Психотерапивтической сказки с элементами психогимнастики. «Дождевые червячки».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Жупикова Екатерина Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekta_psikhologicheskogo_zanyatiya_na_osnove.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

    Составила педагог-психолог: Жупикова Екатерина Алексеевна.                                         МБДОУ№188 «Кораблик» г.Самара, январь 2014 уч.год.

  План конспекта психологического занятия на основе  

            Психотерапивтической сказки с элементами психогимнастики.

         «Дождевые червячки».

Для детей старших дошкольников 7 лет                                                                      

Цель:

- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей.

Задачи :

- Настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

- Сбросить интенсивность физического и психологического напряжения.

- Приобретать и закреплять приемлемые стереотипы.

- Закреплять положительные эффекты, улучшение самочувствия и настроения.

- Способствовать сплочению детского коллектива.

- Создать положительный эмоциональный настрой.

Форма проведения : подгрупповая.

Методы и

Задачи.

Оборудование.

- игра «Угадай по имени»

- Игра «Горячее - холодное»

-игра «Мышь,жук,крот»

-Сбросить интенсивность физического и психологического напряжения.

чтение сказки

«Дождевой червяк»

Сказка Т.А. Шорыгина «Дождевой червяк»

- Игра «Ручеёк»

-Закрепление положительного эффекта, улучшение самочувствия и настроения.

-Мимические и пантомимические этюды «Дождевой червяк».

-Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действия педагога 

-Упражнение на выражение эмоции  гнева, обиды,радости.

-Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психологического довольства(недовольства) .

-Упражнение на коррекцию поведения смелость, справедливость.

- Выделение и узнавание типичных форм адаптивного поведения

- Игра «Ручеек»

- Закрепление положительного эффекта, улучшение самочувствия и настроения.

                                 Сценарный план

Педагог. Сегодня, дети, вы станете дождливыми червячками, которые теплым весеннем днем выползли на поверхность земли. Покажите, как вылезают червячки. Присядьте и медленно, извиваясь, пробирайтесь сквозь толщу земли. Увидели червячки друг друга и захотели познакомиться (дети изображают вместе с педагогом).                                    А теперь червячки постараются узнать друг друга по голосу. Один червячок (вызов ребенка по имени) будет отгадывать, кто же назвал его имя. (Вызванный ребенок отворачивается, кто-то из детей называет его по имени, так со всеми детьми).                    Сейчас я буду бросать вам разные воображаемые предметы, а вы сразу представляете их и ловите так, будто они настоящие. Итак, кидаю вам горячую картошку. Быстрее кидайте ее друг другу. Она только что из костра. Нельзя,  чтобы она долго оставалась в руках. Внимание! А сейчас поймайте ледышку. Она холодная, скользкая, от нее мерзнет руки. Молодцы, никто не уронил льдинку, быстро вы ее передали. А теперь поймайте бабочку. Осторожнее. Она очень хрупкая, нежная, вы легко можете повредить ей крылышки ( имитация с детьми действий с воображаемыми предметами).                                            Червячки живут под землей, и у них есть соседи – другие животные. Под землей не нужно зрение, там всегда темно, поэтому животные внимательно слушают или ощущают кожей. Сейчас я посмотрю, какие вы, внимательные. Вставайте в круг. Под. Музыку вы будите идти по кругу и выполнять мой команды: на слово «мышка»- вы будите ходить на носках, на слово «крот»- ходить в присядку, на слово « жук»-  легко бегать, расправив крылья-рук (смена команд по несколько раз).                                                                           Молодцы, червячки, вы очень внимательные, но на кого не наткнетесь под землей.

        А сейчас я вас хочу познакомить с червячком по имени Верми. Чтение сказки «Дождевой червяк» приложение 1.

