Открытое занятие "Зимние посиделки".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Недосекина Наталья Петровна

Развлечение с использованием народных игр для детей старшего возраста. Сценарий развлечения составили: Краснопёрова И.В. (воспитатель), Новожилова О.В. (муз.руководитель).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зимние посиделки.57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечения с использованием  народных  игр для старшего дошкольного возраста.  

                                         «Зимние посиделки».

Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе народного фольклора.

Задачи: Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора;

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Развитие творческих способностей детей на основе разных жанров  фольклора.

Закрепление ранее изученных народных игр.

               

Хозяйка (Ведущая):

Воспитатель:

музыкальные номера:

1. Пляска «Валенки».

2. Х-д  «Как на тоненький ледок».

3. х -д  «Русская Зима».

Игры:

1. подвижные:

1. игра «Русский плетень».

2. игра «Дед Мороз».

3. игра «Платок».

4. игра «Липкие пеньки».

5. игра «Пирожок».

6. игра «Водяной».

2. словесные:  “Бой скороговорок».

                                                                                                                                                                                                                      ХОД: В зале темно, Хозяйка зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Зажигается свет, входят дети.

Воспитатель:   Тук – тук, тук- тук!

Из ворот слышен стук.

Двери отворяйте,

В дом гостей впускайте!

Веселых ребятишек-

Девчонок и мальчишек!

Хозяйка:   Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.

На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Да играли на Руси! Ах, как игры хороши.

Словом эти посиделки были праздником души!

Воспитатель:   Эй, ребята, выходите, дружно пляску заводите,

Ведь наш русский народ ловко пляшет и поет.

Пляска «Валенки».

Вступление.

1 фр. Выходят девочки (Д.) – в руках валенок – валенки кладут на пол.

2 фр. Стоят (за валенками) – руки «полочкой», делают «пружинки».

3, 4 фр. Бегут по кругу, ноги в захлёст, встают на места. (клином перед ёлкой)

1 куплет 

(медл.) «Каблучок» - руки на пояс (пятка, руки развели (носок,

«полочка» (перетоп) – повторить 2 раза.

(быстро) «Плечики» - руки опущены («ёлочки», топать на месте.

Припев.    «Каблучок» + развести руки 2 раза,

                   «Кружение» вокруг себя - повторить 2 раза.

2 куплет.    Выходят мальчики

                     (М., подходят к Д. (у Д. руки "полочкой», встают рядом).

                      Д. обходят М. – руки «полочкой».

Припев. «Каблучок» и развести руки 2 раза + "До-за-до"

3 куплет. Идут хороводом.

Припев. Сужают круг (топающим шагом - руки вверх, расходятся также.

                До-за-до 1 раз.

Проигрыш. Идут парами под ручку, выстраиваются в линию, пританцовывают.

4 куплет.      М. стоят, Д. обходят их 1 круг («плечики»)

                        Д. выходят вперед 4 шага + кружатся вокруг себя 1 раз.

Припев.    «Каблучок» + развести руки 2 раза, «Кружение» - повторить 2 раза.

Проигрыш.    Д. стоят, пританцовывая, М. к ним подбегают, берут за талию – (визг) отбегают назад,

Д. в это время удивляются, ладошки к вискам.

(муж. вокал) М. делают шаг вперед – танцуют. (Д. в это время берут валенок) .

(жен. вокал) Д. обходят мальчиков 1 круг, поворачиваются друг к другу, берутся за валенок.

Держась за валенок, отходят 3 шага друг от друга и сходятся – повтор 2 раза.

Держась за валенок, кружатся 1 круг.

(пауза) Одной рукой держатся за валенок, поклон.

Хозяйка: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,

                 Да и девушки под стать, им не станут уступать.

Мальчики выстраиваются у одной стены, девочки у другой.

Проводится игра «Русский плетень».

(музыкальный руководитель играет любую русскую народную мелодию, наигрыш - дети, выстроив плетень идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия - дети отпускают руки и танцуют. Тишина - должны выстроить свои плетни. )

Хозяйка:   Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,

                   Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Воспитатель:  Ну, что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

Проводится “Бой скороговорок».

1. На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

2. У четырех черепашек четыре черепашонка.

3. Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

4. Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

5. Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

6. От топота копыт пыль по полю летит.

7. Купила бабуся бусы Марусе.

8. Проворонила ворона вороненка.

Хозяйка:  Блестят коньки,

Блестит каток,

Пушистый снег искрится.

Надень коньки

Свои,  дружок,

Попробуй прокатиться.

Воспитатель:   Пускай тебя

Щиплет мороз —

Смотри — не испугайся,

Пусть заморозит он до слез —

Ему не поддавайся.

Проводится игра русская народная «Дед Мороз».

Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Приносил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,        

Ветер вьюжит,

Метели кружат.

Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «замороженный», сидит неподвижно в круге).)

Хозяйка:   А знаете ли вы, ребята, пословицы о зиме?

Пословицы:

— Январь — году начало, зиме середина.

— Новый год к весне поворот.

— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

— Зима спросит, что летом припасено.

— Лето собирает, зима подъедает.

— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

— Декабрь — году конец, зиме начало.

Хозяйка:  Ох, и славно вы говорите,

                   А как играть умеете, покажите.

Воспитатель:   Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Проводится народная игра «Платок».

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась -  бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда ,  которая первой построит дом.

После игры  звучит тихая музыка.

