Обучающий проект "Строим планету Доброты"
проект (средняя группа) по теме

Толмачева Светлана Геннадьевна

В настоящей работе отражены приемы проведения занятий, направленных на социализацию детей с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта. Данный проект может быть полезен для коррекционно-развивающей работы в специализированных дошкольных образовательных учреждениях, а  также работников обычных детских дошкольных учреждений, но с воспитанниками более младшего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  « Строим Планету Доброты»

Актуальность: работа с детьми с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта требует особого подхода, так как для них свойственна сниженная эмоциональная отзывчивость, слабая реакция на новизну, они не выделяют сверстника в качестве объекта взаимодействия, плохо идут на контакт со взрослыми. У детей отмечается неустойчивость эмоционального состояния. Социализация таких детей осложнена и требует особого подхода к овладению воспитанниками элементарных норм и правил взаимоотношений. Актуальность разработки форм и методов коррекционно-развивающей работы в специализированных дошкольных образовательных учреждениях связана также с изменением общественной позиции по отношению к таким детям, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Цель:

  • создать условия для нравственного развития ребёнка;
  • способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей;
  • формировать у детей единство нравственного поведения, чувств и переживаний.

Задачи:

  1. Исправлять негативные формы поведения у детей.
  2. Стимулировать активность детей в освоении нравственных ценностей, норм и правил.
  3. Вооружать воспитанников осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, действующих в нашем обществе.
  4. Углублять представления детей о значении доброжелательного отношения к окружающим людям.
  5. Учить искать выход из конфликтных ситуаций.
  6. Воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

Перспективное  планирование по проекту « Строим Планету Доброты»

Группа  №1 ЗПР 6-7 лет.

Тема

Задачи

Формы работы с детьми

Беседа

Чтение художественной литературы

Проблемные ситуации

Игры и упражнения на развитие эмоций

Продуктивная деятельность

«Добро и зло»

Формирование и закрепление представлений о «добре» и «зле», добрых и злых поступках. Умение решать проблемные ситуации, анализируя их.

«О добре и зле»,

«Если добрый ты – это хорошо».

С. Баруздин «Бревно»,

В. Осеева «Отомстила»

«Не будь злым», «Совершай добрые дела»

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Заполни пиктограммы, изображая злое и доброе лицо.

«Дружба»

Воспитывать положительные детские взаимоотношения, развивать интерес детей друг к другу, стремление к взаимопониманию и дружескому общению.

«Почему нужно уметь уступать»

«Как жить дружно без ссор»

Заучивание мирилок.

А. Кузнецова «Подружки»

«Договорились»

Игра «Вежливые слова»

Придумывание сказок о дружбе и оформление книги сказок.

Сделай подарок другу.

«Щедрость и жадность»

Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость, развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

«Кто живёт интересней щедрый или жадный»

Стихотворение

Я.Акима «Жадина»

«Мне купили самокат»

Игра «Комплимент», «Жадина»

Рисование «Рисунок другу»

«Гостеприимство»

Формировать нравственные качества: доброту, заботливость, чуткость, гостеприимство. Закреплять знание правил доброжелательного поведения.

«У тебя в гостях подруга (друг)»

О. Григорьева «Гостеприимство»

«Как вы поступите, если к вам пришёл гость, которого вы не звали?»

Обыграть ситуацию «Когда в группу приходит гость»

Составление кроссворда (на карточках эмоции, ребёнок изображает эмоцию, а дети отгадывают)

«Стремление  помочь»

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.

«Кто скоро помог, тот дважды помог» (русская народная поговорка)

В. Осеева «Просто старушка»,

Е. Бехлерова «Зайчик, который всем помогал»

Обыгрывание ситуаций:

1. Дети помогают упавшей старушке

2. Донести тяжёлые сумки

3. Уступают место в автобусе.

Игра «Поможем маме».

Упражнение «Спаси птенца»

Сделаем игрушки малышам.

«Любовь»

Вызвать желание говорить освоих близких, называть их имена. Формировать представления о семье в жизни ребёнка, о семейных традициях.

«Моя мама», «Как могут дети заботиться о взрослых»

С. Погорельский «Попробуй стать волшебником»

«Просьба мамы»

Драматизация сказки «Репка»,

Сюжетно-ролевая игра

«У бабушки день рождения»

Нарисовать поздравительную открытку бабушке.

Группа №2 ЗПР (3-5 лет)

Тема

Задачи

Формы работы с детьми

Рассказ воспитателя

Чтение художественной литературы

Игровая ситуация

Упражнение на развитие эмоций

Продуктивная деятельность

«Добро и зло»

Знакомить детей с понятиями «добро» и «зло». Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнать друг друга.

