Долгосрочный педагогический проект "Развитие пространственного мышления детей раннего возраста" (от 1 года до 2 лет)
проект (младшая группа)
В данной работе даю информационную характеристику проекта, а именно называю тип проекта, обозначаю сроки реализации, указываю участников проекта, объясняю актуальность выбранной темы, указываю цель, задачи проекта, методы и формы работы. Кроме того в доступной форме раскрываю этапы работы и даю краткое содержание реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Долгосрочный педагогический проект
«Развитие пространственного мышления
детей раннего возраста»
(от 1 года до 2 лет)
Выполнила:
Воспитатель Рыбина Н.В.
2022-2023 уч. год
Информационная характеристика проекта.
Тип проекта:
∙ По продолжительности – долгосрочный;
∙ По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
∙ По характеру доминирующей в проекте деятельности – практико-ориентированный, общественно-значимый.
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 года – май 2023 года
Участники реализации проекта:
∙ Воспитатели: Рыбина Наталья Владимировна, Мартынова Снежана Валериановна, Умнова Ольга Валериановна
∙ Воспитанники: дети группы раннего развития, 1- 2 лет
∙ Родители детей группы раннего развития
Актуальность темы. Проблема.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач.
Маленьким детям пока еще очень сложно ориентироваться в большом мире, у них часто возникают трудности с ориентированием в пространстве.
Исходя из наблюдений видно, что дети испытывают трудности в выполнении поручений по ориентированию в группе, в самостоятельной деятельности, к тому же на листе бумаги. Им сложно отвечать на вопросы «где?», понять, что ближе, а что дальше. Не все дети могут выполняют точные поручения воспитателя («поставь на полку», «положи рядом…»). Почти всем детям сложно двигаться в заданном направлении («садимся за стол», «идём в кровать»). Сложно детям и копировать действия воспитателя, например, складывать пирамидку, башню, делать дорожку из брусков и т.д.
Полученные результаты показали, что детей необходимо учить ориентироваться в пространстве, так как это умение является важным условием познания окружающего мира. Кроме того, формирование пространственного мышления ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом.
Таким образом, развитие пространственного мышления – тема актуальная и важная для развития детей от 1до 2 лет.
Исходя из вышесказанного, цель моей работы следующая:
- использовать наиболее эффективные методы и приёмы по развитию пространственного мышления у детей младшего дошкольного возраста с учётом усовершенствования развивающей предметно-пространственной среды.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Сформировать пространственное мышление в соответствии с возрастом.
2. Продолжать формировать умение определять свое местонахождение, а
также положение одного предмета по отношению к другому.
3. Познакомить со специальными словами, обозначающими пространственные признаки.
4. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду.
Предполагаемый результат моей работы:
- Положительная динамика в умении ориентироваться в пространстве, на плоскости, в соответствии с возрастом.
- Повышение уровня знаний о пространственном мышлении.
- Усовершенствование развивающей предметно – пространственной среды.
Формы работы: комплекс методов и приемов в образовательной деятельности, в режимных моментах и в работе с родителями.
Основные методы:
- Практические методы (моделирование, упражнения, опыты, дидактические игры, физминутки, рисование, лепка и др.)
- Словесные методы (чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок, рассказ, беседа, объяснение и др.)
- Наглядные методы (показ картинок, демонстрация иллюстраций, рассматривание картинок, наблюдения и др.)
- Игровые методы (дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, народные игры, подвижные игры, игры-драматизации, настольно-печатные игры и др.)
Одной из форм работы с детьми являются сюжетные, индивидуальные, подгрупповые, построенные в игровой форме упражнения. Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. Игра в сочетании с художественным словом, с движением придают процессу обучения увлекательную форму.
Этапы проекта.
Этап проекта | Содержание работы | Сроки реализации |
Подготовительный этап | - определение темы проекта; - разбор основных понятий (пространственное мышление, специальные слова, обозначающие пространственные признаки); - постановка целей и задач; - определение методов, форм работы и содержания; - изучение методической, педагогической работы, опыта работы коллег; - подбор материала для детей и их родителей; - ознакомление родителей с темой самообразования | Сентябрь – октябрь 2022 года |
Основной этап | - непосредственно образовательная и совместная деятельность в режимных моментах в соответствии с темой проекта | Ноябрь 2022 г – апрель 2023 г. |
Завершающий этап | - систематизация наработанного материала; - подведение итогов реализации проекта | Начало мая 2023 г. |
Презентационный этап | - доклад о проделанной работе на педагогическом совете; - отчет о работе по теме самообразования | Конец мая 2023 г. |
Краткое содержание реализации проекта.
