"Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию праздника Масленица"
материал по теме

Ковригина Елена Викторовна

Выступление на окружной зимней методической неделе (для работников ДОУ) музыкального руководителя структурного подразделения "детский сад" ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на окружной зимней методической неделе

(для работников ДОУ) музыкального руководителя  

структурного подразделения «детский сад» ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово

Елены Викторовны Ковригиной

"Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию праздника Масленица".

Слайд 1. Титульный.

        Уважаемые участники, я хочу поделиться с вами педагогическим  опытом по приобщению детей к русской национальной культуре через организацию праздника Масленицы.

Слайд 2. ФГТ. 

В 2009 году приказом министерства образования и науки РФ утверждены «Федеральные государственные требования к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Впервые  в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание и как организован образовательный процесс.         С этого времени воспитательный процесс в нашем ДОУ строится с учетом данных требований.        

        Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. Т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

        Приобщение подрастающего поколения к традициям народных праздников - это приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей. Образный поэтический язык обрядности являлся одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.

Слайд 3. Масленица.

        Я расскажу о традициях празднования Масленицы- самого веселого, шумного народного праздника - в нашем саду..

        Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков.

        И даже во времена, когда многие народные и религиозные праздники были забыты, люди с радостью собирались на торжественные «Проводы русской зимы» и предавались масленичным удовольствиям и забавам. Щедро и весело праздновали предки этот праздник- проводы зимы. Состязались в стиле в кулачных боях, брали штурмом заранее сооруженную крепость- городок из снега, катались на санях с горы. И не было в году праздника, равного Масленице по размаху и щедрости.

Слайд 4. Масленица.

        В течении всей Масленицы люди пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честную, а по разгульности и раздолью – широкую, так как русский человек в эти дни придается широкому разгулу.

        Отсюда – поговорка: «Не житье, а Масленица» или «Душа моя – Масленица, перепелиные косточки, бумажное житье, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, киночка, ясочка, ты ж моя перепелочка…».

        Любимые русские забавы – катанья с гор на салазках, лубках, санях и на бересте, на лыжах  и прочее…

        При Петре Великом Масленичные потехи происходили близ Красных ворот, где Петр I сам в понедельник на Масленице открывал масленичное торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях.

        Каждый день  Масленичной недели имел свое «имечко»:

        Понедельник – Встреча (Восхваление);

        Вторник – Заигрыш (катание с гор, состязание в силе);

        Среда – Лакомка (не пора ли печь блин);

        Четверг – Широкий (разгул, частушки);

        Пятница – Тещины вечера;

        Суббота – Заловкина посиделки (начинали корить Масленицу, вечером вывозили за деревни и сжигали чучело Масленицы).

        В нашем детском саду тоже создалась традиция отмечать этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год «в горькой беде». Русская пословица говорит «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводить». Традиционно масленичные гуляния – это целая неделя различных развлечений.

Слайд 5. ПОНЕДЕЛЬНИК «Встреча».

          Понедельник – первый день,

        Целый день нам петь не лень.

        Милу Масленицу встречаем,

        Воспеваем, восхваляем.

        В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки, чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше. В старину москвичи Масленицу справляли у Красных ворот. И здесь сам царь Петр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами.

        В нашем детском саду эта тематическая неделя, начинается с оформления книжных выставок об этом обрядовом празднике. Воспитатели проводят беседу с детьми на эту тему, рассматривают и читают произведения художественной литературы. Педагог по изо рисует исторические картинки празднования «Масленицы» на Руси (по опубликованным материалам), вешаем эти картинки в группах, в фойе. В помещениях детского сада размещаем  плакаты со следующими поговорками «Блин, добр, не один»; «Блин брюху не порча»; «Блин – не клин, брюхо не расколет»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Без блина не Масленица, без пирога не именинник[a]». На прогулке дети катаются с горок и раскатываются на качелях.

Слайд 6. ВТОРНИК: «Заигрыш».

          А во вторник-  второй день:

        Заиграем, запоем,

        В карусели всех зовем!

        В этот день начинаются веселые игры. Педагоги детского сада начинают вторник масленичной недели с веселых народных игр. На протяжении всего дня дети веселятся, играют в народные подвижные игры, потешаются. Наиболее любимыми развлечениями детей являются хороводы "Как на тоненький ледок", "Метелица", "Снежки"; игры «Зимушка»,  «Золотые ворота» и др.