Хозяйка:  Вижу  я  издалека:

        Едет  Ваня  к  нам  сюда,

        Едет  прямо  в  хоровод.

        Расступись, честной  народ!

Х-д  «Как на тоненький ледок».    

Ваня (ребёнок) вместе  с  детьми  водит  хоровод, постоянно  падает.

1. Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок!

4.  Две подружки увидали,
Прямо в Ване подбежали.

Припев:  Ах, зима, ты зима,
Белоснежная пришла!

5.  Две подружки увидали,
Путь дорогу показали.

2. Выпал беленький снежок
Ехал Ванечка-дружок.

6.  Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!

3. Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.

Хозяйка:    Ой, Ванюша, ты  не  ушибся?

Ваня.      Нет, я  падал  понарошку,

      Рассмешить  хотел  немножко.

Физминутка (проводит Воспитатель):

 С неба падают снежинки,( показываем)

 Как на сказочной картинке.(разводим руки)

 Будем их ловить руками,

 (Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения,  словно ловят снежинки)

 А потом покажем маме. ( вытягиваем ладошками вверх)

 А вокруг лежат сугробы, (руки вверх)

 Снегом замело дороги. ( руками водим внизу )

 Не завязнуть в поле чтобы,

 Поднимаем выше ноги.  (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

Хозяйка:  И стоит на опушке леса

Сухой постаревший пенек.

Одинокий садится путник

На него отдохнуть часок.

Воспитатель:   Давайте мы с вами сыграем в  игру «Липкие пеньки».

Игра «Липкие пеньки».

(считалкой выбираются 3-4 ребенка, они становятся «липкими пеньками»,  эти дети садятся на пол, они не должны сходить с места, ловят- салят только при помощи рук. Те, кого они осалили,  так же садятся рядом со своим «пеньком» и пытаются осалить других)

Хозяйка:  А не хотите ли гости дорогие сейчас послушать докучные сказки?

А не знаете таких?

Так слушайте:

Жил-был царь

У царя был двор

На дворе был кол

На колу мочало

Не сказать ли сначала ? (повторяет)

Воспитатель:   Нет, детей черед пришел.

Докучные сказки (театр валенок):

1. Жили- были 2 братца

Кулик да журавль

Накосили они стожок сенца

Поставили среди кольца

А не сказать ли с конца?

2. Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?...

3. Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.

4. Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..

Хозяйка: Уж хватит говорить не пора ли нам всем перекусить?

Проводится русская игра «Пирожок».

Правила игры: играющие выбирают покупателя, а остальные становятся в ряд, держась один за другого. Передний называется булочником, прочие составляют печь, а последний объявляется пирожком.

Покупатель подходит к булочнику и спрашивает:

- Где мой пирожок?

Булочник отвечает:

- За печкой лежит!

Покупатель бежит туда с правой стороны, а пирожок, крича:

«Я бегу, бегу», - торопится стать перед булочником.

Если ему это удается, он делается булочником, задний - пирожком, а покупатель снова должен покупать.

Но если покупатель поймает пирожок, то он (покупатель) делается булочником, а пирожок - покупателем.

Хозяйка:  Речка чудная течёт,

С тёмною водою.

Водяной в реке живёт,

Важен он собою.

Воспитатель:  Он зелёный, добродушный,

Любит петь он под луной.

Хор набрал он из лягушек,

И концерт даёт весной.

В какую игру мы с вами сейчас поиграем? Правильно – русская игра – «Водяной».

Русская игра – «Водяной» 

 (считалкой выбирается один ребенок, он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят:

Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?

Ну- ка выходи, с нами посиди.

Дети останавливаются,  «водяной» встает и идет вперед,  наткнувшись на ребенка, он  на ощупь пытается отгадать, кто перед ним.)

Хозяйка:  Стой, мой милый хоровод, стой, не расходись.

Посмотрите,  какой мы  хоровод заводить умеем.

х -д  «Русская Зима».

1. Мягкий беленький снежок тает на ладошке,
До чего же хорошо в новеньких сапожках.
Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться
И в пушистый снежный ком взять и превратиться.

идут по кругу.

лёгкий бег.

ПРИПЕВ:
Зимушка, зимушка, ах как хороша!
Радуйся, радуйся, русская душа!

Проигрыш.

«тарелочки». 3 притопа.

поворот.

«пружинка».

2. Снег как добрый чародей бродит в переулке.
Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку.
Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться
Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица? (2р.)

«ковырялочка».

«грозилка».

трут нос,  удивляются.

3. Спят деревья крепким сном под напев метелей,
А на горке ледяной целый день веселье,
Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята,
И бегут опять наверх словно медвежата. (2р.)

«спят»

идут в центр круга.

идут назад.

лёгкий бег на месте.

Хозяйка:  На завалинке сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей старины.

Воспитатель:  Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями,

Говорим: до новых встреч!

Хозяйка:  А гостей мы провожаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

Воспитатель:  Каравай мы всем подносим,

Поклонясь, отведать просим.

(детям и гостям подносится каравай)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"

Цель: Приобщение детей к истокам  русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»

    Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа....

открытый показ развлечения "Маленькие посиделки"

В нашем детском саду каждый воспитатель ежегодно проводит открытые показы занятий или развлечений. Развлечение "Маленькие посиделки" я показывала в 2010 году. Кроме наших воспитателей  присутство...

День открытых дверей "Посиделки в теремке",досуг с родителями

День открытых дверей.Досуг с родителями «Посиделки  в  теремке»...