Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Павлова Ольга  Генеровна

     Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

      Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_o_pochve_i_ee_plodorodii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  «Понятие о почве и ее плодородии»

Цель:

Образовательные:

-Помочь детям понять ,что такое почва. Прийти к выводу ,что она необходима живой природе(растениям и животным) , что ее необходимо беречь ;

- обратить внимание на малочисленность плодородных почв;

- уточнить знания  о свойствах почвы: мягкая ,черная, рыхлая, утрамбованная ;

- сформировать у детей представление о том, что почва является «домом» для множества  живых организмов;

-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

Коммуникационные:

-учить излагать собственные рассуждения ,умозаключения.

Воспитательные:

-воспитание экологической культуры ,бережного отношения к  окружающей природе;

-воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: Модель  почвы (аквариум со слоями почвы).Картинки  с изображением почвенных обитателей (дождевой червь ,крот ,полевая мышь ,муравьи);коробочки с землей и лупы  по количеству детей. Баночки на каждого ребенка с наклеенным  изображением следа ноги и цветок. Два  яблока (одно целое ,другое разрезано на части ) ,мешок с землей, посылка. Костюм Царя. Два лабиринта , 2 обруча и листья. Банки с чистой и грязной водой.

Предшествующая работа: за несколько недель до  проведения занятия  проводится эксперимент « Как увидеть питательные  вещества в почве » и «Дом червей» ( Приложение №1)

Ход занятия.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите ,что принес нам почтальон. Какая большая посылка. Давайте откроем ее. Что это ?

Дети: земля …

Воспитатель : Давайте прочитаем  письмо:» Дорогие ребята!  Я Царь Почвы  посылаю вам мешочек с волшебной землей  . Надеюсь ,что вам понравится мой подарок . Почему это земля волшебная? Потому ,что это не просто земля –это почва ! Она кормит и поит  растения . ?Если хотите познакомиться поближе , то громко меня позовите :»Почвы Царь приходи , о себе все расскажи !До встречи! Царь Почвы.»

Дети зовут Царя Почвы и он появляется.

Царь Почвы: Здравствуйте ребята , как я рад вас видеть . Я Царь Почвы . Государство мое небольшое. Представьте что Земля это яблоко. 1\4 Земли-  (Царь показывает  эту часть от яблока) это суша, остальное вода : моря и океаны . 2/3 суши (показывает часть )  занимают пустыни , ледники , болота и постройки. И лишь половина ( из того что осталось) земной поверхности может быть покрыта плодородной почвой. Почва - верхний тонкий слой Земли , как кожица у яблока.

Царь показывает модель почвы.

Царь : Почва похожа на слоеный пирог .Это самая верхняя полоска пирога, самая темная. В нем содержится больше всего питательных веществ  .Это самый плодородный слой почвы. Чем глубже мы опускаемся , тем почва становится светлее , а значит менее плодородная.

Вот  у меня для вас есть подарок . Возьмите лупы рассмотрите  почву (дети рассматривают почву в индивидуальных коробочках за столами  ) .

Какая она? (черная ,мягкая ,рыхлая) .Что вы видите?

Да, здесь много разных корешков ,листочков ,камушков, личинок. В нем содержится больше всего питательных веществ . ????

 А кто живет в моем Царстве? Вы узнаете . если правильно отгадаете загадку.

1.Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки.(дождевой червь)

2.Маленький рост ,длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится,

В поле ходит покормиться (полевая мышь)

3.Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит , строит  длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье  у …(крота)

4.В избе из хвои и стеблей

Живет семейство силачей

Богатыри таскают кладь

Потяжелей себя раз в пять

Друг для друга ,для семьи

Сил не жалеют …..(муравьи)

Воспитатель выставляет картинки с изображением  «подземных жителей»

Это «подземные жители» они помогают перерабатывать опавшие листья , ветки и превращать их в плодородную почву. Чем дышат « подземные жители » ? Давайте проверим , есть ли в  почве воздух?

Опыт.  Дети опускают в прозрачную банку с водой почву и наблюдают  появление пузырьков в воде.

Вывод : в почве есть воздух.

Царь :Как вы думаете: где больше всего воздуха в почве? Там где земля рыхлая (например на клумбе) ? Или  там  где она утрамбована (на тропинке) ?

Опыт. Для этого возьмем комочек  уплотненной почвы и опустим  в  банку с водой ( на которой нарисованы следы человека), а в другую банку(где нарисован цветок) опустим комочек рыхлой почвы.

Дети наблюдают и отмечают,  что пузырьков больше появляется в воде с рыхлой почвой.

Вывод:  Воздуха содержится больше в рыхлой почве , а в уплотненной почве воздуха меньше.