«Если добрый ты – это хорошо»

«Айболит»

К. И.Чуковский

«Девочка Солнышко знакомится с ребятами»

«Делай, как я»

«Шкатулка добрых дел»

 Рисование «Портрет Солнышка»

(на готовом силуэте дети рисуют глаза, улыбку)

«Дружба»

Поддерживать эмоционально положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстникам.

«Дружба начинается с улыбки»

Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» (пересказ с английского О.Образцовой)

«Кто в домике живёт?»

«Как куклы поссорились и помирились»

«Давай дружить» (мимика, жест, взгляды передаются друг другу)

Рисование «Весёлый хоровод»

«Щедрость и жадность»

Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать правильное отношение к негативным поступкам.

«Давайте поделимся с друзьями игрушками, сладостями, книжками»

Русские народные потешки «Пошёл котик на торжок», «Кисонька-мурысенька»

«Как Саша и Маша делились игрушками», «Солнышко приносит подарки»

«Подари радость» (улыбка, прикосновение, слово)

Аппликация «Делаем подарки ко дню рождения»

«Гостеприимство»

Помочь детям осмыслить и практически освоить правила поведения по отношению к гостям.

«Пригласим Солнышко в гости»

«В гости к Федосье» И. Мазнин.

«Мы принимаем гостей – кукол Алёну, Серёжу и обезьянку Чи-Чи»

«Нам хорошо вместе»

Лепка «Угощение для кукол»

«Стремление помочь»

Развивать интерес детей к совместным играм. Способствовать пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь.

«Маленькие помощники»

Русская народная потешка «Дед хотел ухи сварить»

«Что случилось с куклой Алёнкой?»,

По сюжету русской народной песенки «Как на тоненький ледок…»

«Скажи соседу доброе слово»

Коллективная аппликация «Красивые цветы»

«Любовь»

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям и членам семьи, называть их имена. Формировать представление о семье и родственных отношениях.

«Мама, папа, я – дружная семья»

Заучивание стихотворения «Мама» Я. Аким

«Семья за праздничным столом», «Семья встречает дедушку»

«Букет вежливых слов»

Аппликация «Открытка к празднику» (Дню семьи)

Группа детей с нарушением интеллекта

Тема

Формы работы с детьми

Задачи

Беседа,

рассказ воспитателя

Чтение художественной

литературы

Игровая ситуация

Упражнения на развитие эмоций

Совместная деятельность

«Добро и зло»

Знакомить с понятиями «добро»-

«зло»

Воспитывать добрые

чувства

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Волк и семеро козлят»

«Лунтик знакомится с ребятами»

«Скажи соседу доброе слово» (по кругу).

Поздороваемся приветливым голосом, ласково посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

« Делай, как я» (улыбка – хмурое лицо; ласковый жест – пригрозить пальцем).

Закрашивание силуэтов.

«Добрые и злые герои сказки»

«Дружба»

Учить доброжелательному

общению. Способствовать

сближению детей,

проявлению интереса к сверстникам.

«Мы-дружные ребята»

«Кот, петух и лиса»

«Поможем куклам помириться»

«Попроси игрушку»

Дети встают в кружок, берутся за руки. Руки у всех добрые, тёплые. «Нам хорошо вместе».

«Давай дружить» (мимика, жест, взгляды передаются по кругу).

Хороводная игра  «Вместе весело шагать…»

«Щедрость и жадность»

Раскрыть смысл понятий «жадный» и «щедрый».

Формировать нравственные представления (хорошие - плохие поступки).

Формировать представление о возможности  уступки

«Я беру игрушку»

В.Сутеев

«Мешок яблок»

«Научим Лунтика делиться с товарищами»

«Можно -нельзя»

Повтор слов « я не жадина », « я добрый ». «Волшебный горшочек» (возьмём хорошего настроения и выразим это мимически и жестами).

Лепка «Угощение для куклы»

«Гостеприимство»

 Рассказать детям о некоторых правилах, их значении, сформировать навыки правильного поведения в отношениях с детьми и взрослым.

Учить доброжелательному общению.

Закреплять навыки культуры поведения.

«Мы умеем делать

правильно»

«Теремок»

«Покажем и расскажем Лунтику, как надо встречать гостей»

«К нам гости пришли»

Поздороваться друг с другом, с воспитателем, называя всех по имени (воспитателя по имени отчеству).

Дети по – разному приветствуют друг друга.

Сюжетно-ролевая игра  «К кукле пришли гости»

«Стремление помочь»

Учить проявлять заботу об окружающих.

Формировать желание оказывать помощь.

«Мы уже большие и можем позаботиться о

взрослых, малышах»

«Заюшкина избушка»

«Ты вошёл в автобус».

