Коррекционные занятия с агрессивными детьми раннего возраста
рабочая программа (младшая группа) по теме

Достовалова Наталья Николаевна

Предлагается комплекс занятий с агрессивными детьми в условиях дома ребенка. Так же опросник для взрослых с определением уровня агресси у ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной программы для детей раннего возраста.

(Повторяется до трех раз подряд каждое занятие, количество детей не больше четырех).

Занятия 1-3.

Оборудование для занятий:

  • Большая художественная кисть, одетая в платье.
  • Кисточки №4 по количеству детей.
  • Цветные карандаши, фломастеры.
  • Альбомы.
  • Набор гуаши (предварительно смешанной в целях безопасности с зубной пастой) на каждого ребенка
  • Обойный лист, листы ватмана.
  • Ведерко с водой и салфетки на каждого ребенка
  • Аудиозаписи: «Паровозик из Ромашкова»; Н.А. Римский-Корсаков, «Полет шмеля».

  1. Ритуал приветствия (1,5 мин)

Воспитатель: Дай ладошечку, моя крошечка.

                    (Ребенок подает ладошку воспитателю.)

                  Я поглажу тебя по ладошечке.

                  (Поглаживает ребенка по ладошке.)

Психолог:  Дай ладошечку, моя крошечка.

                 (Дети подают ладошку психологу.)

                 Я поглажу тебя по ладошечке.

                 (Поглаживает детей по ладошке.)

Воспитатель: На ладошечку, моя крошечка.

                    (Подает ладошку ребенку.)

                    Ты погладь меня по ладошечке.

                   (Ребенок поглаживает воспитателя по ладошке.)

Психолог:        На ладошечку, моя крошечка.

                (Подает ладошку детям.)

                Ты погладь меня по ладошечке.

                (Дети  поглаживают психолога по ладошке.)

  1. Расслабляющее упражнение (45 с)

Психолог: Сегодня к нам в гости пришла королева Кисточка с подружками и красками, но прежде чем с ними поиграть, нужно разбудить наши пальчики. Давайте с ними поиграем.

Воспитатель и психолог сажают детей на ковер и повторяют поочередно на каждой   руке ребенка.

        Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик взял и съел…

Оттого и потолстел.

        Взрослые легонько потягивают и качают большой палец ребенка.

  1. Учебно-игровые упражнения (2,5 мин).

Психолог: Вот, наши пальчики и проснулись, и готовы к встрече с красками. Выбирайте, ребята, краски, какие вам больше нравятся.

        Взрослые садятся вместе с детьми за стол, на которых разложены листы ватмана.

«Давайте будем рисовать пальчиками и ладошками».

        Психолог показывает приемы рисования. Затем рисуют дети. Взрослые провоцируют резкие тычки пальцами, хлопки руками у ударами кулачками по ватману. Упражнение сопровождается произведением «Полет шмеля».

  1. Релаксация (45 с).

Психолог: Не на шутку разошлись юные художники. Только брызги в стороны летят. Пора нашим ручкам отдохнуть.

        Взрослые садятся напротив детей, у них в руках ведерко с водой и салфетки.

                Пальчики задорные

                В краску забрались.

Взрослые мочат салфетку и вытирают руки детям.

        Забрались, забрались,

        Перемазались.

        А как чистыми стали,

        Вновь захвастались.

Дети вытирают руки насухо, поднимают ладошки и шевелят пальчиками. Во время релаксации убирают листы и сдвигают столы, в хаотичном порядке разложены карандаши и фломастеры с альбомами.

  1. Учебно-игровые упражнения (2,5 мин).

Психолог: Пока мы с вами приводили в порядок ручки, какие-то художники разбросали все на столе, и мы теперь не сможем порисовать. Что же делать?

        Воспитатель и дети предлагают навести порядок, каждый решает, что он будет собирать: кисточки, карандаши, листы или фломастеры.

  1. Релаксация (45 с).

Психолог: Как стало красиво на столе. Королеве Кисточке вновь захотелось поиграть, но прежде давайте снова разбудим наши пальчики.

        Психолог и воспитатель демонстрирует движения, дети повторяют.

                Мы по барабану

                Дружно застучали.

        Взрослые и дети постукивают по столу указательными пальцами.

                И на пианино

                Вместе поиграли.

        Взрослые и дети «играют» пальцами по столу.