Слайд 7. СРЕДА: «Лакомка».

          Поплясали и попели,

        Ну а вкусно не поели,

        Третий день уже идет-

        К угощениям зовет.

          Как на масляной неделе

        Из трубы блины летели!

        Ой, блины, блины, блины

        Вы блиночки мои!

        Название этого дня говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи!» на первом месте в ряду угощения, конечно, блины. Блин символизирует все чаще появляющееся солнце, олицетворяющее круговорот в жизни и природе. Ритуально съедение блина - во славу весны, плодородия земли.  

        Традиционно в этот день организуются конкурсы – чаепитие для родителей в группах.         Родители стараются и проявляют фантазии в оформлении блюд. Ну и, конечно, победителями в этом конкурсе становятся все те, кто проявил фантазию. Лучшим подарком для участников в этом конкурсе выступает хорошее настроение ребятишек.

Слайд 8 .ЧЕТВЕРГ: «Разгуляй». 

          Четверг, пятницу, субботу

        Мы не ходим на работу,

        Заняты частушками,

        Песней, топотушками.

        В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катания на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка.

        Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

        Традиционно в этот день организуются подвижные игры, шуточные эстафеты, викторины на знание народных традиций.

        Слайд 9. ПЯТНИЦА: «Тещины вечера».

        В этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.

        Мы организуем праздник обычно в пятницу, делая его игровым импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. Этот праздник не требующий специальной подготовки детей. Праздник проводим более камерно. Важно создать веселую праздничную атмосферу.

        С самого утра в детском саду звучат русские народные песни, наигрыши, музыкальные пьесы на ему Масленицы. Утро пятницы начинается с приглашения на праздник для детей соломенной куклой, разрисованной по описанию данному в рассказе об истории празднования. Соломенная кукла в кафтане, шапке, с кушаком, ноги – в лаптях проносится по возрастным группам и приглашает ребят на проводы зимы.

        К этому празднику требуется предварительная подготовка: просим родителей и детей приготовить им костюмы: цыганок, шутов, пиратов, клоунов, драконов, крестьян. Напоминаем родителям, чтобы костюмы делали не дорогостоящие (так как дети будут веселиться в них на улице, кататься на горках). Украшаем санки детей колокольчиками, погремушками. Иногда получается пригласить карету с лошадью, чтобы дети могли испытать счастье катания на лошадях.

        Начинаем веселье сначала в музыкальном зале.  Скоморох- взрослый созывает всех такими словами-

        К нам сюда собирайся народ,

        Сегодня вас веселье ждет!

        Игры, аттракционы, чудеса из чудес!

        Спешите! Времени осталось в обрез!

        Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словестно – музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово – календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высоко художественные, интересные и доступные для ребят.

        Такие как танец «Сударушка», «Барыня»; игры: «Шаловливые сосульки» (по примеру салочек), хоровод : «Как зима с весною встречалася»,  песни: «Масленица», «Блины», «Пляска матрешек», ансамбль «Лошкари».

        Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определят естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями  персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

        Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

        Далее празднование переходит на улицу, где помимо катания с гор, детям предлагаются подвижные игры: «Гуси- лебеди», «Лошадки», «Догонялки» (игра на лыжах), «Карельские гонки» (игра на санках), «Два мороза» и т.д.

        После таких забав на воздухе у детей разыгрывается аппетит.

        Вот тут самое время угостить их традиционным кушанием Масленицы – блинами.

        Нашим дружным коллективам

        В эти дни желаем мы вам

        Всем знакомым не знакомым,

        Чтобы блин не вышел комом

        Чтоб не вышел комом блин

        Блин под номером один!

        Чтоб на славу вышел он

        И все прочее -  в догон!...

[a]null:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи»

1 слайд  Тема работы «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи».2 слайд  Цель исследования - обоснование необходимости приобщения детей к об...

Конспект НОД приобщение детей к русской национальной культуре. "Здравствуй масленица".

Конспект НОД для детей средней группы.Приобщение детей к русской национальной культуре.Тема: «Здравствуй, Масленица».Подготовили и провели: Василенко Марина Валерьевна...

Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность.

Статья из опыта работы по приобщению детей к социокультурным нормам и ценностям русского народа через создание и реализацию проекта в детском саду....

Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки»

Программные задачи:   Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки:- продолжать знакомить с народной дымковской...

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре"

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. ...