Консультация для воспитателей младшей группы на тему: «Развитие у ребёнка самооценки и уверенности в себе».
консультация (младшая группа) на тему

Смирнова Юлия Валерьевна

Ранний возраст ребёнка - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, именно в это время происходит закладка фундамента его личности, формируется физическое и психическое здоровье. К трём годам у ребёнка появляется в речи местоимение «Я», первичная самооценка, формируется новое видение мира и себя в нём, идёт процесс самопознания - это не только знание о себе, а осознание себя как личности, своего места в сообществе людей, в системе общественных отношений. В образе «Я» отражается и отношение ребёнка к самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_mladshey_gruppy.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей младшей группы на тему:

«Развитие у ребёнка самооценки и уверенности в себе».

Ранний возраст ребёнка - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, именно в это время происходит закладка фундамента его личности, формируется физическое и психическое здоровье. К трём годам у ребёнка появляется в речи местоимение «Я», первичная самооценка, формируется новое видение мира и себя в нём, идёт процесс самопознания - это не только знание о себе, а осознание себя как личности, своего места в сообществе людей, в системе общественных отношений. В образе «Я» отражается и отношение ребёнка к самому себе.

С самооценкой личности связан уровень её притязаний . Важно, чтобы уровень притязаний не был завышен или занижен, это негативно сказывается на развитии личности. В первом случае цель, как правило, не достигается, поскольку не соответствует возможностям человека. Это вызывает у него дискомфортное состояние и тормозит развитие личности. Заниженная самооценка губит инициативу, тормозит активность человека, следовательно, также не способствует его развитию. Вот почему необходимо заботиться о формировании адекватной самооценки у детей.

  Постепенно к трём годам доминирующий интерес ребёнка со взрослого перемещается на мир предметов и действий с ними . Развивается новая деятельность - предметная. Дети не просто манипулируют с предметами, а настойчиво ищут нужный способ решения задачи, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной мере теряют свою ценность. Одобрение, похвала взрослого вызывают у детей чувство радости, удовлетворения своими действиями, рождают чувство гордости и собственного достоинства. Дети начинают оценивать себя в зависимости от успеха или не успеха в деятельности. Поэтому нужно стараться быть внимательными к тому, что делает малыш, поддерживать, хвалить, при его неудачах быть терпеливыми, вместо упрёков, предложить свою помощь.

Для ребёнка очень важно «быть хорошим», даже когда дети ссорятся между собой, самое обидное что могут сказать друг другу «Ты плохой(ая)», обиженная сторона потом подбегает ко взрослому со словами: « Скажите, что я хороший(ая)». Поэтому общее отношение к малышу должно быть положительным. Необходимо стараться не упустить малейшую возможность похвалить ребёнка: «Молодец, Сережа, как аккуратно ты сегодня поел, съел всё сам», «Посмотрите, ребята какой Данил умница, убрал все машинки на место» и т.д. Благодаря этому растёт чувство доверия, привязанности ребёнка к взрослому, повышается его общий эмоциональный тонус.

В  3 года возрастает самостоятельность и активность ребёнка, появляется потребность «быть взрослым», самоутверждаться. Мы взрослые должны перестроится в отношении к ребёнку, дети обижаются, когда взрослые не хотят признавать их взросления, это злит ребёнка, он становится нервным, неспокойным, а может наоборот замкнуться, стать застенчивым. Общение с ребёнком нужно строить так, чтобы малыш чувствовал себя полноценным участником межличностных ситуаций, стараться всегда поощрять его инициативу, самостоятельность. Принимать предложение помочь накрыть на стол, полить цветы, Подготовить столы к занятию и убрать после. Когда играем с ребёнком, стараться, чтобы он был лидером в игре. На прогулке предлагать выбрать игру, в которую дети хотят поиграть. Если мы взрослые поддерживаем и поощряем ребёнка в игре, повышается его самооценка.

Большое значение для развития уверенности в себе имеют игры на слуховое внимание . Например, мы проводили такую игру. Я сажусь в круг с ребятами, прошу их закрыть глаза и внимательно прислушаться. Пройдёт некоторое время, чтобы настроится на звуки вокруг. Вскоре будут различаться тиканье часов, шум проехавшей машины, пение птиц и т.д. Спрашиваю детей, каждого по очереди: что ты услышал(а)? Такая игра помогает развивать речь, расширять представления об окружающем мире, наслаждаться обществом взрослого и детей, учит не бояться высказывать своё мнение.  

Повысить самооценку ребёнка также помогают игры, связанные с умением различать эмоции и настроение людей. Дети нашей группы часто используют жесты, мимику, интонации, чтобы дать нам понять что они чувствуют. И точно также они узнают о наших чувствах. Чтобы ребёнку было проще ориентироваться в мире эмоций, понимать их, мы приобрели дидактическую игру «Дом эмоций». А ещё играем в игру «Зеркало». Садимся в круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга, я придаю своему лицу то или иное выражение грустное, весёлое, обиженное, злое, дети его называют и копируют.

Уважаемые воспитатели проявляйте деликатность, терпимость, не игнорируйте чувства и эмоции ребёнка. Восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью, проникайтесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком - это способствует формированию у ребёнка адекватной самооценки, уверенности в себе и своих возможностях.

Литература:

  1. Баркан А.И. «Его величество ребёнок какой он есть. Тайны и загадки».- М.: АО «Столетие»,1996г.
  2. Григорьева Г.Г.,Кочеткова Н.П. и др. «Кроха: пособие для родителей по воспитанию и обучению детей до 3 лет».-М.: Просвещение, 2006г.
  3. Маханева М.Д, Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Методическое пособие для педагогов и родителей».- М.: ТЦ Сфера,2005 год.
  4. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений,обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».-М.: ВЛАДОС,2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей младших групп "Колыбельные песни в жизни ребёнка"

Колыбельные — целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного на­значения успокоить и усыпить. Они несут в себе познава­тельную, воспитательную и эстетическую ...

Консультация для воспитателей младших групп по теме: "Адаптация детей к условиям детского сада"

Адаптация-это привыкание организма к новым условиям жизни и новой обстановке....

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего развития»...

Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Фольклор для маленьких»

С трудом можно  себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире – жить в нем. Взрослые помогают детям. Народная...

План по самообразованию воспитателя младшей группы на тему "Развитие математических способностей детей младшего возраста через игровую деятельность".

Данный план по самообразованию содержит краткое описание значения игры в жизни ребёнка. Влияние дидактических игр на математические способности детей младшего возрвста. Годовой план проведения дидакти...

План по самообразованию воспитателя младшей группы по теме: "Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет через нетрадиционную аппликацию нитками."

Краткий план по самообразованию на год воспитателя младшей группы по нетрадиционной технике аппликации нитками....

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....