                А теперь в бубен

                Весело ударим.

        Взрослые и дети ударяют ладошками друг о друга.

                Тихо-тихо, еле-еле

                Засвистели на свирели.

        Взрослые и дети перебирают пальцами по воображаемой дудочке.

  1. Игры с правилами (2,5 мин).

Психолог: Вот и проснулись наши пальчики. Королев Кисточка хочет показать вам, какие интересные и полезные вещи можно творить при помощи кисточек и красок.

        Во всю длину стола лежит обойный лист с изображением поезда и рельс. Детям предлагается дорисовать шпалы. Рисование под музыку из м/ф «Паровозик из Ромашкова».

«Ай да молодцы юные художники, теперь наш поезд может отправляться в путь».

  1. Релаксация (45 с).

Психолог: Какие замечательные рельсы у вас получились. Предлагаю всем покататься на паровозе.

        Дети встают друг за другом, топают ногами, вращают согнутыми в локтях руками.

                Загудел паровоз

                И вагончики повез.

                Чох-чох, чу-чу –

                Далеко я укачу.

  1. Ритуал прощания (45 с).

Психолог: А теперь, ребята, я хочу научить вас, как мы с вами будем прощаться после каждого занятия.

                Дружно хлопнули в ладоши.

Все хлопают в ладоши.

                Вместе топнули ногой.

        Все топают ногой.

                Все, во что мы здесь играли

        Воспитатель и дети берутся за руки и подпрыгивают.

                Мы запомнили с тобой.

Взрослые берутся за головы и покачивают ими из стороны в сторону.

                До свидания всем сказали.

        Всем машут рукой.

                Отправляемся домой.

        Все выходят из комнаты.

Занятия 4-6

Оборудование для занятий:

  • Корзина с разноцветными пластмассовыми кубиками (по 6 на каждого ребенка).
  • Узкая и широкая дорожки из ткани.

  1. Ритуал приветствия (1,5 мин)

  1. Расслабляющие упражнения (45 с)

Психолог: Ребята, я хочу вам предложить превратиться в веселых зайчиков. Хлопну в ладоши – и вы уже зайчики. Психолог и воспитатель демонстрируют движения, дети повторяют.

Как у наших зайчиков

Мягонькие лапочки.

Взрослые гладят детям ручки.

                Как у наших зайчат

                Ушки длинные торчат.

Взрослые гладят детей по головке и по ушам.

                Как у наших зайчиков

Ласковые мамочки.

Взрослые и дети обнимают друг друга.

                Как у наших зайчат

                Глазки весело блестят.

        Взрослые и дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

  1. Учебно-игровые упражнения (2,5 мин)

Психолог: Посмотрите, сколько веселых, разноцветных кубиков я вам принесла.

Психолог ставит корзину с кубиками. Дети садятся вокруг нее, а родители выстраиваются вокруг детей на расстоянии 1-1,5 м.

Посмотрите, как весело они выпрыгивают из корзины.

Дети начинают выкидывать кубики из корзины, а взрослые пытаются их снова собрать. После сигнала психолога, взрослые  прекращают собирать кубики, корзина пустеет, игра сопровождается 2-3 повторами речитатива.

Дети с психологом:

        Веселятся зайки,

        Зайки-побегайки.

        В кубики играют,

        Далеко кидают.

Взрослые :

        Прекращайте зайки,

        Кубики кидать.

        Лучше помогайте

        Нам их собирать.

  1. Релаксация (45 с)

Психолог: Ой, ребятки, что мы натворили. Мама на нас обиделась. Кубики разбежались. Давайте сложим их в корзину.

Все вместе убирают кубики, затем взрослые и дети садятся парами друг напротив друга.

        Давйте-ка, ребятки, с мамой мириться.

Психолог показывает движения, дети и воспитатель повторяют.

        Мы немного поиграли.

Дети и воспитатель хлопают в ладоши.

        И игрушки разбросали.

Дети и воспитатель берутся за щеки и качают головой.

        Но теперь мы все убрали.

Дети и воспитатель соединяют разведенные в стороны руки.

        Вновь послушными мы стали.

Дети и воспитатель обнимают друг друга.

  1. Учебно-игровые упражнения (45 с).

Психолог: Ребятки-зайчатки, мы с вами успокоились, стали послушными, а вот кубики не на шутку развеселились: так и прыгают, так и скачут. Попробуем их угомонить?