- Развитие пространственного мышления в НОД:
На физкультуре:
Построения, игры, ОРУ с движениями, приемы активного перемещения детей и др.
Пример 1:
Руки в стороны!
В полет отправляем самолет!
Одно крыло вперед (поднимают одну руку),
Другое крыло вперед (поднимают вторую руку),
Два крыла вперед (поднимают две руки и разводят в стороны)
Полетел наш самолет (дети бегут - руки в стороны) и др.
Пример 2:
ОРУ с погремушками.
- Погремушками стучим по коленочкам и прячем за спинку.
- Понимаем погремушки над головой, а потом опускаем.
- Приседаем с погремушками и стучим по полу.
- Кружимся с погремушками в одну сторону и в другую сторону.
- Прыгаем и гремим погремушками.
На музыкальных занятиях:
По песням Железновой («У жирафа пятна…», «Вот мы в автобусе сидим…», «Шарики», «Вот носик», «Головой мы покиваем», «Пальчик, где твой домик?», «Мы ногами топ, топ, топ…» и по другим детским песням.
На рисовании, лепке:
Учимся ориентироваться на листе бумаги, соизмерять размеры изображения, пластилина, делаем фигуры и др.
Пример 1:
- Закрашиваем пальчиком «дырочки» на картинках или закрываем «дырочки» пластилином.
Пример 2:
- Рисуем восковым мелком кружочек, рядом другой, внутри круга рисуем маленький круг и т.д.
На занятиях по развитии речи:
При чтении художественных произведения, рассматривании картинок интонационно выразительно эмоционально и жестами обращаю внимание на термины, обозначающие направление, местонахождение в пространстве.
Провожу беседы по ориентировке в пространстве: «Вверх- вниз», «Далеко, близко, высоко, низко», «Вперед и назад» и др.
Выполняем артикуляционную гимнастику – простейшие упражнения с язычком: язычок «вышел погулять», «спрятался в домик», «посмотрел наверх, вниз, вправо, влево»
Помогают развивать пространственное мышление и потешки, загадки, стихотворения, заклички, колыбельные.
Пример:
Посмотри-ка вверх, дружок! Посмотришь вниз – увидишь пол,
Ты увидишь потолок. Котик по полу прошел,
Белый он на вид – На полу лежит ковер.
Белой краскою покрыт. Как красив на нем узор!
Поняли, дети, смышленые наши, - Рука левая,
Если едим мы рассольник и кашу, Расскажи, что делала?
Ложки мы держим в правой руке, - Расскажу я вам, друзья!
Не зажимая ее в кулаке. Помогала правой я.
Загадки.
Хитрая плутовка, Маленький, робкий
Рыжая головка Скачет по лужайке,
Сзади хвост – её краса Сзади хвост короткий
А зовут её . . . (лиса) Узнаёте . . . (зайку)
Спереди у зверя рог, Впереди нацелены рога,
Он зовется . . . (носорог) Пастух ведет её в луга. (корова)
Игры и упражнения на любых занятиях и в режимных моментах:
Упражнения с музыкальными инструментами: «Где звучит? (вверху, снизу, сзади), построение в круг, движение по кругу и т.д.
«Кто где стоит?», «Выполни правильно», «Скажи, где…», «Найди фигуру», «Где стоят игрушки?», «Что изменилось?», «Найди похожие по форме», «Найди мишку», «Где зайчик?», «Положи рядом», «Далеко-близко» и др.
- Развитие пространственного мышления в режимных моментах.
Самостоятельные игры в группе.
- Играем на ковре машинками, колясками и другими большими игрушками на колесиках; в настольные игры играем за столом; мячики «живут» в манеже;
- Убираем игрушки на места: кубики, конструктор, мягкие пазлы и др. «живут» на полке, телефоны, ведерки, фотоаппараты, рули и др. – на столе, мячики – в манеже и т.д.
Умывание, туалет.
- Учимся ориентироваться и в туалете: где кран, где лежат горшки, где у кого полотенца, сидеть на скамеечке и т.д.
Утренняя зарядка + на зарядке после сна.
