориентированием в пространстве.

Исходя из наблюдений видно, что дети испытывают трудности в выполнении поручений по ориентированию в группе, в самостоятельной деятельности, к тому же на листе бумаги. Им сложно отвечать на вопросы «где?», понять, что ближе, а что дальше. Не все дети могут выполняют точные поручения воспитателя («поставь на полку», «положи рядом…»). Почти всем детям сложно двигаться в заданном направлении («садимся за стол», «идём в кровать»). Сложно детям и копировать действия воспитателя, например, складывать пирамидку, башню, делать дорожку из брусков и т.д.

Полученные результаты показали, что детей необходимо учить ориентироваться в пространстве, так как это умение является важным условием познания окружающего мира.  Кроме того, формирование пространственного мышления ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом.

Таким образом, развитие пространственного мышления – тема актуальная и важная для развития детей от 1до 2 лет.

Исходя из вышесказанного, цель моей работы следующая:

- использовать наиболее эффективные методы и приёмы по развитию пространственного мышления у детей младшего дошкольного возраста с учётом усовершенствования развивающей предметно-пространственной среды.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Сформировать пространственное мышление в соответствии с возрастом.

2. Продолжать формировать умение определять свое местонахождение, а

также положение одного предмета по отношению к другому.

3. Познакомить со специальными словами, обозначающими пространственные признаки.

4. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду.

Предполагаемый результат моей работы:

  •  Положительная динамика в умении ориентироваться в пространстве, на плоскости, в соответствии с возрастом.
  • Повышение уровня знаний о пространственном мышлении.
  • Усовершенствование развивающей предметно – пространственной среды.

Формы работы: комплекс методов и приемов в образовательной деятельности, в режимных моментах и в работе с родителями.

Основные методы:

  • Практические методы (моделирование, упражнения, опыты, дидактические игры, физминутки, рисование, лепка и др.)
  • Словесные методы (чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок, рассказ, беседа, объяснение и др.)
  • Наглядные методы (показ картинок, демонстрация иллюстраций, рассматривание картинок, наблюдения и др.)
  • Игровые методы (дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, народные игры, подвижные игры, игры-драматизации, настольно-печатные игры и др.)

Одной из форм работы с детьми являются сюжетные, индивидуальные, подгрупповые, построенные в игровой форме упражнения. Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. Игра в сочетании с художественным словом, с движением придают процессу обучения увлекательную форму.

Этапы проекта.

Этап проекта

Содержание работы

Сроки реализации

Подготовительный этап

- определение темы проекта;

- разбор основных понятий (пространственное мышление, специальные слова, обозначающие пространственные признаки);

- постановка целей и задач;

- определение методов, форм работы и содержания;

- изучение методической, педагогической работы, опыта работы коллег;

- подбор материала для детей и их родителей;

- ознакомление родителей с темой самообразования

Сентябрь – октябрь 2022 года

Основной этап

- непосредственно образовательная и совместная деятельность в режимных моментах в соответствии с темой проекта

Ноябрь 2022 г –

апрель 2023 г.

Завершающий этап

- систематизация наработанного материала;

- подведение итогов реализации проекта

Начало мая 2023 г.

Презентационный этап

- доклад о проделанной работе на педагогическом совете;

- отчет о работе по теме самообразования

Конец мая 2023 г.

Краткое содержание реализации проекта.

  1. Развитие пространственного мышления в НОД:

На физкультуре:

Построения, игры, ОРУ с движениями, приемы активного перемещения детей и др.

Пример 1:

Руки в стороны!

В полет отправляем самолет!

Одно крыло вперед (поднимают одну руку),

Другое крыло вперед (поднимают вторую руку),

Два крыла вперед (поднимают две руки и разводят в стороны)

Полетел наш самолет (дети бегут - руки в стороны) и др.

Пример 2:

ОРУ с погремушками.

- Погремушками стучим по коленочкам и прячем за спинку.

- Понимаем погремушки над головой, а потом опускаем.

- Приседаем с погремушками и стучим по полу.