Психолог раскидывает из корзины кубики, а дети с воспитателем пытаются их собрать. Игра сопровождается речитативом.

        Разбежались кубики

        Кто куда, кто куда.

        Не собрать нам кубиков

        Никогда, никогда.

  1. Релаксация (45 с).

Психолог: Ну, вот мы и справились со своей задачей. Ох, и трудно нам было. Можно и передохнуть немножко.

Психолог демонстрирует движения, воспитатель и дети повторяют.

        Кубики в корзину

        Вместе собирали.

Дети и воспитатель наклоняются вперед.

        Зайчики и мамочки

        Очень устали.

Дети и воспитатель разводят руки в стороны.

        Посидим немножко.

Дети и воспитатель садятся на пол.

        Отдыхают ножки.

Дети и воспитатель поглаживают ножки.

        Хватит, зайки, отдыхать.

Дети и воспитатель встают на ноги.

        Будем снова мы играть.

Дети и воспитатель хлопают в ладоши.

  1. Игры с правилами (2,5 мин).

Психолог: Ребята, а ведь кубики могут не только скакать и озорничать, с ними можно очень интересно играть. Построим дорожки : для зайчаток – узкую, а для мамочек – широкую.

Дети и воспитатель строят дорожки из кубиков.

  1. Релаксация (45 с).

Психолог: Какие замечательные дорожки вы построили. А я тоже приготовила для вас дорожки и предлагаю походить по ним.

Психолог расстилает широкую и узкую дорожки из ткани. Предлагает поиграть в игру. Игра повторяется 2-3 раза.

        Маленькие ножки

Шагали по дорожке

Мелкими шагами все шагают по узкой дорожке.

        Большие ноги

Шагали по дороге.

Широкими ногами шагают по широкой дорожке.

        Устали ножки,

        Отдохнули немножко.

Все приседают на корточки.

        Дружно встали,

        Снова зашагали.

Все поднимаются на ноги.

Психолог: Хлопну в ладоши, и зайчики станут снова ребятками.

  1. Ритуал прощания (45 с).

Занятие 7-9

Оборудование для занятий:

  • Маленькие зеркала для взрослых.
  • Картон формата А5 с куском желтого пластилина на каждого ребенка.
  • Набор пластилина (8 цветов) на каждого ребенка.
  • Аудиозапись «Концерт для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского.

  1. Ритуал приветствия (1,5мин).

  1. Расслабляющие упражнения (45 с).

Психолог: Ребята, посмотрите к нам в окно заглянуло ласковое солнышко и предлагает нам поиграть.

Психолог демонстрирует движения, дети и воспитатель повторяют.

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

Дети и воспитатель ритмично скрещивают руки над головой.

        И им смело разгоняет

        Тучи, тучи, тучи.

Дети и воспитатель плавно покачивают руками наверху.

        Летом ножки согревает

        Щечки, щечки, щечки.

Дети и воспитатель потирают друг другу щечки.

        А весной ставит на носик

        Точки, точки, точки.

Дети и воспитатель постукивают друг другу пальчиками по носу.

        Золотят веснушки деток,

        Очень им нравится это.

Дети и воспитатель берутся за руки и кружатся.

  1. Учебно-игровые упражнения (2,5 мин).

Психолог: Ребята, а какого цвета у нас солнышко? Правильно, желтое. Солнышко заглянуло к нам в окошко и что-то оставило. Всем по солнечному зайчику. (Показывает зайчика от зеркала). Хотите поиграть с солнечными зайчиками?

Взрослые  делают зайчиков на полу, а дети их догоняют.

  1. Релаксация (45 с).

Психолог: Ох и разрезвились вы, ребятки, даже солнечные зайчики испугались и разбежались. Давайте отдохнем.

Психолог демонстрирует движения, дети и воспитатель повторяют.

На спину легли ребятки.

Дети и воспитатель ложатся на спину.

Руки в стороны и пятки.

Дети и воспитатель расставляют руки и ноги в стороны.

        Пальчиками поиграли.

Дети и воспитатель перебирают пальчиками, легко постукивая по полу.

        Пятки дружно поплясали.

Дети и воспитатель поворачивают ступню влево-вправо.

        Улеглись мы на живот.

Дети и воспитатель переворачиваются на живот.

        Ручки тянем мы вперед.

