"Двадцать дней из жизни школьника"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Власова Лидия Николаевна

Программа для социальной эмоциональной подготовки детей подготовительной группы к школе. Содержит различные игры и упражнения на формирование самооценки, мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20_dney_iz_zhizni.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

               

                АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

« ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА»

(развитие коммуникативных навыков, повышение

самооценки, снятие эмоционального напряжения).

                 Для детей дошкольного возраста.

                                                          Автор: Власова Лидия

                                                                          Николаевна

                                                         Образование: высшее.

                                                         

                                                               Педагог-психолог

                                              высшей квалификационной категории

                                                         ДОУ № 334 Кировский район

                                                          г. Казань

                                                         

      

                                         Введение

      Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение. Все это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило , ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками.

       У педагогов и психологов вызывает тревогу то , что в последнее время в категорию слабоуспевающих  и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития  и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Особенно трудно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально и нравственно не готовы к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности. И сделать это нужно еще до того, как ребенок вступит на школьный порог.

       Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности , развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов , повышение уверенности в себе , развитие коммуникативных умений и навыков, а также подготовка родителей будущих первоклассников к школе.

       Работа с детьми по программе « 20 дней из жизни школьника» преследует цель постепенного усвоения детьми общественных норм, определяющих , что правильно и что неправильно, а также моральных суждений и социально приемлемого поведения. Это поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого. Робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Кто-то из детей, может быть, впервые почувствует поддержку и внимание своих родителей и увидит их в другом свете.

       При разработке программы был учтен опыт, лучшие педагогические находки уже существующих программ, например, материалы программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (составители Крюкова С.В.,Слободняк Н.П.), «Подарки фей» (составители А.Ю. Капская,Т.Л.Мирончик).

        Новизна данной программы заключается в том, что развитие  и отработка навыков общения детей дошкольного возраста проходит через основную деятельность – игру, но сама структура занятия строится по аналогии  с расписанием уроков в школе, где чередуются между собой перемены и уроки, а также подразумевается выполнение домашних заданий, (которые  прописываются в «Дневнике настроения») совместно с родителями. То есть в решении задач программы принимают участие и родители. «Дневник настроения», который заполняется ребенком в начале и в конце занятия, позволит педагогу отрефлексировать как настроение ребенка , так и эффективность самого занятия. А также служит связующим звеном между родителем и ребенком и  позволяет закрепить, расширить  знания детей, полученные на занятии.

     Конструкция программы создана с синтезом известных элементов, способов и приемов, используемых в сфере образования, с новыми и прогрессивными методиками развития.

      Основные развивающие, познавательные и воспитательные задачи:

  1. Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции , к формированию собственных ценностных ориентаций.
  2. Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов ,представленных в культуре.
  3. Сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
  4. Сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
  5. Развивать умение чувствовать и понимать другого человека.
  6. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
  7. Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.

 

     Методические рекомендации по работе с программой.

    Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.

    Содержанием диагностического этапа является исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития детей. Для диагностики когнитивного компонента нравственного сознания можно использовать методика «Закончи историю», «Лесенка»(С.Л.Рубинштейна), методику Рене Жиля и др. Для диагностики эмоционального компонента нравственного сознания можно использовать следующие методики: «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений» и другие. Чтобы изучить поведенческий компонент нравственного сознания использовалась методика «Сделаем вместе».

    Содержанием формирующего этапа является проведение коррекционно-развивающих занятий нравственной направленности.

    Контрольный этап заключается в тестировании.

   Успешность реализации программы во многом зависит от степени организации занятий, гибкости мышления педагога, прогнозирования возможного развития разнообразных ситуаций на занятии, владение яркой, образной, эмоциональной речью.

         Методические рекомендации по проведению занятий.

 -  Курс, состоящий из 20 коррекционных занятий, предназначен для детей 6-7 лет. Численность  группы – 6-8 человек.

 -  Групповые занятия можно проводить как в первой , так и во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия – 30 минут.

 - Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, необходимые для занятий.

 - Оптимальная периодичность встреч участников программы – 1-2 раза в неделю.          

 - Занятия данной программы включают в себя игры на взаимодействие, подвижные игры, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику(имитационные игры); свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т.п.; танцы, ритмику, телесные упражнения.

 - Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение , отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строиться на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

 - Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с педагогами и обязательно встретиться с родителями детей. Контакты с педагогами и родителями необходимо поддерживать на протяжении всего курса.  

 - Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

 - Материальное оснащение занятий должно включать в себя наличие: магнитофона, аудиокассеты или диски с записями звуков природы, животных, мелодии разного направления; материалы для игр и упражнений (рисунки, фотографии, схемы и др.),реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, небольшие сувениры или наклейки для поощрений, награждений, школьный звонок.

                                 

                                   Структура занятия.

                      Занятие состоит из нескольких частей.

 Часть 1. Вводная.

     Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия.

Часть 2. Рабочая.

     На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка, которые проводятся во время уроков и перемен.

Часть 3. Завершающая. 

    Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепления положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается заполнение «Дневника настроения», объяснение домашнего задания, ритуал прощания.

       Тематическое планирование занятий.

№ п\п

                  Наименование занятий

Количество часов

1.

«День знакомства со школой».

Цель: Выявить знания детей о школе, их мотивацию. Познакомить со спецификой работы школы, системой расписания, уроков и перемен.

1 час

2.

« День знакомства с учителем».

Цель: Сформировать у детей положительный эмоциональный настрой на знакомство с учителями, учить навыкам знакомства с другими людьми.

1 час

3.

« День знакомства с одноклассниками».

Цель: Продолжать учить детей навыкам знакомства с другими людьми, создание доброжелательной атмосферы в группе, желание общаться.

1 час

4.

« День знакомства со мной».

Цель: Развивать внимание ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям.

1 час

5.

« День знакомства с моими помощниками».

Цель: Выявить и закрепить знания детей о собственном теле и о его возможностях.

1 час

6.

« День знакомства с семьей».

Цель: Формирование любви и уважения к родителям, анализ детско-родительских отношений.

1 час

7.

« День единения с классом».

Цель: Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей.

1 час

8.

« День единения с классом».

Цель: Преодоление замкнутости, пассивности, скованности, продолжать развивать навыки совместной деятельности.

1 час

9.

« День рождения».

Цель: Продолжать развивать внимание ребенка к самому себе, развивать чувство самоуважения и уважения к другим.

1 час

10.

«День внимания к другим».

Цель: Продолжать развивать у детей внимание к окружающим, к их чувствам и эмоциям.

1 час

11.

« День доброты».

Цель: Развитие способности чуткого, доброжелательного отношения к товарищам, побуждение детей к нравственным поступкам, воспитание чувства уважения к людям.

1 час

12.

«День преодоления препятствий».

Цель: Учить детей прилагать некоторые усилия при преодолении препятствий, уметь договариваться друг с другом, согласовывать свои действия.

1 час

13.

« День борьбы со страхами».

Цель: Выявит наличие страхов у детей, научить путям их преодоления.

1 час

14.

« День повышения самооценки».

Цель: Выявить уровень самооценки детей, повысить низкую самооценку, формировать уверенность в себе и своих возможностях.

1 час

15.

« День повышения самооценки».

Цель: Продолжать повышать уровень самооценки, их уверенность в себе.

1 час

16.

« День самовыражения».

Цель: Способствовать раскрепощению детей, раскрытию их способностей.

1 час

17.

«День доверия».

Цель: Формировать чувства близости между членами группы, умения понимать чувства другого, доверять друг другу.

1 час

18.

« День наоборот».

Цель: Дать возможность детям побыть в роли другого человека(учителя, родителя, друга),почув

ствовать настроение другого человека.

1 час

19.

« День юмора».

Цель: Расширить диапазон эмоций, развивать эмоциональную отзывчивость.

1 час

20.

« День всеобщего воссоединения».

Цель: Продолжать формировать взаимный интерес детей и родителей , развивать навыки и умения выражать свои чувства по отношению друг к другу.

1 час

           Предполагаемые результаты реализации программы.

- Развитие способности познания себя и других людей;

- Становление коммуникативных навыков. Умение выражать свои чувства и переживания;

- сформированность навыков самораскрытия и творческого самовыражении;

- улучшение детско-родительских отношений;

- повышение уровня самооценки;

- эмоциональное принятие ситуации поступления в школу.

                  Результаты реализации программы.

      Применение программы в детском саду № 334 Кировского района г. Казани дало хорошие практические результаты. Дети с удовольствием посещали занятия, активно и плодотворно работали, осваивали навыки общения, выполняли домашние задания вместе  с родителями.

      Занятия по авторской программе « Двадцать дней из жизни школьника» вызвали положительные отклики педагогического коллектива детского сада и родителей, которые приветствовали проведение таких занятий в стенах детского сада.

     Многие родители с радостью отметили перемену в своих детях в лучшую сторону. Они стали более внимательны к окружающим, даже к тем детям, которые считались в группе отверженными. Постепенно выросла их уверенность в себе, повысилась самооценка. При выполнении коллективных заданий повысилась организованность, ответственность, согласованность.

      Для определения различных характеристик в основном применялся метод наблюдения. Методом наблюдения и анализ «Дневника наблюдения» выявлен позитивный сдвиг в эмоциональной сфере детей.

     Кроме метода наблюдения использовались и другие психологические методики: «Лесенка» (С.Л.Рубинштейн), «Рисунок школы», диагностика ведущей мотивации , методика «Закончи историю», методика «Сюжетные картинки»(см.приложение).  Сопоставляя результаты начальной и повторной диагностики, можно отметить, что они выросли по всем показателям (см. приложение). Повышение самооценки повлекло за собой изменение в поведении, повлияло на развитие личности ребенка на его взаимоотношения с окружающими.

   Результаты проведенных диагностических исследований подтверждают, что специально разработанная программа целенаправленного развития приводит к росту позитивных качеств у ребенка.