- Кружимся с погремушками в одну сторону и в другую сторону.

- Прыгаем и гремим погремушками.

На музыкальных занятиях:

По песням Железновой («У жирафа пятна…», «Вот мы в автобусе сидим…», «Шарики», «Вот носик», «Головой мы покиваем», «Пальчик, где твой домик?», «Мы ногами топ, топ, топ…» и по другим детским песням.

На рисовании, лепке:

Учимся ориентироваться на листе бумаги, соизмерять размеры изображения, пластилина, делаем фигуры и др.

Пример 1:

- Закрашиваем пальчиком «дырочки» на картинках или закрываем «дырочки» пластилином.

Пример 2:

- Рисуем восковым мелком кружочек, рядом другой, внутри круга рисуем маленький круг и т.д.

На занятиях по развитии речи:

При чтении художественных произведения, рассматривании картинок интонационно выразительно эмоционально и жестами обращаю внимание на термины, обозначающие направление, местонахождение в пространстве.

Провожу беседы по ориентировке в пространстве: «Вверх- вниз», «Далеко, близко, высоко, низко», «Вперед и назад» и др.

Выполняем артикуляционную гимнастику – простейшие упражнения с язычком: язычок «вышел погулять», «спрятался в домик», «посмотрел наверх, вниз, вправо, влево»

Помогают развивать пространственное мышление и потешки, загадки, стихотворения, заклички, колыбельные.

Пример:

Посмотри-ка вверх, дружок!             Посмотришь вниз – увидишь пол,

Ты увидишь потолок.                         Котик по полу прошел,

Белый он на вид –                               На полу лежит ковер.

Белой краскою покрыт.                      Как красив на нем узор!

Поняли, дети, смышленые наши,         - Рука левая,

Если едим мы рассольник и кашу,        Расскажи, что делала?

Ложки мы держим в правой руке,        - Расскажу я вам, друзья!

Не зажимая ее в кулаке.                         Помогала правой я.

Загадки.

Хитрая плутовка,                                         Маленький, робкий

Рыжая головка                                             Скачет по лужайке,

Сзади хвост – её краса                                Сзади хвост короткий

А зовут её . . . (лиса)                                    Узнаёте . . . (зайку)

Спереди у зверя рог,                                    Впереди нацелены рога,

Он зовется . . . (носорог)                             Пастух ведет её в луга. (корова)

Игры и упражнения на любых занятиях и в режимных моментах:

Упражнения с музыкальными инструментами: «Где звучит? (вверху, снизу, сзади), построение в круг, движение по кругу и т.д.

 «Кто где стоит?», «Выполни правильно», «Скажи, где…», «Найди фигуру», «Где стоят игрушки?», «Что изменилось?», «Найди похожие по форме», «Найди мишку», «Где зайчик?», «Положи рядом», «Далеко-близко» и др.

  1. Развитие пространственного мышления в режимных моментах.

Самостоятельные игры в группе.

 - Играем на ковре машинками, колясками и другими большими игрушками на колесиках; в настольные игры играем за столом; мячики «живут» в манеже;

- Убираем игрушки на места: кубики, конструктор, мягкие пазлы и др. «живут» на полке, телефоны, ведерки, фотоаппараты, рули и др. – на столе, мячики – в манеже и т.д.

Умывание, туалет.

- Учимся ориентироваться и в туалете: где кран, где лежат горшки, где у кого полотенца, сидеть на скамеечке и т.д.

Утренняя зарядка + на зарядке после сна.

Во время утренних зарядок активно осваиваем пространство: ходим по «дорожке здоровья», делаем повороты, руки вверх поднимаем и вниз опускаем, встаем в круг, строимся друг за другом, идём вперед, отходим назад и т.д.

Пример:

Видим, скачут по опушке (Руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо и влево)

Две зеленые лягушки.

Прыг – скок, прыг – скок (прыжки)

Прыгать с пятки на носок. (переступать с носка на пятку)

На болоте две подружки, (руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вперед наклонялись,

Назад наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет (ходьба на месте)

          Всем друзьям физкульт - привет!

