"Проектирование индивидуального маршрута семьи"
консультация по теме

Ганосова Елена Алексеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_obrazovatelnogo_marshruta_semi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8 «Вишенка» г.Ртищево

Саратовской обл.

Консультация для воспитателей на тему:

«Проектирование образовательного маршрута семьи»

Подготовил ст.вос-ль: Исаева Е.А.

 Проектирование образовательного маршрута семьи.

В последние годы в педагогике появляются и активно используются понятия «индивидуальная программа развития», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуализация обучения» и другие, основной смысл которых заключается в том, что ребенок осваивает интересующее его содержание образования, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории. Как правило речь идет о том, чтобы эта траектория охватывала значительную часть обязательной к освоению образовательной программы и регулярно контролировалась кем-то из взрослых. Наиболее устойчивым понятием становится термин «индивидуальный образовательный маршрут». Слово «маршрут» подразумевает определенный план движения к конкретной цели.

        Необходимость создания индивидуальных образовательных маршрутов появилась в 90-х годах 20 века, когда в России стал меняться подход к образованию человека – оно становилось все более вариативным.

        Для реализации этой цели в стране даже стали создавать Центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, которые сегодня, вопреки ожиданием их создателей, не пользуются большим спросом у населения. Отчасти это вызвано дефицитом специальных кадров, отчасти дело в родителях, которые не совсем хорошо понимают суть подобного сопровождения и предпочитают подбирать для ребенка школу или организации досуга самостоятельно (иногда через друзей и знакомых).

С появлением ФГОС многие детские сады и школы стали активно заниматься разработкой и сопровождением индивидуальных образовательных маршрутов: на сайтах образовательных учреждений уже появляются материалы об этой деятельности.

Однако ребенок не имеет возможности реализовать индивидуальный образовательный маршрут без участия взрослых, в частности родителей.

Родители 21 века существенно отличаются от родителей предыдущего поколения: они поняли, что основной образовательный процесс для ребенка – они сами: их интересы, уровень компетентности, профессиональные и личные связи. Современным родителям уже недостаточно «обустроить» ребенка в образовательном ложе. Они хотят, чтобы это поле было общим, они хотят найти специалистов, проектирующих индивидуальный образовательный процесс семьи.

Однако сегодня в системе образования подобная услуга не только не представлена, но отсутствует даже понимание того, что такие маршруты необходимы.

Ребенок не может быть автономным субъектом образования, так как завит (и будет зависеть еще долго) от семьи, от временных, образовательных и материальных ресурсов родителей. Ни один образовательный маршрут ребенка не может быть реализован без участия семьи, так как она представляет собой уникальную образовательную систему и учит ребенка всю его жизнь. Это означает, что индивидуальный образовательный маршрут ребенка – это всегда часть образовательного маршрута семьи. Соответственно, проектирование маршрута ребенка нужно начинать с проектирования маршрута семьи.

Поскольку в отечественной литературе практически не представлены технологии проектирования индивидуального маршрута семьи, а семейные педагоги в России пока не появились, попытаемся восполнить этот пробел хотя бы частично.

Основные принципы проектирования и создания образовательного маршрута.

Итак, мы исходим из того, что семья состоит из определенных элементов(членов), обладающих определенными ресурсами (образовательными, психологическими, материальными и др.) и находящихся между собой в определенных отношениях.

В процессе функционирования в каждой семье возникают те или иные проблемы, которые влияют как на характер внутрисемейного взаимодействия, так и на процесс образования ребенка. По сути, образовательная помощь семье всегда направлена на решение либо профилактику какой-то ее проблемы.

Соответственно, разработка маршрута должна базироваться на трех основных принципах:

Учет проблем конкретной семьи, которые могут быть педагогическими, психологическими, иногда социальными и т.д.

Учет запросов членов семьи (в основном образовательных).

Учет ресурсов семьи, к которым можно отнести способности, склонности, а также материальные возможности.

Создание индивидуального образовательного маршрута семьи можно разделить на этапы.

Этап 1: Диагностика

На первом этапе составляется Диагностическую карту семьи, в которой отражены основные проблемы семьи, а так же ресурсы (индивидуальные особенности, способности, состояние здоровья) и образовательный запрос каждого ее члена.

Диагностическая карта составляется после первой встречи с членами семьи. На встрече выявляются образовательные запросы семьи и определяется основная проблема семьи, также обсуждаются цели предстоящей работы, ее роль в жизни всех членов семьи и – более детально – ее значение в образовании ребенка.

 Важно также учитывать и состояние здоровья членов семьи – от этого зависит выбор для них образовательных ресурсов. Желательно учитывать и национально-культурную специфику семьи.

Информация о материальном положении семьи тоже нужна для проектирования ИОМС, так как любой образовательный маршрут должен быть простчитан экономически.

После того, как первичная информация о семье и ее запросах собрана, можно перейти к следующему этапу.          

Этап 2: Проектирование

На этом этапе можно выделить несколько шагов:

- создание каталога образовательных ресурсов;

- выбор приоритетного члена семьи;

- проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого члена семьи;

- проектирование индивидуального образовательного маршрута для всей семьи;

Этап 3: Обсуждение

Данный этап позволяет согласовать все позиции, отраженные в индивидуальном образовательном маршруте семьи и индивидуальном образовательном маршруте каждого члена семьи.

Этап 4: Корректировка

На этом этапе педагог создает окончательный вариант индивидуального образовательного маршрута семьи и информирует о нем членов семьи.

Этап 5: Сопровождение в реализации маршрута

Самое главное на данном этапе – договориться с членами семьи о типе обратной связи. Она может быть как очной, так и дистанционной

Этап 6: Оценка эффективности маршрута семьи

Оценка эффективности производится не только в конце срока реализации семейного маршрута, но и по окончании того или иного мероприятия.

Помимо проведения формальных диагностических процедур, педагог должен задать себе и членам семьи следующие вопросы:

- Насколько семья удовлетворена маршрутом: тем, что уже пройдено, и тем, что осталось в перспективе?

- В каком состоянии находится базовая проблема члена семьи и семьи в целом?

- С какими трудностями столкнулась семья при реализации индивидуального маршрута?

- Помощь каких субъектов необходима семье для дальнейшего продвижения по маршруту?

На завершающем этапе реализации целесообразно поговорить с членами семьи о том, какую «прибавку» они получили в процессе своего образования, чему научились и что нового увидели друг в друге.

Конечно, этот путь по проектированию – лишь один из примеров того, как эта работа может быть выполнена в условиях образовательного учреждения. В каждом конкретном случае педагог может модифицировать как варианты оформления, так и саму технологию их создания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута сопровождения детей в рамках ПМПк

ИОМ - это интегрированная модель психолого-медико-педагогического воздействия специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного време...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребёнка

В консультации раскрывается опыт работы воспитателя ДОУ по проектированию индивидуального образовательного маршрута ребёнка....

Статья "Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду"

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение реб...

Проектирование индивидуального маршрута саморазвития педагога

Описаны этапы проектирования индивидуального маршрута саморазвития педагога ...

Проектирование индивидуального маршрута ребенка с ЗПР

Презентация подготовлена для методического объединения учителей-дефектологов....

проектирование индивидуального маршрута

проект индивидуального маршрута...