Пока мы играли, очень похолодало. Весной часто бывают заморозки. Червячки замерзли, превратились в настоящих ледышек. Все сжались, съежились. Как холодно червячкам! На лице страдание. Все тело напряжено, руки прижаты, плечи приподняты. Все тело как ледышка. Но вот появилось солнышко, пригрело землю, и червячки начали оттаивать, отогреваться. Легли свободно, раскинули ручки и ножки, подставили лицо к солнышку. Тепло, хорошо. Все тело расслаблено.                                                                                                   Кар-кар-кар! Прилетели большие вороны за червячками. Что же делать? Испугались червячки и застыли на месте как лежали, чтобы вороны не заметили их или приняли за веточки дерева. Червячки совсем не подвижны, напряглись, затаили дыхание. Походили, походили вороны, но ничего не заметили и улетели.                                                                Вставайте, червячки. Улетели вороны. А вот и долгожданный дождик, который так любят червячки. Покажите, как капает дождик(хлопки  изменениями ритма со звукоподражанием «кап-кап-кап»).                                                                                                         Набралось так много воды, что образовался ручеек. Отпустили червячки руки и гоняют волны в ручейке. Руки расслаблены, движения плавные. Вправо- влево, то в одну сторону, то в другую. Весной прилетают грачи, черные, важные. Покажите, как важно ходят грачи. Голову подняли. Крылья расправили. Шея напряжена, спина и руки-крылья твердые. На лице такая гордость. Все осмотрели, везде заглянули.                                                                                                                       Ходили, ходили, даже устали. Присели, голову  под крылышки спрятали и задремали. Совсем расслабились грачи. А тут кошка : «мяу-мяу!» Скорей улетай, грачи , а то кошка вас съест ( перебегают на другую сторону зала).                                                                     Педагог. Кошка бежала за грачами и раздавила несколько червячков. Как, червячки, мы на нее разгневались? Поругайте кошку: «Плохая ты, кошка, как ты могла наступить на маленьких червячков! Ты такая большая, а они такие маленькие!»                                                          От обиды червячки даже заплакали, слезы потекли рекой. Покажите, как заплакали червячки. Как они огорчились. Не плачьте , посмотрите, кошка только немного задела червячков, они больше от страха замерли. Какая радость! Утрите слезы, УЛЫБНИТЕСЬ!                                                Педагог. У червячков много врагов, которые хотят их съесть. А червячки хотя и маленькие, но очень смелые и справедливые. Покажите, какие вы смелые. Маленького червячка обижают большие. Встаньте на его защиту. Что вы сделаете? Что скажете обидчикам? Кому легче защищать, одному или когда вы вместе? (проигрывание ситуаций).                                                       Маленьких всегда надо защищать, они сами себя защитить не могут (обсуждение и разыгрывание ситуаций из личной жизни детей).                                                                              Педагог. Пора нам превращаться в детей. Мне очень приятно, что мои дети такие добрые, смелые, справедливые. Вставайте за мной, возьмитесь за руки. Наш веселый ручеек побежал в группу( легкий бег змейкой). До встречи.                                                                        Бежит веселый ручек.                                                                                     Преграды обойти он смог.                                                                                 Прохладу в жаркий день несет,                                                                       Олень воды его попьет,                                                                                  Цветы и травы расцветут.                                                                                       Его везде и всюду ждут.                                                                                        А остановиться он здесь.                                                                                     (Е.Алябьева)

Приложение 1.

Сказка                                

«Дождевой червяк»

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.                                                                                             Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.   Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.                                                                                                                                                               Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.                                                                                                                                             Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.                     В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.                            Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:                                                                             - Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.                                                                                          Девочка расплакалась и убежала домой.                                                                                                       Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.                                                                                                                                                                            Хорошо ли поступили дети?                                                                                                                                       А вы боитесь дождевых червей?                                                                                                            Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.                                                                «Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».                                                                                                                                                 Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?                                                               Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.                                                                              - Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.                                                                - Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!                                                                                                                                        Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.                                                           - Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.                                                           И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?                                                                                 - Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!                                                                                                                              Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.                                     Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.                                                                                                                                                                                - Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.                                                                                                                                                                                                                                                    В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.                                                                                                                                     - Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть, дождевые черви уползли к соседям?                                                                                                                           - Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.                - Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!                                                        Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

 Где Володя и Наташа отдыхали летом?

 Кто появился на грядках в огороде после дождя?

 Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?

 Почему червяк Верми обиделся на детей?

 Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?

 Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?

 Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород?

 Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

консультация для воспитателей "Элементы психогимнастики".

консультация для воспитателей "Элементы психогимнастики"....

Физкультурное занятие с элементами психогимнастики

Физкультурное занятие с элементами психогимнастики...

Физкультминутки с элементами психогимнастики для детей средних, старших и подготовительных групп

Cнятие физического и эмоционального напряжения, сплочения группы, создания благоприятной эмоциональной атмосферы. Для детей средних, старших и подготовительных к школе групп....

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами психогимнастики с использованием мультимедийных технологий во второй младшей группе «Путешествие по сказкам»

Программное содержание: Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Совершенствовать использования в речи слов с суффиксами уменьшительно-л...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...