Пример:

Мы проснулись, потянулись!

Раз – нагнулись,

Два – нагнулись,

Ручки в стороны раскинем

И за голову закинем.

Вправо, влево повернемся

И друг другу улыбнемся.

+Гимнастика для глаз.

Пример:
Всю неделю по порядку

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся:

Вниз посмотрят – на траву –

И обратно в высоту (поднимают глаза вверх, опускают их вниз).

Во вторник часики-глаза

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо –

Не устанут никогда (смотрим глазками в правую сторону, в левую, головой не вертим).

Пальчиковые игры.

Пример:     Снежинки.

Падают снежинки,

Белые пушинки.

Падают на плечи,

Падают на ножки,

Падают на щечки,

Также на ладошки.

Падают на грудку,

Падают на нос.

С Северного полюса

Ветер их принес.

Снежинки летят.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла

Туча по небу плыла.

В форме шара туча!

(пальцы рук соединяем подушечками и округляем).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

(руки поднять вверх, пальцы развести в сторону, руки медленно опускаем вниз).

Ветер дунул, загудел,

Рой снежинок вверх взлетел.

(встряхнуть кистями рук, поднимает вверх, вращая кистями)

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится

(вращаем кистями, попеременно скрещивая руки)

Режимные моменты за столом.

Учимся носить стульчики к столу, находить свое место, сидеть ровно, смотреть перед собой, держать ложку правой рукой правильно, хлеб держать слева от себя и т.д.

Режимные моменты на прогулке.

Учимся одеваться (правая ручка, ножка, левая ручка, ножка, ручку поднимем наверх, на голову шапку и т.д.), учимся подниматься и спускаться с лестницы, гулять на определенной территории, не выходя пределы прогулочной площадки, наблюдаем за птицами, за снежинками, снегом (вверху, снизу), качаемся на качелях (вверх и вниз), играем в игры «Где спряталась игрушка?», «Прямо (направо, налево) пойдем, что-то найдем», учимся играть в подвижные игры «Большие ноги шли по дороге», «Самолет летит…», «Мишка косолапый…», «Зайка серенький сидит…», «Лохматый пёс» и др.

  1. Совместная работа с родителями

Я ознакомила родителей с содержанием и значением развитие пространственного мышления у детей.

Родителям было предложено осуществлять эту работу по следующим направлениям:

- специальные игры упражнения для развития пространственного мышления;

- освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки;

- применение пространственных ориентировок и слов – терминов в окружающей действительности, развитие наблюдательности.

Родители участвовали в благоустройстве развивающей предметно – пространственной среды группы и веранды. Актуальной формой взаимодействия с родителями определена совместная деятельность, где родители являются активными участниками.

Список литературы.

  1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.
  2. Васина, Ю.М. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактических играх и упражнениях / Ю.М. Васина, О.И. Кокорева // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы 4 Международной научной конференции, Донецк, 31 октября 2019 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой – Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. – С. 8-9.
  3. Вовчик-Блакитная, М.В. Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного и школьного возраста / М.В. Вовчик-Блакитная. – М.: Просвещение, 2011. – 125 с.
  4. Елецкая, О.В. Путешествие по времени и пространству / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачева. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
  5. Муссейибова, Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственных дифференцировок у дошкольников / Т.А. Муссейибова // «Дошкольное воспитание», 2013. - №9. – С.34-43.
  6. Рыбалко, Е.Ф. Формирование пространства у детей / Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с.
  7. Соловьева, Н.А. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре / Н.А. Соловьева, Т.А. Карчемкина // Актуальные задачи педагогики: Материалы 9 Международной научной конференции, Москва, 20-23 июня, 2018 года. – Москва: Буки-Веди, 2018. – С. 42-44.
  8. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления дошкольников / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2011. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности.

В статье по развитии пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности описывается о том с чего надо начинать работ у, начиная с младшего дошкольного возраста. продол...

Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».

Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...