Во время утренних зарядок активно осваиваем пространство: ходим по «дорожке здоровья», делаем повороты, руки вверх поднимаем и вниз опускаем, встаем в круг, строимся друг за другом, идём вперед, отходим назад и т.д.
Пример:
Видим, скачут по опушке (Руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо и влево)
Две зеленые лягушки.
Прыг – скок, прыг – скок (прыжки)
Прыгать с пятки на носок. (переступать с носка на пятку)
На болоте две подружки, (руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево)
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вперед наклонялись,
Назад наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет (ходьба на месте)
Всем друзьям физкульт - привет!
Пример:
Мы проснулись, потянулись!
Раз – нагнулись,
Два – нагнулись,
Ручки в стороны раскинем
И за голову закинем.
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
+Гимнастика для глаз.
Пример:
Всю неделю по порядку
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся:
Вниз посмотрят – на траву –
И обратно в высоту (поднимают глаза вверх, опускают их вниз).
Во вторник часики-глаза
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо –
Не устанут никогда (смотрим глазками в правую сторону, в левую, головой не вертим).
Пальчиковые игры.
Пример: Снежинки.
Падают снежинки,
Белые пушинки.
Падают на плечи,
Падают на ножки,
Падают на щечки,
Также на ладошки.
Падают на грудку,
Падают на нос.
С Северного полюса
Ветер их принес.
Снежинки летят.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла
Туча по небу плыла.
В форме шара туча!
(пальцы рук соединяем подушечками и округляем).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
(руки поднять вверх, пальцы развести в сторону, руки медленно опускаем вниз).
Ветер дунул, загудел,
Рой снежинок вверх взлетел.
(встряхнуть кистями рук, поднимает вверх, вращая кистями)
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится
(вращаем кистями, попеременно скрещивая руки)
Режимные моменты за столом.
Учимся носить стульчики к столу, находить свое место, сидеть ровно, смотреть перед собой, держать ложку правой рукой правильно, хлеб держать слева от себя и т.д.
Режимные моменты на прогулке.
Учимся одеваться (правая ручка, ножка, левая ручка, ножка, ручку поднимем наверх, на голову шапку и т.д.), учимся подниматься и спускаться с лестницы, гулять на определенной территории, не выходя пределы прогулочной площадки, наблюдаем за птицами, за снежинками, снегом (вверху, снизу), качаемся на качелях (вверх и вниз), играем в игры «Где спряталась игрушка?», «Прямо (направо, налево) пойдем, что-то найдем», учимся играть в подвижные игры «Большие ноги шли по дороге», «Самолет летит…», «Мишка косолапый…», «Зайка серенький сидит…», «Лохматый пёс» и др.
- Совместная работа с родителями
Я ознакомила родителей с содержанием и значением развитие пространственного мышления у детей.
Родителям было предложено осуществлять эту работу по следующим направлениям:
- специальные игры упражнения для развития пространственного мышления;
- освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки;
- применение пространственных ориентировок и слов – терминов в окружающей действительности, развитие наблюдательности.
Родители участвовали в благоустройстве развивающей предметно – пространственной среды группы и веранды. Актуальной формой взаимодействия с родителями определена совместная деятельность, где родители являются активными участниками.
Список литературы.
- Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.
- Васина, Ю.М. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактических играх и упражнениях / Ю.М. Васина, О.И. Кокорева // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы 4 Международной научной конференции, Донецк, 31 октября 2019 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой – Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. – С. 8-9.
- Вовчик-Блакитная, М.В. Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного и школьного возраста / М.В. Вовчик-Блакитная. – М.: Просвещение, 2011. – 125 с.
- Елецкая, О.В. Путешествие по времени и пространству / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачева. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
- Муссейибова, Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственных дифференцировок у дошкольников / Т.А. Муссейибова // «Дошкольное воспитание», 2013. - №9. – С.34-43.
- Рыбалко, Е.Ф. Формирование пространства у детей / Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с.
- Соловьева, Н.А. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре / Н.А. Соловьева, Т.А. Карчемкина // Актуальные задачи педагогики: Материалы 9 Международной научной конференции, Москва, 20-23 июня, 2018 года. – Москва: Буки-Веди, 2018. – С. 42-44.
- Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления дошкольников / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2011. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности.
В статье по развитии пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности описывается о том с чего надо начинать работ у, начиная с младшего дошкольного возраста. продол...
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления...
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 годак условиям ДОУ» Автор:воспитатель ...