Главные вкладки

    Детско-родительская группа инклюзивной направленности, как форма коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.
    статья по теме

    Тимошенко Ирина Вадимовна

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detsko-roditelskaya_gruppa.docx26.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детско-родительская группа инклюзивной направленности, как форма коррекционно-развивающей работы  с детьми  раннего возраста.

    (Из опыта  работы Центра «Радуга жизни» г.Москва)

       В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

    К лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

    Обращение к дошкольному возрасту как к одной из первых ступеней инклюзивного образования не случайно. Существует множество исследований и работ, в которых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Дошкольный возраст ребенка -  это совершенно особенный период развития ребенка, это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения.

    Ребенку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.
    Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

    Рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет, жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков нарушений и т.д.).

    В сложной позиции находятся родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно с раннего возраста  в таких семьях часто формируется феномен инвалидизации, когда семья замыкается и теряет большинство социальных контактов. В России работу с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в основном ведут медики, а ранняя психолого-педагогическая диагностика и социально-педагогическая работа  с данной категорией детей фактически отсутствует.  В то же время максимальная эффективность коррекционных и развивающих мероприятий приходится именно на ранний и дошкольный возраст. Ни в какой другой период добиться такой эффективности оказывается практически невозможно.

    Поэтому комплексная работа важна не только с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но с их родителями. Особое место в этой работе должны занимать ее групповые формы. Групповая работа зачастую становится эффективным средством понимания, как маленького ребенка, так и родителей самих себя. Групповые занятия позволяют  снять ощущения единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании ребенка, получить обратную связь со стороны специалиста и других родителей.  

    ГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Радуга жизни» осуществляет свою деятельность с детьми и подростками от 1 до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные).

    Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором. Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства при помощи «обходных путей» (Л. С. Выготский):

    - максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка);

    - выдвижение специальных задач по профилактике вторичных нарушений развития, преодолению «социального вывиха» (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения: эмпатии, жестовой речи);

    - применение особых форм организации социально-педагогической среды (создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.);

    - расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;

    - активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.

    Для детей раннего и дошкольного возраста в Центре организована работа групп раннего развития.

    Принципы работы в группе:

    1. Реализация принципа коммуникативной направленности, т.е. целенаправленное формирование различных навыков общения со взрослыми и сверстниками, налаживание адекватного взаимодействия ребенка с близким  взрослым, в первую очередь с мамой – основная цель групповой работы.

    2. Работа с ребенком раннего возраста осуществляется в игровой форме, игровое пространство продумывается и организуется заранее с учетом использования всех модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой, обонятельной и вкусовой). Игровые зоны являются постоянными.

    3. Активное включение родителей в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников-партнеров в происходящем,  формирующих у ребенка познавательную активность и стимулирующих развитие различных поисковых способов ориентировки в окружающем и, кроме того, наблюдающих и отслеживающих динамику развития своих детей при помощи педагога.

    4. Одной из основных форм деятельности ребенка в группе является правильно организованная свободная работа, в результате которой ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития. Кроме того, в свободной работе родители и дети приобретают навыки адекватного взаимодействия. Данные навыки закрепляются в групповых «кругах» в начале и в конце занятия. На «кругах» используются различные элементы музыкальной терапии, применяются арттерапевтические методики: с детьми и родителями проводятся игры на взаимодействие, поют песенки-потешки, сопровождающиеся различными движениями и игрой на музыкальных инструментах, проводятся пальчиковые игры, театрализации и т.п.

    Программа занятий в группе может включать в себя ряд разделов, содержащих определенные коррекционно-развивающие задачи, которые могут быть реализованы в различных видах деятельности. Формирование навыков социально взаимодействия, развития речи и познавательной деятельности являются основными задачами и неотъемлемой частью каждого из разделов программы.

            При этом если занятий проводят одновременно несколько специалистов (социальный педагог и логопед), это позволяет увеличить спектр коррекционно-развивающих задач.

            Так для детей младшего раннего возраста  в Центре «Радуга жизни» реализуется программа социальной адаптации.

    Цель программы - содействие социальной адаптации каждого ребенка.

    Задачи:  - формирование у детей и их родителей, соответствующих возрасту способов и средств общения;

     - расширение кругозора, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;

    - ознакомление детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, страхом, стыдом и т.п.;

     - освоение умения  распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.);

             - расширение пассивного словаря и формирование активного высказывания детей;

     - развитие движений рук и мелкой моторики пальцев;

             - формирование активной речи ребенка;

     - установление взаимопонимания и сотрудничества между родителями и детьми.

    Поскольку ребенок (в раннем возрасте особенно) познаёт мир с помощью взрослого путем подражания, а также  сохраняет очень тесную эмоциональную связь с мамой, ведущей формой занятий с детьми выбрана фронтальная работа в детско-родительской группе. При построении программы учитываются также специфические принципы, учитывающие возрастные особенности участников группы:

    - обучение проходит только в игровой форме;

    - многократное повторение игр для закрепления навыка

    - соответствие содержания и сложности материала детскому опыту;

    - четкое структурирование каждого занятия (выработка алгоритма);

    - частая смена видов деятельности для удержания внимания малышей;

    - гибкость планирования и проведения занятий, вариативность в использовании игр и дидактического материала;

    - только положительный эмоциональный фон;

    - активное использование музыкальных и логоритмических приемов и методов обучения, фольклорного речевого материала.

    Для достижения наиболее высоких результатов, при работе   необходимо создать общими усилиями педагогов и родителей особого микроклимата в группе, атмосферы уважения личности ребенка и личности взрослого.

            В свою очередь, своевременное определение образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса и активное включение родителей в этот процесс, способствуют полноценному развитию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, что, в свою очередь, облегчает весь процесс адаптации в обществе.

             

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тестопластика - как средство коррекционно развивающего обучения детей дошкольного возраста

    Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета...

    Итоговое занятие с группой детей коррекционно развивающего обучения (младший дошкольный возраст) "В гости к бабушке"

    Занятие проводилось в конце учебного года с детьми младшего дошкольного возраста с нарушенным интеллектом и ранним детским аутизмом.. Цель занятия -  закрепление изученного материала, создание ко...

    Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста

    Игры с использованием прищепок в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста...

    Рабочая программа организации коррекционно-логопедической работы группы инклюзивной направленности

    Группа инклюзивной направленности-группа с детьми , имеющими разные сценарии развития. Программа коррекционно-логопедической работы заточена под детей как имеющих проблемы со здоровьем, так и детей с ...

    Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА» для детей 3,5 - 5 лет в группе инклюзивной направленности:ТНР

    Конспект КНОД «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» для подгруппы детей 4-5 лет (инклюзия ТНР)НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ : «Домашние живтные»Цели - расширение предметного слова...