Занятие 9.

«День рождения».

Приветствие.

   1.«Урок природоведения». Упражнение «Мой день рождения самый                    лучший».

 Для выполнения упражнения участники группы делятся в подгруппы по дням рождения. Задача каждой подгруппы рассказать, показать, что время года их дня рождения самое лучшее (показать, в какие игры можно играть зимой, что летом можно купаться в озере, загорать на солнышке, весной – делать скворечники, осенью – собирать грибы и т.д.). Если дети затрудняются – ведущий помогает каждой группе.

Перемена. Упражнение «Торт для именинника».

  Один ребенок (нужно взять самого зажатого, неуверенного ) ложится на коврик. Вокруг собирается вся группа. Взрослый говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать торт. Один участник – мука, другой – сахар, третий – молоко, четвертый – масло, пятый – крем и т.д. Взрослый -  повар, сейчас он приготовит великолепный торт. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука. «Мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко. «Молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его.  Необходим сахар. «Сахар» «посыпает» тело  и немного «соли» - чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль, и сахар и др. – тоже лежат и дышат, как тесто. Наконец, торт испекся. Чтобы он получился красивым, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники группы нежно прикасаются к «торту», даря ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника вкусным  кусочком, если самому «торту» не жалко.

Примечание: Во время выполнения упражнения ведущий следит за выражением лица «торта». Оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

2. «Урок труда». Упражнение «Подарок другу».

   Для выполнения этого упражнения не нужно никаких предметов. Свой подарок дети изображают руками. Каждый ребенок показывает, какой подарок он приготовил своему другу, остальные – должны отгадать, что он изображает.

Примечание: можно проводить это упражнение в парах.

Перемена. Исполнение песни «Каравай».

3. «Урок развития речи». Упражнения «Поздравление».

   Каждый ребенок говорит свое пожелание – поздравление любому участнику группы. Взрослый следит за тем, чтобы пожелания не повторялись, корректирует их.

Прощание.

Домашнее задание: Вместе с родителями сделать и подписать открытку кому-нибудь из родственников.   

Занятие 10.

«День внимания к другим».

1. « Урок вежливости». Упражнение «Волшебный стул».

   Ребенок садится на украшенный стул, который называется волшебным. Тот, кто садится на этот стул, становится сразу хорошим, становятся видны только хорошие качества этого человека. Остальные участники группы должны увидеть в этом ребенке что-то хорошее и сказать ему комплимент. Взрослый должен дать образец, как говорить комплимент. Необходимо, чтобы на этом стуле побывали все участники группы.

Перемена. Упражнение « Шапка - невидимка».

 Дети бегают под музыку по залу. В это время ведущий накрывает кого-нибудь покрывалом. Как только музыка остановится, дети должны узнать , кого не стало.

2. « Урок природоведения». Упражнение «Найди своего брата или сестру».

  Собрав детей вокруг себя , воспитатель говорит: « Вы знаете о том, что все  звери рождаются слепыми? И только через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему платком глаза и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братец или сестренка, которые будут говорить на одном языке с вами : котята – мяукать, щенки – скулить, телята – мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети могут ползать по полу, спокойно ходить по залу, говорят на своем языке и ищут другого ребенка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, педагог развязывает им глаза.

Перемена. Игра малой подвижности «Водяной».

Ведущий – «водяной» сидит в кругу с закрытыми глазами. Дети идут по кругу, говорят слова :

« Водяной, водяной что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку, на одну секундочку.

И раз, и два, и три – выходи».

После этих слов «водяной» встает и с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь из детей. Не открывая глаз, только трогая его руками, он должен узнать кто это.

 3.«Урок рисования». Упражнение «Дотронься до…».

На этом уроке дети будут закреплять цвета и проявлять внимание к другим. Ведущий называет цвет, до которого нужно всем дотронуться. Этот цвет можно найти не только у себя, но и у других детей.

Домашнее задание: Составить вместе с родителями список вежливых слов и выражений, которые используют во время телефонного разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ребенка с первых дней его жизни.

О правильном воспитание своего ребенка...

«Воспитание Человека доброй воли с первых дней его жизни»

«Воспитание Человека доброй воли с первых дней его жизни»...

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начина...

Презентация "Несколько дней из жизни группы "Гномик"

Презентация "Несколько дней из жизни группы Гномик"...

Начало учебного года - важный период в жизни школьника.

В статье описаны моменты, как легче адаптироваться ребёнку к школе, на что обратить внимание родителям, как помочь первокласснику в первые дни ребёнка к школе....

Здоровый образ жизни школьника

Цель:-  формирование навыков здорового образа жизни младших школьников.Задачи: - познакомить учащихся с понятиями «составляющие ЗОЖ»;- воспитывать навыки и желание школьников ве...

Перспективный план кружковой деятельности детей старшей и подготовительной группы. «Социализация детей 6-7 лет к ближайшему окружению, как условие их адаптации к жизни школьников» «Я готов!»

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – м...