Царь: Где «подземным жителям» легче дышать? Почему в уплотненной почве воздуха меньше? Давайте увидим это сами .

Опыт. Возьмите рыхлую почву в руку и посмотрите. Там много пустых мест ,где прячется воздух. А сейчас сожмите  комочек почвы в руке . Каким он стал?(маленьким ,плотным).

Комочек стал меньше потому , что «пустых мест» между  частичками земли стало меньше. Они прижались  друг  к другу ,а воздух «ушел».Так под тяжестью нашего  тела   почва сжимается на тропинках ,а воздух «уходит».

Скажите, где живется лучше «подземным жителям»? Почему ? Что произойдет с «подземными жителями»,если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им хочется? Как вы думаете ,изменится ли что в природе если исчезнут «подземные жители»?

Вывод :Чтобы «подземным жителям» жилось лучше ,необходимо соблюдать правила поведения в природе. Ходить по дорожкам и тропинкам .Не топтать  почву вокруг себя, тем самым сберечь жизнь многим «подземным жителям». И они больше смогут переработать плодородной почвы. И тем  больше будет мое царство .Значит больше на Земле вырастит  ягод, цветов, деревьев ,больше созреет плодов .Лучше на Земле станет жить и людям и животным и насекомым. А вы дети  такие же трудолюбивые как мои  подземные жители ?(да)Какие вы знаете пословицы о труде?

Дети:- Без труда не вытащишь рыбку из пруда ;

          -Терпенье и труд все перетрут;

          -От труда здоровеют ,а от лени болеют ;

          - Труд кормит ,а лень портит ;

          -Красивым и счастливым делает человека работа.

Физминутка

Царь: А сейчас , ребята, мы немного отдохнем. Игра «Ловкие черви»

Дети  делятся на 2 команды (по сигналу Царя Почвы) проползают по лабиринту до обруча, берут листок и возвращаются к своей команде.

Царь: Молодцы! Все черви у вас  смелые и ловкие. Много переработали  земли. Никто не поранился? Никто не встретил на своем пути стекляшек, железок?

Вот у меня  (показывает банки с водой)  «живая « и «мертвая »вода. Как вы думаете где живая?(дети нюхают ,рассматривают)Какая «живая «вода ? (чистая ,прозрачная). Эта  вода  попадает в землю вместе с дождем  ,с талым снегом. Она поит растения  , животных. А это вода какая ?( мертвая ,грязная. вонючая). Представьте , что вы черви  и вас полили этой водой Что с вами произойдет? (мы погибнем ) Да эта вода  стекает по заводским трубам , попадает в землю после мойки машин и т.д.

Воспитатель: Дети ,чтобы  Царю Почвы жилось лучше в своем царстве  ,сделаем  Витраж. Воспитатель напоминает о технике безопасности и  правилах выполнения витража.

Царь :Ну что ж ,мне пора возвращаться в свое Царство. Скажите ,много плодородной почвы на земле? Кто перерабатывает почву из неплодородной в плодородную? Чем дышат «подземные жители»? Что нужно сделать ,чтобы плодородной почвы  стало больше ?

Царь хвалит детей и угощает земляными орехами и уходит.

                                               Приложение №1.

                 Как увидеть питательные вещества в почве.

 Материал: почва, 2  баночки.

 Ход эксперимента: Вместе с детьми насыпаем в банку несколько столовых ложек почвы, взятой из цветочного  горшка. Затем в банку наливаем такое же количество воды, хорошо перемешиваем и оставляем на несколько часов. Когда муть осядет и вода станет прозрачной, эту воду переливаем  в банку и ставим в теплое место. Одновременно в другую банку наливаем такое же количество водопроводной воды и ставим  тоже в теплое место.

ВЫВОД: после выпаривания воды на дне банки остаются белые пятна-кристаллы соли - они называются  ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

                                             Дом для червей.

Материал: Аквариум или другая прозрачная емкость наполняется почвой, сухие листья, черви.        

Ход эксперимента: Запускаем несколько червей в аквариум и наблюдаем за передвижением этих существ. Почву нужно поддерживать влажной.

Вывод: на данном примере дети усваивают взаимосвязь  живых организмов в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".

Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у д...

Игровая деятельность с элементами экспериментирования во второй младшей группе "Мыльные пузыри"

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности;Задачи: Дать детям представления о том, что воздух находится в разных предметах (губка, резиновые игрушки).Познакомить детей с тем, что при ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования. Тема: Цветные льдинки.

Конспект непосредственной образовательной  деятельности с элементами  экспериментирования Тема: «Цветные льдинки»...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»

Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...

Конспект образовательной деятельности (занятия) Образовательная область (Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования) Тема: «Маленькие волшебники»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применениеЗадачи:Образовательные: воспитывать люб...