«Кто уступит»

«Подари радость» (улыбка, прикосновение, слово).

« Делай, как я» (улыбка – хмурое лицо; ласковый жест – пригрозить пальцем.

Ремонт книг для малышей

«Любовь»

Вызвать желание говорить о своих близких ,называть их имена, сформировать представление о семье, о том ,что никто не должен разлучать ребёнка с родными

«Я люблю маму и папу»

«Гуси-лебеди»

«Покажем Лунтику семейные фотографии и расскажем о них »

«Мы мамины помощники»

«Шкатулка добрых слов».

«Делай по сигналу» (жесты, мимика). «Букет вежливых слов»

Фотовыставка

«Наш домашний праздник»

Итоговое мероприятие: совместный праздник «Путешествие по Планете Доброты»


Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В .Гербовой, Т. С. Комаровой.- М.: Мозаика Синтез, 2005. – 208 с.
  2. «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений». О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1992.
  3. «Страна Добра: социализация детей 5-7 лет» Е. О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2012, - 112 с
  4. «Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»:  Учебно – методическое пособие / научный редактор А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012. – 256 с
  5. «Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика – Синтез, 2012 -80 с.
  6. «Беседы о характере и чувствах»: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
  7. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» И.Ф.Мулько:  Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
  8. «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». Пособие для воспитателей, гувернёров, родителей. Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
  9. «Этика для детей 5-7 лет»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  10. «Особенности знаний дошкольников с нарушением интеллекта о социальном окружении // Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников. – СПб.: Образование, 1992. – ч. 111 – 121.
  11. «Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя/ под редакцией Л. П.Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – с. 135 – 147.
  12. «Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В. В. Гербова и др.-М.: Издательство Оникс, 2006. – 352 с.
  13. «Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В. В. Гербова и др.-М.: Издательство Оникс, 2006. – 336 с.

Рекомендации для педагогов, работающих по проекту «Строим Планету Доброты»

  1. Будьте эмоционально выразительными, улыбчивыми, терпеливыми в работе с детьми.
  2. Педагог должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению друг с другом, к проявлению доброжелательности. Не забывайте выразить своё одобрение за добрый поступок ребёнка, или хотя бы за стремление совершить этот поступок.
  3. Не стремитесь подробно объяснить детям нравственные истины и значение этих понятий, а подводите  к совместному их поиску.
  4. Тем более, не надо требовать от ребёнка определение понятий, их содержание ребёнок может усвоить лишь на конкретных жизненных примерах.
  5. Дети не всегда могут объяснить, почему ту или иную норму необходимо соблюдать. Надо помнить: нравственные привычки крепнут лишь постепенно, по мере обогащения  социального опыта детей.
  6. Важно развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других.
  7. Полезно проводить специальные беседы, инсценировки, игры, создавать и обсуждать проблемные ситуации, в которых дети должны принять решение, что-то сделать, чтобы выйти из затруднения.
  8. Основным в работе воспитателя является создание условий для эмоционального отклика детей на ситуацию, умение видеть нравственную сторону того или иного поступка.
  9. Эффективным в работе с детьми является умение воспитателя подчеркнуть в ребёнке позитивные качества, выразить веру в наличие этих качеств (даже если ребёнок проблемный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная обучающая игра «Планеты Солнечной системы»

Цель: закрепить полученные, во время образовательной деятельности, знания.Описание: Компании детей (2-3 человека) предлагается выполнить задание: вернуть планеты на свои орбиты. Планеты появляются по ...

Конспект интегрированного занятия по части, формируемой участниками образовательного процесса Тема: «Путешествие на планету Доброты» в старшей логопедической группе

Нравственное воспитание детей. учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи....

Обучающие карточки "Планеты,Космос".

Обучающие карточки "Планеты,Космос"....

Конспект ООД в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Планета доброты»

laquo;Планета доброты»Цели: Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости быть добрым, испытывая в этом внутрен...

Конспект организованной образовательной деятельности "Планета доброты"

Цель: закрепить и расширить представления детей о понятии «доброта», «добрые поступки» как о целом неотъемлемом качестве человека.Задачи:1.Обучающие: - продолжать закреплять нр...

Мастер-класс для педагогов «Моя планета доброты»

Цель:Повышение профессиональной компетенции педагогов через практическую деятельность по формированию нравственных качеств.Задачи:1. познакомить педагогов с одним из приемов формир...

Интегрированное занятие "Планета Доброты"

Есть хорошая примета, по утрам дарить приветы:- Солнцу красному - ПРИВЕТ!- Небу ясному – ПРИВЕТ!- Взрослые и малыши – ВАМ ПРИВЕТ ОТ ВСЕЙ ДУШИ!...