Дети и воспитатель вытягивают руки перед собой. Перебирают пальцами, легко постукивая по полу.

        Хватит, хватит отдыхать,

        Будем мы зайчаток звать.

Дети и воспитатель зовут солнечных зайчиков.

  1. Учебно-игровые упражнения (2,5 мин).

Психолог: К сожалению, солнечные  зайчики не смогли вернуться, но они прислали нам своих друзей, солнечных зайчиков из пластилина.

        Дети и воспитатель садятся за столы. Психолог раздает каждой паре картон с круглым куском желтого пластилина. Из него лепят солнечных зайчиков.

        Этих зайчиков можно и руками потрогать, они мягкие, податливые, пластичные.

        Дети и воспитатель трогают зайчиков. Весте с психологом воспитатель провоцирует резкие тычки и постукивание по пластилину пальцами, кулачками, ладошками. Упражнение сопровождается музыкой П.И. Чайковского.

  1. Релаксация (45 с).

Психолог: Ой, ой, ой ребятки, что-то не вижу у вас солнечных зайчиков. Куда же они делись? Может быть спрятались? Давайте их искать.

Дети вместе с психологом и воспитателем пытаются восстановить солнечных зайчиков. Их действия сопровождаются словами.

Я ладошкой поглажу

По листочку,

Все неровности разглажу

И кочки.

Пластилин на листке

Распрямится,

В зайца солнечного

Вновь превратится.

  1. Игры с правилами (2,5 мин).

Психолог: Вот и вернулись к вам солнечные зайчики. Ребята, а хотите превратиться в волшебников? Сейчас, сейчас. (Хлопает в ладоши). Вот, вы и волшебники и можете творить чудеса. Попробуйте превратить солнечных зайчиков в солнышко.

 Дети и воспитатель лепят колбаски-лучики и располагают их вокруг солнечного зайчика.

  1. Релаксация (45 с).

Психолог: Вы славно потрудились сегодня, маленькие волшебники. Посмотрите, как улыбаются ваши солнышки, они благодарят вас. Но даже волшебники устают. Предлагаем вам поиграть и немного отдохнуть.

Все садятся на стульчики, повторяют стихотворение, выполняя описанные в нем движения.

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук,

Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп,

Кулачками, кулачками: стук-стук-стук,

Локотками, локотками: цок-цок-цок,

Ножками, ножками : топ-топ-топ,

Ротик закроем, немножко помолчим!

  1. Ритуал прощания (45 с).

Опросник для определения уровня и вида агрессии

«Ребенок глазами взрослого»

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Возраст ___________________ Дата заполнения___________________________________

Заполнил (педагог, психолог)___________________________________________________

Определите каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как часто наблюдается: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления  агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

  1. Вегетативные признаки проявления агрессивности:

- краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева                                                              [ 0 1 2 3 4  ]

- облизывает губы в состоянии раздражения, гнева                                                                    [ 0 1 2 3 4  ]

  1. Внешние проявления агрессивности:

-кусает губы в состоянии раздражения                                                                                            [ 0 1 2 3 4  ]

- сжимает кулаки в  состоянии раздражения, гнева                                                                     [ 0 1 2 3 4  ]

- сжимает губы, кулаки, когда обижают                                                                                           [ 0 1 2 3 4  ]

- тревожное напряжение разрешается гневом                                                                              [ 0 1 2 3 4  ]

  1. Длительность агрессии:

- после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут                                        [ 0 1 2 3 4  ]

- после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут                                        [ 0 1 2 3 4  ]

  1. Чувствительность к помощи взрослого:

- помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией                                    [ 0 1 2 3 4  ]        

- помощь взрослого не помогает успокоиться                                                                               [ 0 1 2 3 4  ]

- замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии                [ 0 1 2 3 4  ]

- замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии                [ 0 1 2 3 4  ]

- чувства неприязни к другим не корректируется извне                                                             [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Особенности отношения к собственной агрессии:

- говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно           [ 0 1 2 3 4  ]  

- не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые                                     [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Недостаточность в проявлении гуманных чувств:

- стремится сделать назло другим                                                                                                     [ 0 1 2 3 4  ]  

- проявляет безразличие к страданиям других                                                                              [ 0 1 2 3 4  ]          

- стремится причинить другому страдание                                                                                     [ 0 1 2 3 4  ]  

- не возникает чувство вины после агрессивных действий                                                         [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Реакция на новизну:

- новизна (непривычность обстановки) не тормозят проявления агрессивности                [ 0 1 2 3 4  ]          

- в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции                                      [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Реакция на ограничение:

- яростно сопротивляется при попытке удерживать его в состоянии гнева                           [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Реактивность (чувствительность к агрессии других):

- проявляет агрессивные реакции первым                                                                                      [ 0 1 2 3 4  ]  

- первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка                                           [ 0 1 2 3 4  ]  

- проявляет агрессивные реакции на действия других                                                                 [ 0 1 2 3 4  ]  

- толкается, когда обижают                                                                                                                  [ 0 1 2 3 4  ]      

- бьет других детей, если его случайно толкнули                                                                           [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Чувствительность к присутствию других:

- щиплется на глазах у всех                                                                                                                  [ 0 1 2 3 4  ]  

- толкает сверстника на глазах у всех                                                                                                [ 0 1 2 3 4  ]      

- ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение                         [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Физическая агрессия, направленная на предмет:

- ломает постройку на глазах у всех                                                                                                  [ 0 1 2 3 4  ]      

- стремится разорвать игровую карточку, книжку                                                                        [ 0 1 2 3 4  ]      

- бросает предмет об стенку                                                                                                               [ 0 1 2 3 4  ]  

- стремится бросить мяч сильнее, чем требуется                                                                          [ 0 1 2 3 4  ]      

- отрывает кукле руки, ноги                                                                                                                 [ 0 1 2 3 4  ]      

  1. Физическая агрессия, направленная на сверстников:

- толкает других детей в состоянии раздражения                                                                        [ 0 1 2 3 4  ]    

- проходя мимо, ударяет встречных                                                                                                 [ 0 1 2 3 4  ]  

- бьет других детей в состоянии раздражения                                                                              [ 0 1 2 3 4  ]  

- ударяет детей и внезапно успокаивается                                                                                     [ 0 1 2 3 4  ]            

- стремится ткнуть в глаз                                                                                                                      [ 0 1 2 3 4  ]  

- кусает других детей в состоянии раздражения                                                                           [ 0 1 2 3 4  ]            

  1. Агрессия, направленная на себя:

- просит стукнуть себя еще раз                                                                                                           [ 0 1 2 3 4  ]  

- рвет на себе волосы                                                                                                                           [ 0 1 2 3 4  ]  

- щиплет себя в состоянии раздражения                                                                                        [ 0 1 2 3 4  ]  

- кусает себя в состоянии раздражения                                                                                          [ 0 1 2 3 4  ]    

  1. Агрессия, направленная на взрослого

- бьет взрослого за то, что он не дает кидать игрушки                                                               [ 0 1 2 3 4  ]        

- тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления                                             [ 0 1 2 3 4  ]  

- в состоянии пониженного настроения бьет взрослого кулаком                                           [ 0 1 2 3 4  ]  

- царапает взрослого                                                                                                                            [ 0 1 2 3 4  ]  

- беспричинное недоброжелательное отношение к взрослому                                              [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Вербальная агрессия:

- говорит обидные слова детям                                                                                                        [ 0 1 2 3 4  ]  

- говорит обидные слова взрослым                                                                                                 [ 0 1 2 3 4  ]  

  1. Агрессивность в виде угрозы (невербальная)

- замахивается, но не ударяет                                                                                                           [ 0 1 2 3 4  ]  

- пугает другого                                                                                                                                      [ 0 1 2 3 4  ]                                  

  1. Другие проявления агрессии:

- плюется в состоянии раздражения                                                                                                [ 0 1 2 3 4  ]  

- агрессия, направленная на все окружающее                                                                              [ 0 1 2 3 4  ]  

Сложив полученные баллы, можно определить уровень агрессивности у ребенка.

Уровень I – от 0 до 42 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью .

Уровень II – от 43 до 85 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень III – от 86 до 128 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения  и эмоций.

Уровень IV – от  129  до  170 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Необходимо знать, что ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, требуется особое внимание со стороны взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми раннего возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения

принципы и задачи коррекционно- развивающей работы, конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Материал по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в детском саду....

«Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста»

В презентации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста....

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития

Направления  коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития...

статья "Коррекционно- логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"

статья "Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"...